"Лучше поздно,чем никогда" -
подумал старый еврей, положил
голову на рельсы, и посмотрел
вслед удаляющемуся поезду...
Две недели уже прошло с тех пор, как завершился Чемпионат Мира по высшему пилотажу на ЯК-52. А я как тот, кторому делать нечего - все еще яйца полирую фотографии обрабатываю. А надоелоуже - покажу что есть, а потом остальное доделаю. Когда-нибудь. Возможно. Когда на пенсию уйду. Итак, словами из Дневника Чемпионата:
23 июня. Год 2012-й. Я приезжаю на аэродром с утра пораньшне. Совершенно непривычно выглядит знакомое вдоль и поперек Большое Грызлово. Третий Чемпионат Мира по высшему пилотажу на ЯК-52. Двадцать три участника из шести стран мира. Немного? Может быть и немного, но само событие достаточно яркое для того, чтобы собрать огромное количество гостей. Но они приедут чуть позже.
Мне в сторону Оргкомитета. Господи, кто все эти люди? А, понятно - это судейские бригады, члены международного жюри, местами даже спортсмены. Пройдет буквально пара дней, и все они станут почти родными. А пока - сфотографировать и дальше...
Идут последние приготовления. Аэродром основательно подошел к встрече Чемпионата: специальная гостевая зона, удобный конференц-зал для прессы, медицинская поддержка, пожарная охрана и полицейские, обеспечивающие безопасность и порядок. Нет, они сегодня и здесь отнюдь не для того, чтобы кого-то куда-то не пускать или в чем-то ограничивать. Они просто для поддержания спокойной атмосферы. Впрочем - и сами они уже пропитаны этой атмосферой воздушного праздника.
У ангаров свои хлопоты. Наводится лоск на технику, устраняются косметические дефекты. Вот волонтеры покатили куда-то самолеты, вот съемочная группа ищет себе "жертв" для сюжета.
О как - сборная Белоруси прибыла со своей техникой. Точнее - на своей технике. И даже со своим техником. Они единственные, кто может к нам прилететь - особенности законодательства Союзного государства России и Белоруси.
Наведаемся к парашютистам. У них обычный прыжковый день. А ведь как переживали, как переживали что прыжки прикроют из-за Чемпионата. Впрочем понять их можно - у них в ближайшее время намечаются свои соревнования и рекорды. Им тренироваться надо, пока погода позволяет. Впрочем и у них чувствуется приближающийся праздник - впервые наблюдаю доктора Медуницу в ослепительно белом халате.
Везде что-то происходит. Встречи, общение, доделки, доработки. Кто-то приезжает, кто-то прилетает, кто-то позирует, кто-то фотографирует. А кто-то и вовсе готовит прорву еды для прорвы гостей и участников. Смотрите сами:
Время идет. И вот - пресс-конференция, высокопоставленные гости, огромное количество СМИ. Пусть пилотажный спорт не футбол, но зато в нем наша страна всегда была на высоте. И сейчас на высоте, невзирая на то, что после распада СССР авиация наша практически скончалась. Вопросы-ответы-вопросы-ответы. Глава Серпуховского района, Главный конструктор ОКБ Яковлева, Вице-президент FAI - всем есть что сказать. Прессе есть у кого спросить. Вопросы по делу.
"Все соревнуются на одном типе самолётов, приезжают из разных стран. Впервые каждая официальная команда страны бесплатно выступает на этих самолётах на чемпионате, не нужно привозить свой самолёт. Это самое яркое отличие нынешнего чемпионата" - резюмирует Виктор Смолин, вице-президент Федерации самолетного спорта России.
Много теплых слов в адрес отечественных пилотажных самолетов. Много непонимания того, почему выпуск этой замечательной техники практически прекращен.
Пора решать следующую задачу. Попросили пофотографировать с воздуха весь этот празник жизни. Садимся с Лешей Школиным в Робинсон, двери долой и полетели. Уж не знаю, кто кого перефотографровал. Я их, они нас. По крайней мере потом видел десятки фотографий себя в вертолете на фоне Грызловского неба.
И снова с небес на землю. Бизнес-джеты, незнакомые девушки на крыльях самолетов. Куча видеокамер, нацеленных в небо. Чувствуется, что сейчас все начнется
И все начинается. Не то, чтобы все - начинается воздушное шоу, ради которого и приехала большая часть гостей. Разогревает их Антон Беркутов на ЯК-54. Погода радует - она решила не соответствовать прогнозу и дать возможность показать авиашоу во всей красе.
Приходит «Русь» из Вязьмы. Красит небо в российский триколор. Запах авиакеросина, дымы, гул реактивных двигателей. Только сегодня, только сейчас, только здесь. ПО-2, выступающий после них, практически стоит на месте и в этом свое очарование. Соло на ЯК-54, соло на Экстре. Виктор Чмаль, Олег Шполянский, Михаил Мамистов. Позже в СМИ с большим удивлением читаю, что просто обязан был видеть Светлану Капанину. Не видел - СМИ иногда ошибаются.
Насмотревшись на пилотажников, Текнамы из Челавиа ходят строем - плотно, красиво и практически беззвучно.
И на десерт - пилотажная группа авиаклуба Первый Полет. Минимальные интервал и дистанция между самолетами, фигуры подогнаны плотно - почти все над точкой. Смотри и любуйся. Но вот нарисовано сердце, пробито стрелой - показательная программа закончилась.
Показательная программа закончилась, зато в полной мере началась роскошь человеческого общения. Фуршет, встречи, разговоры. О чем? Конечно о небе. Ну и о девушках. И конечно о самолетах. О чем же еще? Праздник. А будни соревнований начнутся лишь завтра.
PS.
Вам не хватило фотографий? Сомневаюсь. Но если вдруг, тогда больше их можно увидеть
ЗДЕСЬ. Заодно и покрупнее.
Вам хочется увидеть не только мои фотографии? Легко, заходим в журнал к Сергею Рябцеву и смотрим.
ТУТ,
ТУТ и
ТУТ.
А я торжественно обещаю в ближайшие дни выложить отчеты по остальным дням Чемпионата. И еще кое-что.