И ещё один храм соседней епархии -
село Кирсановка, вернусь туда ещё раз, всё не удалось осмотреть.
Храм деревянный, что всегда отдельно радостно; обошла кругом, но второпях
- интересно, что сделали с криптой и вообще с цоколем; и на колокольню непременно нужно взлезть. (Кстати и заодно - пожалуйста, не надо с доверием относиться к печатной информации об архитектуре храма. Храмов вообще. Люди-околоискусствоведы и самообученные, кхм, не понимают, о чём говорят - в моём детстве этот уровень осознания назывался «слышал звон, да не знает, где он».
Здесь нет, нет, нееет никаких принципов средневековой шатровой архитектуры Она каменная была во-первых - и копийная; а деревянные сооружения сооружаются _по другим_ принципам. А во-вторых - байка о деревянном строительстве без гвоздей красивая, конечно; только у здания без гроздей есть вполне определённые, видимые невооружённым глазом признаки; и воспроизводить такие технологии в позапрошлом веке - дело, ээ, неэкономичное. Причудами в деревне не страдали.
Пошли внутрь: всё-всё снова выкрашено активным голубым - как в
бедном храме в Рождестве . Часть икон хранится прямо здесь в неотапливаемом притворе.
Внутри:
От солеи к западной стене:
Сохранность очень славная, стилистически начинка пожилая, потерпевшая. Иконостас при всей своей купеческой затейливости и довольно наивной подражательности всё ж не чета современной дурной эклектике.
Бытовые детали иконостаса вызвали, мнэээ, непростые эмоции ) Я советское дитя и могу в общем понять про бедность и эстетику бедняцкую.
Постараюсь в следующий раз узнать, чьих это заботливых рук дело; мб ,
protonko подскажет?
Влезть наверх никакой возможности не было; поснимали что могли, фрагментами.
Хорошая, качественная академочка.
Тут везде видны потёки и пятна - это следы непрофессиональной чистки мытья по-морскому, как недобро шутили ещё мои наставники в девяностых.
Стараюсь находить утешение в том, что клирики спрашивают (бывает, правда : )) всё же, как ухаживать за предметами. Надеюсь ещё, что юные хранители-ризничные находят такие себе работу.
Хорошие центральные царские врата - провинция, но тщательная, осторожная, ненаглая.
Моя любимая анатомическая ошибка - поднятые и выведенные вперёд плечи, это на иконах выглядит так беззащитно, так по-человечески )
Последний евангелист и Благовещение:
Пара деталек:
Дверь в алтарь приоткрыта, виден сохранившийся (хоть и сто раз покрашенный-перекрашенный) киворий:
Иконостасы пока оставлю, отойду к лавке: по дороге втыкаюсь взглядом в, ээ, реликварий? Как это назвать? Никаких чтимых частиц в этой штуке нет, деревянная скульптура, по всему похоже, - девятнашечка ; но ж такая страшная, а.
Лавка: тоже вид имеет экзотический, сундуком. Ну и выкрашено всё голубым, конечно. Всё что можно и неможно.
«Введение во храм», элегантно введённое в цельноголубой интерьер:
Фрагменты покрупнее:
Там же, при дверех - «Отечество»:
Вот его облаараживали не по разу, нимбы накрашены трижды как минимум.
Думаю всегда одно и то же ( это только в первые пару раз я кричала, буквально; и выходила на крыльцо неэстетично и неутончённо проораться): сколько времени займёт всю эту красотищу снять и сколько таблэток я буду потреблять после этих работ.
И ещё одна нечастая сюжетная икона - с неизбежной голубой каёмочкой, но это ничего. Человек, который красил разошедшийся вертикальный шов, заслуживает, наверное, снисхождения. Но я б побила крепко.
Потому что все слои теперь заражены и болеют. Да и выглядит вставка хищной злой грязью.
Апостолы такие неодобряющие )
В этом храме тоже оказалась несколько десятков интересных икон, допокажу потом.