В 9 веке о Руси упоминают многие источники, но конкретную этнографическую информацию дают только два:
"Книга путей и стран" авторства ибн-Хордадбеха, известное в двух кратких авторских редакциях примерно 840-х и 880-х гг. и так называемая "Анонимная записка о народах Восточной Европы" - сочинение, созданное примерно между 840-ми и 870-ми годами,
(
Read more... )
Comments 7
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Reply
Reply
Reply
Спасибо за существенное замечание, что конечно влияет на выводы.
Насчёт кремации в лодье - тут существенно то, что вывод об отсуствии обряда у каких-либо групп делается на отсуствии в захоронении тн "лодейных заклёпок". Но при сожжении в моноксиле/насаде, где не использовались металлические заклёпки - их, естественно, не найдут. Проще говоря, археологическая география и хронология распространения заклёпок маркирует распространение способа изготовления лодок с использованием металлических заклёпок, а не распространение обряда сожжения в лодке. Описанный у ибн-Фадлана обряд типичен для любых славян и вполне может быть восточноевропейским, а не каким-нибудь циркумбалтийским.
Reply
"Но при сожжении в моноксиле/насаде, где не использовались металлические заклёпки - их, естественно, не найдут" - это важный момент, но в науке действует правило: "бремя доказательства лежит на утверждающем". То есть в научной работе, увы, невозможно просто написать "славяне (или аланы) тоже могли хоронить умерших в ладье, просто их ладьи археологически неуловимы", нужны доказательства. Нет доказательств - гипотеза не имеет научной ценности.
Reply
Не в этом дело: просто интерпретаторами за "распространение обряда трупосожжения в лодье" выдаётся факт распространения новых способов изготовления самих лодок. Кстати, синхронно происходит переход на гончарное производство керамики в тех же регионах, где появляются изделия с "лодейными заклёпками".
И главное - основные детали, идеология и сопутствующая мифология обряда, описанного ибн-Фадланом, сугубо местные балто-славянские. Это, как минимум, говорит что и сам обряд имел место в местной среде. В качестве "клады" (колоды, или места, куда кладут покойника для сожжения) используется лодья.
Reply
Leave a comment