В 6-й книге "Естественной истории" римского автора Плиния Старшего (погибшего при извержении Везувия в 79 г.), сохранилось упоминание народа хроасов (Chroasai), о котором в дошедшей до нас античной литературе более никаких сведений нет.
Интересен контекст в котором упомянут народ хроасов:
50
Ultra sunt Scytharum populi. Persae illos Sacas universos appellavere a proxima gente, antiqui Aramios, Scythae ipsi Persas Chorsaros et Caucasum montem Croucasim, hoc est nive candidum. multitudo populorum innumera et quae cum Parthis ex aequo degat. celeberrimi eorum Sacae, Massagetae, Dahae, Essedones, Astacae, Rumnici, Pestici, Homodoti, Histi, Edones, Camae, Camacae, Euchatae, Cotieri, Authusiani, Psacae, Arimaspi, Antacati, Chroasai, Oecteai. ibi Napaei interisse dicuntur a Palaeis.
То есть:
VI.50. По ту сторону [Яксарта] живут скифские народы. Персы называют их всех саками по имени ближайшего племени, а древние - арамиями. Скифы же сами [называют] персов хорсарами, а гору Кавказ - Кроукасисом, то есть белоснежным. Здесь неизмеримое множество народов, их образ жизни похож на парфянский. Самые известные из них - саки, массагеты, дахи, эсседоны, астаки, румники, пестики, хомодоты, хисты, эдоны, камы, камаки, эвхаты, котиеры, автусианы, псаки, аримаспы, антакаты, хроасы (chroasai), этеи. Говорят, что там напеи были уничтожены палеями.
В начале списка мы видим что перечисление племён идёт с востока на запад: саки (в Средней Азии), массагеты (в Аральском бассейне), дахи (примерно между Аралом и Каспием), эсседоны (примерно между Уралом и Каспием) и далее. Среди остальных народов мы видим псаков (псесов) на Северо-Западном Кавказе, эвхатов-авхатов и котиеров-катиаров известных ещё в Геродотовой Скифии, аримаспов - северный "одноглазый" народ, соседствующий с грифами и гипербореями, и среди всего прочего хроасов. Затем упомянуты палеи и напеи, которые по данным Диодора Сицилийского были в числе родов или племён Скифского царства в Крыму. То есть хроасы перечисленны среди народов Восточной Европы, ближе к северу (рядом с аримаспами, антами и катами), где-то между Доном (или Днепром?) и Волгой в значительном удалении от моря. "Крайне-северное" место проживания хроасов объясняет и недостаток информации о них.
Между тем, на наш взгляд, есть некоторые основания сопоставить хроасов с северным народом хрос у Псевдо-Захария 6 века, а также с гиперборейским народом скифов-рос в недатированной схолии к трактату Аристотеля "О небе". Латинская запись chroasai вполне могла возникнуть из
греческой записи *├ροασοι с использованием ранней формы знака густого придыхания (дасия), который был прочитан (Плинием или его предшественником?), как [x] и соответственно обозначен латинским диграфом ch-. Сочетание гласных "oa" вполне вероятно передаёт какой-то звук (долгий или дифтонг), отсуствующий в греч. языке, либо в латинской записи могла быть очень вероятная ошибка "oa" вместо "ou".
Таким образом, на наш взгляд, упоминание Chroasai у Плиния Старшего с большой долей вероятности мб первым известным упоминанием племени росов или русов, от которого впоследствии произошло наиманование народа и страны Русь.