За пределами единого и многого

Nov 06, 2024 12:33


Виднейший буддийский философ Васубандху (V век) в своем труде "Абхидхармакоша" приводит развернутый образ реки, которую мы, люди, воспринимаем именно как реку, рыбы - как среду обитания, небожители - как вместилище божественного нектара (амриты), а адские страдальцы - как разъедающий тело едкий поток (что-то вроде царской водки для нашего тела). ( Read more... )

Leave a comment

Comments 7

lj_frank_bot November 6 2024, 09:34:15 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply

mahadaridra November 6 2024, 09:36:30 UTC

нет, нет. Это философия

Reply


hyperboreus November 6 2024, 10:46:36 UTC

В западной философии такая позиция озвучивалась софистами (Протагор: человек - мера всех вещей), но была сразу же отвергнута как недостаточная. Затем она выкристаллизовалась в кантово учение о трансцендентальном субъекте, который существует поверх любых эмпирических различий, ибо свидетельствует о том, что в принципе можно знать, а что нельзя. Похожую точку зрения можно найти в махаянском буддизме, где на фоне относительной истины появляется абсолютная истина, истина будды, истина дхарматы, истина того, как оно на самом деле есть. Но это тоже не эмпирическое положение дел, а трансцендентальное.

Reply


kostiamark November 8 2024, 09:55:14 UTC

"Множественность несводима. "

Как же несводима, если в Вашем примере Васубандху её свёл:

"Виднейший буддийский философ Васубандху (V век) в своем труде "Абхидхармакоша" приводит развернутый образ реки, которую мы, люди, воспринимаем именно как реку, рыбы - как среду обитания, небожители - как вместилище божественного нектара (амриты), а адские страдальцы - как разъедающий тело едкий поток (что-то вроде царской водки для нашего тела)."?

Reply

mahadaridra November 8 2024, 10:30:16 UTC

От говорит об "этом" как реке, потому что он и его читатели - люди. Вот и всё, никакого сведения

Reply

kostiamark November 8 2024, 12:04:35 UTC

Тогда откуда он знает, что "это" для рыб - среда обитания, а для небожителей - вместилище божественного нектара? Может быть, у одних это "это" - вовсе не это, а то, а у других - вообще иное?

ЗЫ Точнее сказать, что позволяет ему быть уверенным в том, что он обсуждает одно и то же для разных миров? Откуда здесь тождество, если единого-то нет?

Reply


hansrudel November 13 2024, 16:31:56 UTC

И кто из них не чувствует боль, когда прищемят палец?

Reply


Leave a comment

Up