Дорожный музей открылся в Свердловске в 70-х годах XX века и в то время представлял из себя центр научно-технической информации для работников железнодорожного транспорта. Экскурсии для лиц, не имеющих отношения к отрасли, проводились по записи. Для широкой публики музей открылся в 2003 году после переезда в здание старого железнодорожного вокзала. В этом году была проведена реконструкция здания, обустроена прилегающая территория, проведена работа по дополнению и размещению экспозиции.
1. Экскурсию по музею можно начинать ещё снаружи, с привокзальной территории, огороженной нарядным заборчиком. Прежде всего, внимание привлекает само здание вокзала, покрашенное в красно-белой гамме. Оно построено в 1878 году известным петербургским архитектором П.П.Шрейбером в псевдорусском стиле.
Почти такой же вокзал был построен в Перми. Эти здания отмечали начало (Пермь) и конец (Екатеринбург) Горнозаводской железной дороги - первой железнодорожной магистрали Урала. Со временем объём перевозок вырос, увеличилась сеть железных дорог, и здание перестало справляться с возложенными на него изначально задачами. С 1914 года, после постройки в Екатеринбурге нового вокзала, старый стал использоваться как воинский. Эти функции он выполнял до конца Советской власти и какое-то время после. Затем здание пустовало, приходило в негодность, пока в 2003 году не было отремонтировано и реконструировано. Удалось воссоздать первоначальный внешний вид здания. Оно выполнено в виде одноэтажных каменных палат с длинными боковыми крыльями, которые оканчиваются подобием теремов XVI-XVII веков. По центру здания находится крыльцо, в его углах установлены мощные четырехугольные колонны. Колонны подпирают крышу в виде башенки-терема.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5106/makeevdv.4/0_47bd1_71f373f2_XL.jpg)
2. На башенке видны даты "1878-2003", ниже - герб Екатеринбурга.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4700/makeevdv.4/0_47bcb_b9ac2ffc_XL.jpg)
3. Площадь перед вокзалом заставлена произведениями в жанре садово-паркового искусства или, как сейчас принято говорить, городской скульптуры. Они различны как по манере исполнения, так и по художественному вкусу. Прямо перед входом установлена скульптурная группа под названием "Пассажиры". Сфотографироваться на их фоне считает своим долгом каждая ТП, проходящая мимо.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5206/makeevdv.5/0_47c10_4c2a4110_XL.jpg)
4. Следующая фигура изображаетъ начальника станцiи (котораго мы потеряли), онъ даётъ послѣднiй звонокъ.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5800/makeevdv.5/0_47c0f_1ae936c_XL.jpg)
5. В стиле соцреализма изображена знаменитая баба-шпалоукладчица.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5500/makeevdv.5/0_47c0b_11fecb2c_XL.jpg)
6. Проводница. На скульптура оказал влияние Михаил Шемякин.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6002/makeevdv.5/0_47c11_46d17f9b_XL.jpg)
7. Путейские рабочие. Композиция выполнена в ироничном ключе, очень симпатично. Цигарка в пальцах тощего работяги постоянно обновляется заботами всевозможных доброхотов.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4806/makeevdv.6/0_47c12_fca6c299_XL.jpg)
8. Коллекция объектов, не поместившихся внутрь из-за размеров. Шлагбаум.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5702/makeevdv.5/0_47c0c_495bb8f0_XL.jpg)
9. Семафор.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4700/makeevdv.5/0_47c0d_92bd9ea2_XL.jpg)
10. Вагонные тележки. Слева старая, с откидывающимися крышками букс, справа современная.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5300/makeevdv.5/0_47c0e_b22dc26d_XL.jpg)
11. Одна из мраморных ваз, изготовленных в конце XIX века, в честь открытия ветки Екатеринбург-Верхний Уфалей-Челябинск. Устанавливались на станциях по всему маршруту.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5902/makeevdv.4/0_47bcc_ec9c2499_XL.jpg)
12. Осмотрев территорию, отправляемся внутрь. Доска у дверей.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5500/makeevdv.4/0_47bd2_45811162_XL.jpg)
13. Вестибюль. Перед входом музейная касса. Такие двери разделяют вокзальные (теперь музейные) залы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6000/makeevdv.4/0_47bd3_ed2d57f2_XL.jpg)
14. Гардероб. Подлинной мебели, разумеется, не сохранилось, современная изготовлена "по мотивам". Не повезло и интерьерам, сохранились разве что железные колонны, подпирающие потолок (впрочем, я и в этом не уверен).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4401/makeevdv.4/0_47bd4_c91e9d4e_XL.jpg)
15. Каждый зал разделён на зоны. Самая первая посвящена истории Свердловской железной дороги со дня основания до середины XX века.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5405/makeevdv.4/0_47bd8_1c8c7175_XL.jpg)
16. Без паровоза Черепановых, разумеется, никуда. Макет установлен у самого входа и кагбе символизирует предтечу регулярных железных дорог.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5702/makeevdv.4/0_47bd5_62bf9d0_XL.jpg)
17. Ещё один ракурс.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5501/makeevdv.4/0_47bd6_4fb33267_XL.jpg)
18. Картина, изображающая Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича Черепановых. Кто из них отец, а кто сын? На свои портреты они почему-то не похожи. Видимо, художник так видел.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4400/makeevdv.4/0_47bd7_b72fee85_XL.jpg)
19. Схема Горнозаводской (Уральской) железной дороги - первой железной дороги Урала, открытой в 1878 году. Прошу пардону за качество снимка, руки не из того места растут.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6002/makeevdv.4/0_47bd9_2e4211c4_XL.jpg)
20. Инсталляция, изображающая вокзальный перрон. Очевидно, по мотивам стихотворения Маршака.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5702/makeevdv.4/0_47bda_c29f07b5_XL.jpg)
21. Паровозное депо станции Екатеринбург.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5701/makeevdv.6/0_47c62_d478c7ba_XL.jpg)
22. Вагонный сарай.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5000/makeevdv.4/0_47bdb_4436e052_XL.jpg)
23. План здания на станции Екатеринбург II (ныне Шарташ). Что это за здание, я затрудняюсь сказать, видимо, оно снесено или перестроено до неузнаваемости.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4806/makeevdv.4/0_47bdc_39fad093_XL.jpg)
24. Форменная пряжка Пермской железной дороги.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4701/makeevdv.4/0_47bdf_2723ebf6_XL.jpg)
25. Дореволюционное удостоверение помощника машиниста.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5700/makeevdv.5/0_47be1_9d6f6223_XL.jpg)
26. Дореволюционное удостоверение машиниста.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5802/makeevdv.5/0_47be0_e27c453f_XL.jpg)
27. Модель котла паровоза серии ФД в разрезе. Рядом рабочий инструмент кочегара.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5702/makeevdv.4/0_47bdd_c41d8d81_XL.jpg)
28. Следующие зоны построены по тематическому принципу. Они рассказывают о конкретных частях железнодорожного хозяйства. Осмотр начинаем с путевой части. Возле колонны справа притулился ручной стрелочный перевод.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4510/makeevdv.5/0_47be2_a8c2ba20_XL.jpg)
29. Часть перевода крупнее. Позади изображение стрелочника. Внизу одни из представителей многочисленного племени железнодорожных фонарей.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5700/makeevdv.5/0_47bf7_f0f5a4a5_XL.jpg)
30. Оглянемся назад. У стенки коллекция старинных рельсов, есть и импортные, есть и местных производителей - надеждинского и Демидовского нижнетагильского заводов. Демидовский - тот что справа, самый ржавый.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5405/makeevdv.5/0_47be3_eb407430_XL.jpg)
31. Для сравнения рядом обрезки современных рельсов.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4401/makeevdv.5/0_47be4_2e5eacdc_XL.jpg)
32. Шаблоны для измерения ширины путевой колеи.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5500/makeevdv.5/0_47be5_4c5a7e0a_XL.jpg)
33. Потолок старого вокзала. Не знаю аутентичный или новодельный.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4400/makeevdv.5/0_47be6_51950d29_XL.jpg)
34. Вдоль окон, выходящих на перрон, расположилась экспозиция, посвященная подвижному составу.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5900/makeevdv.5/0_47be7_890a7723_XL.jpg)
35. Макет рабочего места машиниста электровоза ВЛ-11. Можно посидеть в кресле, подергать ручку контроллера, понажимать кнопки. На экране в это время идет видеоурок на тему "Как стронуть электровоз с места". Следуя указаниям машиниста-инструктора, можно "запустить двигатели" и "дать ход". За "окном" будут проплывать виды станции Кизел.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4606/makeevdv.5/0_47be8_a47de79_XL.jpg)
37. Кроме контроллера, в музее представлены ещё кое-какие электровозные потроха. Это групповой переключатель. Переключает тяговые электродвигатели с последовательно-параллельного на параллельное соединение.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5501/makeevdv.5/0_47be9_836b0782_XL.jpg)
38. Вскрытая модель тепловоза ТЭП60.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4806/makeevdv.5/0_47bea_9e9e2ea_XL.jpg)
39. Как видно на снимке 28, посреди этого зала находится самый привлекательный для детей (а я утверждаю, что и для взрослых тоже) экспонат - действующие макеты двух железнодорожных станций. Они иллюстрируют разные хронологические периоды. Ближе к окну располагается макет станции Ревда. Это как-бы "современность", хотя, если судить по моделькам машинок, ближе всё же к семидесятым годам XX века. Железнодорожный переезд.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4907/makeevdv.5/0_47bee_810f874f_XL.jpg)
40. Здание вокзала.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5301/makeevdv.5/0_47beb_fbec6bee_XL.jpg)
41. Товарный двор, пакгаузы и тяговая подстанция.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5000/makeevdv.5/0_47bed_6dc588a_XL.jpg)
42. Тоннель. В районе Ревды никаких тоннелей нет, но с ним, конечно, красивше.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4402/makeevdv.5/0_47bec_3a609dec_XL.jpg)
43. С другой стороны расположен макет станции Верх-Нейвинск. Макет иллюстрирует конец сороковых - начало пятидесятых годов XX века. Время строительства объекта "Свердловск-44" (ныне Новоуральск) и при желании можно вообразить, что макет изображает подвоз грузов на стройку. Снова мифический, но красивый тоннель, пакгаузы. Задником этого макета служит вид знаменитого Верх-Нейвинского пруда.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5000/makeevdv.5/0_47bf5_e8d788da_XL.jpg)
44. Пути и станционные постройки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5902/makeevdv.5/0_47bf6_2fa78225_XL.jpg)
45. Здание вокзала (сейчас другое), пешеходный мост, водокачка.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5001/makeevdv.5/0_47bf4_4518e0fc_XL.jpg)
46. Боковушка макета. Домик железнодорожника. Станция видна вверху, за горой.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5501/makeevdv.5/0_47bf3_45178329_XL.jpg)
47. Модельки вагонов. Внизу на переднем плане - теплушка с надписью "40 человек, 8 лошадей".
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5502/makeevdv.5/0_47bf2_a24e5172_XL.jpg)
48. Инструмент вагонника. Сзади буксы, старая и новая.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5901/makeevdv.5/0_47bf8_91a5bba9_XL.jpg)
49. Чуток исторических документов. Знаменитая "бронь" - удостоверение об отсрочке от призыва в армию.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5900/makeevdv.5/0_47bef_3c7f75ad_XL.jpg)
50. Мастера и рабочие вагонного депо станции Тюмень - инициаторы строительства поезда-бани для бойцов Красной Армии.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5601/makeevdv.5/0_47bf0_f8c60928_XL.jpg)
51. Экспозиция, посвященная службе связи. На переднем плане телетайпы и радиостанции. Сзади коллекция телефонных аппаратов.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4701/makeevdv.5/0_47bf9_af5a35a6_XL.jpg)
52. Вид следующего зала. Он посвящён службе контактной сети. На стене - рельефная светящаяся карта, иллюстрирующая этапы электрификации Свердловской железной дороги.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5800/makeevdv.5/0_47bfb_7cf6a406_XL.jpg)
53. Макет тяговой электроподстанции.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5802/makeevdv.5/0_47bfa_cc6691a6_XL.jpg)
54. На стенах и под потолком представлены элементы контактной сети.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5801/makeevdv.5/0_47bfe_5ce1e4a3_XL.jpg)
55. Разумеется, музей не может не осветить отношения железной дороги и нынешнего свердловского губернатора. А.С.Мишарин в дни бурной трудовой молодости. По специальности он как раз контактник.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5001/makeevdv.5/0_47bfc_f0f19fd6_XL.jpg)
56. Трудовой династии Мишариных в музее посвящен целый стенд. Вот, например, отец губернатора. Есть ещё и брат, но я думаю, что двоих вполне достаточно.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5502/makeevdv.5/0_47bfd_d8830d59_XL.jpg)
57. Вид следующего зала. Ближняя ко входу часть.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5901/makeevdv.5/0_47c00_76f4943d_XL.jpg)
58. Часть зала дальше от входа.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4510/makeevdv.5/0_47bff_a9c1decb_XL.jpg)
59. Этот зал посвящен станционному хозяйству во всём его многообразии. Колокол со станции Тюмень, начало XX века.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4700/makeevdv.5/0_47c01_4c03d1ab_XL.jpg)
60. В углу воссоздано рабочее место дежурного по станции начала пятидесятых годов XX века. Высокий коричневый аппарат и коричневый же ящик с ручкой рядом с ним - компоненты электрожезловой системы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4511/makeevdv.5/0_47c02_6ffbf607_XL.jpg)
61. Билетопечатающие аппараты разных эпох.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6000/makeevdv.5/0_47c03_178ba8eb_XL.jpg)
62. Макет купе старинного пассажирского вагона.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5500/makeevdv.5/0_47c04_e98cbe6f_XL.jpg)
63. Макет 40-метрового мостового пролёта.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4401/makeevdv.5/0_47c05_d2d19f3e_XL.jpg)
64. Электровоз на мосту почему-то немецкий.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5001/makeevdv.5/0_47c06_ee11dfea_XL.jpg)
65. Краткая экскурсия по музею закончена. Своеобразным дополнением к ней может служить осмотр нескольких сооружений, расположенных рядом со зданием. Старинное станционное здание.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5502/makeevdv.5/0_47c08_f16fdc6d_XL.jpg)
66. Водонапорная башня напротив Северного автовокзала.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4400/makeevdv.5/0_47c09_d88e4f4f_XL.jpg)
67. Ещё одна башня.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5300/makeevdv.5/0_47c0a_8ffc16ff_XL.jpg)
Ну и напоследок. Музей работает с 9 утра до 6 вечера, выходной - воскресенье, понедельник. Цены по состоянию на осень 2010 года: билет 100 руб, фотосъёмка 150 руб. Для школьников, студентов, пенсионеров и организованных групп имеются скидки.