Путаница с истиной и благом

Nov 27, 2024 14:51


Меня не перестают удивлять разговоры об истине в связи с религиями. Религии же не имеют никакого прямого касательства к истине. Они ратуют о благе! И мне неясно, почему это большинству неясно.

Атеисты (то есть отрицатели христианства) и мусульмане, к примеру, предлагают свои доводы именно в пользу того, что их воззрения дают  благо. Их можно ( Read more... )

Leave a comment

Comments 9

hyperboreus November 27 2024, 13:01:26 UTC

Просто сами религии говорят об истине и претендуют на нее:

"А Господь Бог есть истина" Иер: 10: 10-10

"Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины". 1Тим. 3:15

Reply

mahadaridra November 27 2024, 13:30:40 UTC

там не термин, а греческое слово, омоним термина

Reply

hyperboreus November 27 2024, 14:05:14 UTC

Греческое слово в книге Иеремии???

Reply

mahadaridra November 27 2024, 14:38:18 UTC

конечно, греческий перевод, ибо привлекать иноцивилизационный источник на семитском языке вообще никак не годится

Reply


hansrudel November 29 2024, 19:56:39 UTC

Благо во лжи.

Reply


ext_5684234 November 29 2024, 21:20:09 UTC

А что, собственно, истина, если не постижение пути к благу? О чём она должна быть?

"Познайте истину, и истина сделает вас свободными".

В исламе (я уж не говорю про атеизм) никакой истины, разумеется, нет, и они достигают "блага" весьма и весьма относительного.

В христианстве же есть весьма и весьма нетривиальное содержание, которое, казалось бы, к "благу" никакого отношения не имеет, но без познания которого путь к настоящему благу невозможен.

И подавно, конечно, нет никакой истины в науке. Все утверждения науки аналитичны и вследствие этого тривиальны. Никакого познания ПРИЧИН тут нет, тут есть просто способы воспроизводства экспериментов (не очень надёжные), или простая констатация соответствия одних чувственных данных другим.

Как-то уж Вы слишком лихо наскакиваете на "религиозные программы", надеясь порубить их шашкой с одного удара. Это у Вас не получится.

Reply

mahadaridra November 30 2024, 11:03:00 UTC

Я в самом деле лично недолюбливаю религию (есть верующие близкие, эато меня лишь обременяет в жизни) и не нуждаюсь в ней, но в данном случае нет никакого на нее наскока. Есть упрек тек, кто запутался в категориях. А вот у вас я заподозрил наскок на науку. Наука и не претендует особо на познание причин, но она в посюсторонности на редкость эффективна. И ваше утверждение, что утверждения науки все аналитичны, уж очень странное. Да вы вообще знаете о критике Куайном Кантова деления суждений (я про две пары: априорного-апостериорного и аналитического-синтетического)?
Если у нас состоится в самом деле дискуссия, то вам было бы уместно определить свою мировоззренчески доктринальную аффилиацию. Свою я тоже готов назвать.

Reply

ext_5684234 November 30 2024, 19:56:25 UTC

Аффилиацию? Сразу вспоминается царь Иван Васильевич:

- Ты чьих будешь?

- Чей холоп, спрашиваю?

Ну, я хоть и не холоп, но имею, наверное, простую аффилиацию: МЕЙНСТРИМ нашей средиземноморской цивилизации, от Сократа до Уайтхеда. Вот, кстати, про науку можно почитать книжку Уайтхеда, которая так и называется: "Наука и современный мир". Там он говорит, например "...мы набрасываем на реальность сеть из дифференциальных уравнений, но реальность всегда ускользает из неё". Или, там, что освобождённый разум эпохи Декарта и Лейбница затем был задавлен реакцией средневековой схоластики в виде "научного мировоззрения", оно же механистическая картина мира.

Но, возвращаясь к нашим "религиозным" баранам, можно, например, вспомнить, что Гегель называет ислам "религией абстракции", поскольку в нём нет никакого содержания, кроме утверждения о том, что Бог един.

А вот христианство он как раз называет "религией истины". Что это за истина - не секрет. Наиболее значимая её формулировка, научная, в нашей традиции, содержится в диалоге Платона "Филеб". Это ( ... )

Reply


kostiamark November 30 2024, 07:18:57 UTC

Это не путаница, это просто разные концепции истины. Та, которая упоминается в посте и которая противопоставляется благу, основана на идее соответствия знака якобы существующей независимо от него реальности. Это натурализм.

Имхо в религии, в философии , скажем, Платона или Хайдеггера, истина и благо неотличимы или, на худой конец, мало отличимы друг от друга: неслучайно ведь Благо у первого - это эйдос эйдосов.

Reply


Leave a comment

Up