Многих ли учителей - со школы ли, с института, или учителей по жизни - мы с вами можем вспомнить сейчас? И кого из них помянем добрым словом, и над кем посмеемся снова ( как например, на моих
шаржах на ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МГПИ (ныне МПГУ))? Вот если честно, который из предметов вы больше всего НЕ ЛЮБИЛИ? (я совсем не обижусь, если напишете - инглиш))). Может, это учитель так повлиял на ваше отношение?..
Мне вот удалось каким-то образом пронести любовь к биологии и тому же английскому не взирая на училок, совершенно не умевших (и не желавших) заинтересовать своим предметом. В институте, конечно, больше фанатов и настоящих знатоков своего дела. Но тем не менее, к биологии я почему-то остыла (скорее все же, из-за ее неконкурентоспособности в нынешних суровых джунглях) Даже жаль - таким была увлеченным юным биологистом в школе!.. Английский остался лишь потому, что работа попалась сразу интересная - в Американской Школе Завтрашнего Дня (при американовом же посольстве). Это действительно - яркое воспоминание на всю жизнь. Отсюда же и последующие 15 лет работы с детьми (юбилей, можно сказать!)
А вот то, что меня увлекло всерьез и надолго - по жизни - так это восточные учения, в том числе боевые и оздоровительные практики, и вообще всё связанное с китайской и японской культурой. За это огромное спасибо моим Мастерам (многие из них не любят определение "Учитель") - всем! Начиная с Мастеров древности, таких как Лао Цзы и Кун Цзы (
Кстати, день рождения Конфуция отмечался 28 сентября).
И заканчивая последним - у которого и занимаюсь сейчас. Он дает возможность расти над собой и нам, и нашим детям. Многое нам прощает и с пониманием относится к нашим возможностям. Да что там, зачастую просто бескорыстно учит нас, порой даже в ущерб собственным интересам. Дай Бог ему здоровья!
Короче, этим летом я работала в нашем ушуйском лагере учителем... Как вы думаете чего?
Для начала все же выложу несколько кадров с того же самого лагеря - только три лета назад:
А вот - с нынешнего лета прикольные кадры я сделала, глядючи из окна после нашего вечернего занятия (обратите внимание на живейшее участие Дусемона (сОбак нашего Мастера))) :
Итак, смотрите
Новое Очередное "Киноленто" ( снимато режиссенто Макимото ). За качество извиняйте, но я поняла, что нельзя быть одновременно и учителем и фотографом. Ибо как только увлекаешься уроком, то забываешь про всякий фотоаппарат. А ежели все же вспомнишь про него, то остальное занятие пошло насмарку: ибо в погоне за удачными кадрами напрочь перестаешь контролировать происходящее... ))
Начать с того, что известие о том, что их "будут учить китайскому языку" (а на самом деле, каллиграфии) было воспринято детьми неоднозначно. У большинства загорелись глаза: "ух ты, клёво - экзотика, потом в школе похвастаюсь!" Но один мальчик (по кличке Пистолетов) расстроился не на шутку: "Ну блиииин, опять этот китайский! ААААА! Даже на каникулы отдохнуть не дают!" - выяснилось, что он уже третий год занимается в спецшколе с этим как раз уклоном. =)) Нда, тяжеловато мне с ним пришлось. Сразу назначила Илью своей старшей правой рукой и главным консультантом по китайским делам. Такой вариант его вполне устроил: ему нравилось проверять остальных учеников. На должность Тайного Советника сразу самоназначился Максим Белый, а вот в штатные писари пришлось зачислять остальных учеников в добровольно-принудительном порядке. Всего их было у меня 7, включая мою дочку Настю. Развешанные ими на стенке (вернее, скате крыши верхнего этажа нашего деревянного спортзала на фазенде у Мастера - в деревне Заозерье Ивановской обл.) кисти и каллиграфические наборы (приведшие детей в поросячий восторг почтительный трепет) - на первых двух фотках "Киноленто" (а здесь я выкладываю только некоторые кадры).
Занималась я с ними по 2 часа до обеда (это после их ранне-утреннего кросса и двухчасовой тренировки) - пока башка еще соображает - каллиграфией: учились пользоваться орудиями каллиграфии, рисовать тушью разные прямые и ломаные линии, составляющие иероглифы, а потом и сами слова. Задались целью не только овладеть чисто_писанием, но и выучить 100 китайских слов. А попутно (перед вечерней двух-трех-часовой тренировкой) часик занимались развитием координации движений, оберукости, рисованию ногами, ртом и прочими частями тела - разложив на полу большие куски привезенных из Москвы обоев. Вот попробуйте взять в обе руки по фломастеру и единым противу-симметричным росчерком нарисовать инь-янских рыб! Нет, в самом деле, попробуйте: ставим фломики в одну точку и из нее левая рука описывает закорючку вверх и влево, а правая в это же время - вниз и вправо. Не забудьте проставить глазики двумя точками - как заключительный аккорд. Получилось? ;)
Попыталась донести до учеников основы китайской живописи. Началось с "рисования клякс" (на лист наносим капли туши, потом складываем напополам, разворачиваем и пытаемся определить, что же за картина получилась) - им же, практически, и закончилось: настолько полюбилось им это занятие, что о другом и слышать не хотели. Один лишь раз нарисовали с ними незатейливый пейзаж с "ШАНЬ-ШУЭЙ" - (традиционный китайский сюжет "Горы и вода")на мокрой бумаге - растекающимися красками. Особенно им понравилось рисовать различные предметы своей же каллиграфической кистью и тушью: теми же линиями, что и иероглифы. Родители (а в нашем лагере ими являются в основном старшие ученики и иже с нами - славная компания подобралась, надо сказать!) с гордостью рассматривали потом художества своих отпрысков.
Но больше всего удовольствия доставляло детям сделать во время нашего вечернего занятия что-нибудь своими руками: фенечку ли фен-шуйскую, открытку ли с иероглифом, или самостоятельно обработать (отшлифовать, просверлить дырочку для шнурка-подвески, расписать и отлакировать) круглые деревянные таблички, которые настрогал им в количестве из боевого шеста дядя Саша, мастер на все руки. Причем, делалось все не просто так, а была у нас программа-максимум к концу лагеря: расписать большой круглый фонарь из белой рисовой бумаги (который я, как и множество других прибамбасок, приволокла из Китайского павильона ВДНХ), подвесить к нему снизу эти кругляши и водрузить его под кумпол нашей студии. Да так, чтоб он еще и горел - тут, опять же, спасибо нашим хозяйственным мужчинам. :)
За проделанные труды ученики были награждены призами, в том числе - личным оружием (правда, сильно масштабированным) разных китайских хитро-выдуманных видов.
Не буду жаловаться на экстремальные условия, в которых мне (да и остальным тоже) приходилось работать (причем, куча времени у меня уходило помимо собственно занятий, подготовкой, рисованием и вырезанием множества образцов иероглифов для каждого - чтоб наклеивали в тетрадь, за неимением учебников; за рутинной учительской проверкой тетрадей и т.п.) . Скажу только, что 4 часа сна в сутки - маловато. Хотя, и к этому привыкли в конце, перестали замечать. Как и тучи комарья. Зато интересно и нескучно. Особенно, по вечерам, когда взрослые оставались за столом после ужина, а детей выгоняли нафиг. Вот тут-то и хорошее вино на стол выкатывалось... Правда, детеныши-гаденыши все равно ухитрялись подбегать и исподтишка тырить конфеты со стола... К примеру, Кастет (он же Костик) как бы внезапно проникался любовью к маме Кате, отдыхавшей за столом от готовки, подкатывал к ней с объятиями, а сам всё косился на тарелку с конфетами. Мы подкалываем, ржём:
- Шо, люууубишь мамку-то?
- Агааа!.. - кивает, а сам хвать горсть конфет - и бежать.
Мы еще удивлялись: и как в них влазит такое количество сладостей? оказалось, они тайком от нас собирали "общак на отходняк"(детский сленг) : складывали все, или почти все, припасы в один мешок - чтобы потом СЪЕСТЬ ВСЁ СРАЗУ! Нда.. Не понять нам детской логики. Ведь всё равно так и ниасилили, домой повезли поделенные обратно конфетки-бараночки, да еще по пути поискрошили. Наська потом еще 2 недели на даче доедала... =)))
По моему рассказу у вас может сложиться впечатление, что дети в нашем лагере только и занимались, что иероглифами да поделками. Отнюдь нет. Ибо главным делом для детей было, разумеется, УШУ. И за это спасибо, в основном их непосредственному тренеру Лёше (старшему ученику нашего Мастера, который курировал эти занятия) - вот кому доставалось по полной программе. Ведь тренировки начинались с полседьмого утра и длились по 2 часа (не считая кросса), а то и больше - в конце вечерней тренировки включались еще и медитация (небольшая, без фанатизма - мы ж не секта!))), психологические тренинги (типа "Бормоталка", она же "Бормотуха") и игры на интуицию: часть учеников создает какую-нибудь композицию, а другая отгадывает, что это. И мн.др. Несказанное удовольствие доставила детям стрельба из лука. Про ежедневные 2-3-разовые купанья в озере - я уж не говорю. Бегать туда принято босиком, между прочим - закалка неплохая!
Ну и апофеозом всех двухнедельных занятий стала традиционная итоговая "Ночная Тренировка" - действительно необычное зрелище: темно, костер, горящие зелеными огнями глаза Дусемона... Потом прыжки через костер, а по окончании, конечно же, запекание на нем картошки, сосисок и прочие пионэрские посиделки с непременными страшными историями.
Тем не менее мне были приятны слова: "Спасибо тебе за твои занятия, иначе б дети разнесли весь лагерь в щепки от безделья! А так у них было дело, причем интересное" :) Да, детки загрузились китайским основательно, даже в упражнении "Бормотуха" многие из них воспроизводили подобие китайской речи. Некоторые настолько увлеклись, что захотели продолжить и в Москве - Саша Дубровина даже поступила на курсы китайского - окак! Всё просилась, чтоб я с ней занималась - да некогда ж, мне и работы с английским по горло хватает. Еще вон в школу необычную зовут работать - для начала по телефону мне было сказано "...Как придете, спросите меня в "МУчительской" - там так и написано". Это обнадеживает.. %))
В общем, спасибо всем героическим взрослым, участвовавшим в организации этого летнего спортлагеря (особенно, самоотверженной Катерине - ведшей практически все хозяйство и готовку: кормили (и таки же раскормили!) нас по-царски)! Ну и детям тоже - за то что, хоть и ныли в первые дни, но все же "прыгнули через свою голову", как говорят китайцы.
Развернуть комменты