Секреты анимации Эндрю Стэнтона

Jun 24, 2016 14:51

Эндрю Стэнтон - вице-президент крупнейшей голливудской компании "Пиксар".
В мире анимации он хорошо известен как сценарист картин "История игрушек 2", "Корпорация монстров"; режиссер "В поисках Немо", "ВАЛЛ-И"; продюсер "Рататуя", "Хорошего динозавра", "Головоломки" и других картин.

Незадолго до официальной премьеры своей последней работы "В поисках Дори" мистер Стэнтон посетил Москву.


"Все начинается с истории. С хорошей истории!" - Эндрю не забывает повторять это на каждом новом выступлении.
Технологии эволюционируют,  появляется возможность создавать новые спецэффекты, использовать более совершенные технические приемы.  Именно поэтому особое значение имеет история. Качество изображения может увлечь на время, но без развития сюжета зритель быстро потеряет нить повествования, а затем интерес.

Работа над историей всегда требует тщательной шлифовки деталей. Необходимо хорошо продумать всю конструкцию от завязки до кульминации, рассказ должен подчиняться единой цели и раскрывать ее. В идеале эта цель должна подтверждать глубину человеческой натуры.

Почему все так любят рассказы? Почему слушают истории о людях, с которыми лично не знакомы? Потому что рассказы подтверждают наше существование, они доказывают всем и каждому, что жизнь имеет смысл. Через рассказы можно прожить прошлое и будущее, фантазии и мечты, посмотреть на мир глазами других людей. Отсюда рождается главная заповедь истории: Заинтересуй.

У каждой истории есть свои герои, но любой добротный персонаж - человек с характером. Тщательно проработанный характер становится почти реальным, у него появляются стремления и мечты. Эти стремления часто предопределяют поступки. Так, герой одноименной картины робот Валл-и стремился во всем и везде найти красоту, а Марлин из “В поисках Немо” предотвратить беду.

Персонаж не всегда приходит к лучшему выбору. Напротив, иногда выбор просто ужасен. Это обуславливается уникальностью каждого человека, с его темпераментом, мировоззрением, доминантами. Пытаться изменить их - занятие бесполезное, но распознать мотивации можно и нужно. Каждый из нас переходит на следующий уровень, когда становится достаточно взрослым как личность. Вначале он осознает и принимает собственные мотивации, затем начинает изучать своих детей. Через них он продолжает познавать себя.
Именно поэтому кроме проработки сюжета и персонажей так важны перемены. Если события не меняются, то история умирает, ведь жизнь не бывает статичной.

Одним из важнейших кинематографических приемов Эндрю называет повествование без диалога.
Почему? Потому что всех нас от природы влечет к неорганизованной информации. Дети имеют богатое воображение, свою точку зрения на каждое явление или случай, но не могут выразить словами то, что находится у них в голове. Взрослым очень хочется помочь им заполнить пробелы, дополнить предложение.

Подобное имеет большое значение для языка кино и анимации. Эндрю осознал прием в ходе работы над своей картиной “В поисках Немо” и назвал его объединяющей теорией. Зрителю необходимо дать очевидное как "2+2 уравнение", но не показывать результат. Это не только поддерживает внимание, но и увеличивает интерес.
Особо важна последовательность элементов (уравнений), которые призваны вести зрителя через конву истории. Их правильное сочетание обеспечит либо успех, либо провал работы и никто не знает идеального рецепта, ведь история - это не механизм. Можно лишь вообразить ее ход.


Еще в самом начале своей работы в "Пиксар", Эндрю совместно с коллегами сделал ставку на борьбу с шаблонами восприятия. Он хотел доказать, что анимация - нечто большее, чем развлечение для детей. Это искусство, способное рассказывать совершенно разные истории для любых возрастных групп. Поэтому было принято решение дистанцироваться от привычных на то время клише про любовь, песни и мечтания героев в пользу новых приемов. Как и любой новый подход он требовал значительного времени на адаптацию, но "Пиксар" с самого зарождения смотрел за горизонты технологий.

Есть еще ряд важных условий для того, чтобы картина получилась. Эндрю выделяет три пункта: история должна иметь тему, вы должны любить главного героя, зритель должен удивляться.

Удивление как эмоция имеет очень важное значение, поскольку является искренним, невинным актом. Его нельзя вызвать искусственно. Когда человек удивляется, то начинает ощущать жизнь гораздо глубже, буквально каждой клеткой тела. Это ощущение необходимо передавать, но только действительно хорошие истории способны на это.

Возвращаясь к своей последней работе "В поисках Дори", Эндрю Стэнтон замечает, что не планировал делать продолжение хита 2003 года. Последующие 8 лет он посвятил "Валл-и", а затем "Джону Картеру" (каждая картина заняла 4 года), но в 2011 году, когда пришло время перевыпуска мультфильма "В поисках Немо" 3Д, Эндрю разработал старые идеи: что будет, если Дори потеряет свою семью, забудет - кто она, кем приходятся ей родные. Это дало импульс для нового сценария. Эндрю называет такой путь самым честным - снимать продолжение, чтобы ответить на нераскрытые вопросы.
Проблема сиквелов известна всем -поклонники ждут их с нетерпением, но удачные проекты можно пересчитать по пальцам.

“Проблема сиквелов заключается в необходимости найти что-то новое, хотя герои уже придуманы и прописаны. То - что развивало бы их истории”.

В рыбке Дори создатели фильма старались подчеркнуть - как она сама себя воспринимает. Никто из зрителей не хотел изменений, все любили ее героиню. Парадокс заключался в том, что Дори считала иначе. У нее есть особенность - краткосрочная потеря памяти, что можно считать недостатком.
Но недостатки есть у всех - физические, личностные. Если же взглянуть на это с другой стороны, то проблема превращается в особенность - Дори становится уникальной, непохожей на других рыб.

Эндрю никогда не считал анимацию ориентированной исключительно на детей. В своих работах он создает то, что хотел бы видеть сам. А дети во многих вещах разбираются не хуже взрослых и быстро учатся.

Для производства "В поисках Дори", Пиксар обновил свое технического оборудование, были использованы новые графические системы и программное обеспечение. Работы началась еще в 2011 году, а релиз состоялся только к середине 2016. Проект потребовал около 200 миллионов долларов и сотни высококлассных специалистов.
В озвучании приняли участии звезды Голливуда: Эллен ДеДженерес, Альберт Брукс, Дайан Китон, Сигурни Уивер и другие. Многие вещи многократно переделывались, но как говорит Эндрю : “В Пиксар считают, что ошибаться - это нормально”.
“У меня множество идей и многие из них я уже реализовал, - подводит итог он, - наверное, в этом смысле я действительно счастливый человек, ведь занимаюсь тем, от чего получаю удовольствие”.

Олег Наумов, Вадим Велински для МАКиПИ

Кинематограф и ТВ, Интересные люди

Previous post Next post
Up