Продолжение.
1-я часть.
Для обеспечения технологического рывка Новороссии нам необходимо:
1. Создать условия для притока в Новороссию «интеллектуального капитала».
2. Создать условия для взращивания творческого потенциала у населения Новороссии.
3. Системное финансирование и внедрение разработок государством.
Для решения первой задачи необходимо прежде всего прогрессивное налоговое законодательство, обеспечивающее режим наибольшего благоприятствования для разработки и внедрения на территории Новороссии продукции следующего поколения.
Вторая задача на первом этапе решается прежде всего путём внедрения в ряде школ и послешкольных учебных заведений специальных учебных дисциплин, таких как ТРИЗ, системное мышление и стратегическое знание. Подобная методика способна дать экономический и социальный эффекты уже в ближайшие 5-6 лет. Указанные нововведения кроме своей прямой задачи, т.е. стимулирования инновационной модели развития, выполняет также задачу по формированию нового человека, адекватного когнитивной фазе. Сюда же следует включить и позабытые ныне центры детско-юношеского творчества и станции юных техников.
На третьей задаче остановимся подробнее.
Как-то в далёкие 80-е годы прошлого столетия заместитель председателя Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий Ю.Пугачёв, отвечая на вопрос журналиста, отметил: «Немало примеров, когда изобретения, которые могут принести государству миллиардные прибыли, долгие годы ждут своего применения. Сложилась парадоксальная ситуация: всё, что выгодно государству, не всегда выгодно министерствам, его предприятиям. И чем больше по значимости изобретение, тем труднее его внедрить».
Из практики известно, что срок внедрения среднего по уровню изобретения составляет 7-15 лет. Причиной подобного длительного промежутка времени является, прежде всего, косность и негибкость научной и управленческой иерархии. Появление любой научной теории, технологии или изобретения автоматически делает ненужными и бессмысленными горы научных работ и монографий, а также соответствующих потоков материальных ресурсов. Да что там говорить, если некоторые изобретения закрывают целые отрасли экономики! Естественно, подобный процесс вызывает отторжение у бюрократического аппарата, не приспособленного к быстро меняющимся условиям, и, соответственно, является причиной его (аппарата) сопротивления внедрению НИОКР.
Таким образом, мы пришли к необходимости создания органа государственной власти, адекватно и быстро решающего вышеописанные задачи и проблемы, своего рода аналога американского DARPA.
Мы таким органом видим ГП «В.Е.К.Т.О.Р.» - Государственное предприятие «Вседонбасская единая компания Технологии и опытные разработки» (далее - Вектор).
Дальнейший текст можно считать официальным открытым предложением для руководства ЛДНР.
1. Описание.
Вектор является организацией непосредственно претворяющей в жизнь программу инновационного и технологического развития Новороссии, общие рамки которой были заданы выше. Почему именно государственное предприятие, а не министерство, комитет, департамент или ещё какой-либо классический орган государственной власти? Во-первых, подобная организационно-правовая форма позволит хотя бы частично избежать проблем, связанных с неповоротливостью бюрократического аппарата и неизбежной коррупцией. Во-вторых, мы прогнозируем уже в ближайшей перспективе прибыльность хозяйственной деятельности Вектора, что, соответственно, предполагает частично коммерческий характер данной организации.
Вектор подотчётен и подконтролен непосредственно Правительству, которое назначает директора на установленный законодательством срок.
Что касается названия, то может оно и не самое удачное, но аббревиатура ВЕКТОР задает определённое восприятие компании как авангарда развития.
2. Цели деятельности.
Цели, стоящие перед Вектором, можно условно разделить на три класса: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
К первому классу относится прежде всего массовое внедрение новых технологий, разработок, изобретений и рацпредложений в народном хозяйстве и оборонной сфере Новороссии. Данные цели отнесены к краткосрочным, т.к. к их реализации можно приступить уже сразу после создания и начала работы Вектора.
Ко второму классу следует отнести цели, созвучные задачам, стоящим перед Новороссией в целом, описанным выше:
- создание условий для притока в Новороссию «интеллектуального капитала».
- создание условий для взращивания творческого потенциала у населения Новороссии.
- системное финансирование и внедрение разработок государством.
Кроме вышеуказанных целей к среднесрочной перспективе следует отнести также создание на территории Новороссии т.н. технологических кластеров.
Далее цитата из книги «Сумма стратегий» С.Б. Переслегина»:
«Вертикальная капитализация территории по А. Желтову
Данный текст представляет собой попытку ответить на вопрос, как и за счет чего возможно создание новой экономики и новых форматов деятельности в малых городах.
Содержательной основой концепции является «теорема последней мили», согласно которой наиболее затратным и одновременно наиболее доходным элементом цепочки бизнеса является доставка товара или услуги непосредственно к конечному покупателю. Например, чашка кофе приносит во много раз больше прибыли, чем выращивание и оптовая продажа зерен кофе где-то в далекой Бразилии. При этом доставка этой чашки кофе к потребителю где-то в кофейне на площади маленького города в центре Европы крайне затратна: для начала надо создать исторический городок, затем моду на кофе…
Концепция кластерного развития говорит, что наиболее эффективным способом выстраивания экономики в регионе является замыкание цепочек добавленной стоимости - создание кластеров. Более продвинутый вариант, развивающий данную концепцию применительно к обеспечению сложных видов деятельности, таких как строительство и эксплуатация атомных объектов, говорит, что на территории должны быть собраны не только взаимодополняющие, но и взаимно конкурирующие, со-конкурирующие элементы, составляющие технологический аналог пищевой цепочки, - эконоценоз.
Концепция вертикальной капитализации содержательно располагается где-то посередине и утверждает, что продукты, услуги и инновации должны быть капитализированы и потреблены в месте их производства.
Традиционный концепт капитализации, который мы назовем горизонтальным, говорит нам, что продукт следует доставить в место, где он может быть капитализирован и потреблен. На этом основывается система мирового разделения труда, система международной торговли, обслуживающая ее система логистики и потоки инвестиций. В данной логике уникальный товар или услуга, произведенные где-то в глухой уральской деревушке или в ЗАТО Снежинск, могут быть капитализированы, то есть должным образом оплачены, только после их доставки на соответствующие рынки. Например,
в города-миллионники.
Концепция вертикальной капитализации возникает как попытка проблематизации традиционных подходов применительно к развитию местной экономики и потребления. Вообще вертикальная капитализация не существует в отрыве от понимания важности процесса потребления продуктов и услуг. Учитывая кластерный подход и проблему «последней мили», утверждается буквально следующее: экономическое развитие в малых городах начинается не с производства, а с потребления уникальностей. Другими словами, прежде чем начать продавать нечто прекрасное (пуховые платки, малые атомные реакторы, садовую голубику с кустами высотой два метра, выращенные в садках хариусы, кремниевые тигельки или глиняные горшки ручной работы), надо выстроить у себя спрос и культуру потребления этих продуктов. То есть замкнутую на потребление производственную цепочку. Уже после этого, через механизм туризма и экспорта уникальностей, соответствующие товары уходят на внешние рынки, обеспечивая приток покупателей, туристов, славу, рост внешней цены - и в итоге дополнительную капитализацию.
Эффективность вертикальной капитализации территории можно оценить по формуле - отношение площади территории к плотности выстроенного кластера. Плотность кластера понимается как число элементов производственной цепочки к сложности продукта или услуги. Идеальным вертикальным кластером, таким образом, является поселение, где каждый отдельный человек выполняет некую уникальную функцию в производстве сложной общей конечной услуги или продукта. Например, маленькое ЗАТО, создающее термоядерные заряды или спутники. Менее эффективным, но более реальным вариантом является ситуация расположения в некой деревушке лаборатории по высокотехнологическому выращиванию растений в пробирках (реальный кейс меристемного питомника под Санкт-Петербургом). Маркетинг и капитализация вертикального кластера выстраиваются не за счет выхода продукта или услуги на внешние рынки, а за счет создания внутреннего потребления продукта и привлечения внешних рынков в качестве внутренних потребителей. Традиционный вариант: питомник разводит растения, начинает ими торговать на выставках, размещать рекламу, получает оптовые заказы, потом подтягиваются розничные покупатели. Вертикальный вариант: растениями из питомника сначала обеспечиваются все соседи, потом по «сарафанному радио» разносится слух, из розничных покупателей выстраивается очередь по записи, потом подтягиваются журналисты, чиновники и оптовики».
Как мы видим из приведённой цитаты, кластерный вариант экономики позволит решить проблему малых «депрессивных» городов Донбасса. Продвинутые технологические кластеры на первоначальном этапе можно создавать в разрушенных войной малых городах и пгт Новороссии. Здесь будут активно внедряться технологии закрытого цикла производства, опробироваться экспериментальные решения в архитектуре, экологии, энергосбережении, социальных технологиях и т.д. Именно в этих городах будет выделяться жильё для разработчиков и их семей. Т.е. подобные кластеры планируются как т.н. островки Будущего.
И наконец, в долгосрочной перспективе самой главной целью деятельности Вектора является создание условий и обеспечение технологического рывка Новороссии в когнитивную фазу развития. Любые средне- и краткосрочные цели являются её составной частью.
3. Задачи.
Как уже отмечалось выше, основной задачей Вектора является поиск, продвижение и внедрение новых технологий на территории ЛНР/ДНР. Хочу заметить, что здесь имеется в виду не существующие в мире бренды-тренды, а именно передовые разработки, не имеющие аналогов. Именно такая стратегия позволит нам задавать моду и темп существующей парадигмы прогресса.
Соответственно, основными задачами Вектора являются:
- поддержка НИОКР;
- стратегическое прогнозирование;
- управление научно-исследовательскими работами.
Окончание следует.