Этнографическое описание Русского каганата в 9 веке.

Jan 29, 2022 18:54


В 9 веке о Руси упоминают многие источники, но конкретную этнографическую информацию дают только два:

"Книга путей и стран" авторства ибн-Хордадбеха, известное в двух кратких авторских редакциях примерно 840-х и 880-х гг. и так называемая "Анонимная записка о народах Восточной Европы" - сочинение, созданное примерно между 840-ми и 870-ми годами, ( Read more... )

Leave a comment

Comments 7

lj_frank_bot January 29 2022, 16:55:58 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply

mahmut_2020 January 30 2022, 09:27:56 UTC
История

Reply

lj_frank_bot January 30 2022, 09:29:21 UTC
Не сложилось. Но я стараюсь

Reply


sverc May 22 2022, 19:38:21 UTC
Поправочка. Ибн Хордадбех не называет мечи русов "франкскими", он просто говорит о том, что русы торгуют мечами (без уточнения какими именно). "Франкскими" называет мечи русов только Ибн Фадлан много десятилетий спустя: по его словам, мечи русов «плоские, бороздчатые, франкские» (Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956. С. 141). Русы Ибн Фадлана, видимо, не имели этнографического отношения к русам "Анонимной записки" и Ибн Хордадбеха, будучи, судя по своему погребальному обряду, выходцами из Балтийского региона (ни салтовские аланы, ни восточные славяне умерших в ладье не кремировали), которые и принесли в Восточную Европу франкские мечи.

Reply

mahmut_2020 May 22 2022, 21:39:09 UTC
Эх - память подводит, надо себя перепроверять.
Спасибо за существенное замечание, что конечно влияет на выводы.

Насчёт кремации в лодье - тут существенно то, что вывод об отсуствии обряда у каких-либо групп делается на отсуствии в захоронении тн "лодейных заклёпок". Но при сожжении в моноксиле/насаде, где не использовались металлические заклёпки - их, естественно, не найдут. Проще говоря, археологическая география и хронология распространения заклёпок маркирует распространение способа изготовления лодок с использованием металлических заклёпок, а не распространение обряда сожжения в лодке. Описанный у ибн-Фадлана обряд типичен для любых славян и вполне может быть восточноевропейским, а не каким-нибудь циркумбалтийским.

Reply

sverc May 25 2022, 09:38:20 UTC
Ибн Хордадбех говорит, что купцы-русы идут по Танаису-Дону, а не по Днепру или Волге. Это важный момент для их локализации - если следовать источнику, русов этих следует размещать где-то в верховьях Дона. И вот, что интересно: большая часть восточноевропейских кладов дирхемов этого времени приходится на бассейн Верхней и Средней Оки: http://3www.a-nevsky.ru/images/rkrirk/1-43.png То есть получается, что под купцами-русами Инб Хордадбеха, весьма вероятно, следует понимать верхнеокских славян.

"Но при сожжении в моноксиле/насаде, где не использовались металлические заклёпки - их, естественно, не найдут" - это важный момент, но в науке действует правило: "бремя доказательства лежит на утверждающем". То есть в научной работе, увы, невозможно просто написать "славяне (или аланы) тоже могли хоронить умерших в ладье, просто их ладьи археологически неуловимы", нужны доказательства. Нет доказательств - гипотеза не имеет научной ценности.

Reply

mahmut_2020 May 25 2022, 19:49:28 UTC
== "Но при сожжении в моноксиле/насаде, где не использовались металлические заклёпки - их, естественно, не найдут" - это важный момент, но в науке действует правило: "бремя доказательства лежит на утверждающем". То есть в научной работе, увы, невозможно просто написать "славяне (или аланы) тоже могли хоронить умерших в ладье, просто их ладьи археологически неуловимы", нужны доказательства. Нет доказательств - гипотеза не имеет научной ценности.

Не в этом дело: просто интерпретаторами за "распространение обряда трупосожжения в лодье" выдаётся факт распространения новых способов изготовления самих лодок. Кстати, синхронно происходит переход на гончарное производство керамики в тех же регионах, где появляются изделия с "лодейными заклёпками".
И главное - основные детали, идеология и сопутствующая мифология обряда, описанного ибн-Фадланом, сугубо местные балто-славянские. Это, как минимум, говорит что и сам обряд имел место в местной среде. В качестве "клады" (колоды, или места, куда кладут покойника для сожжения) используется лодья.

Reply


Leave a comment

Up