Click to view
Совместными усилиями с Марией и Инессой.
Начинаем новую игру - а мне неспокойно: что-то из всего этого получится.
Тема, которую мы уже давно обсуждали и к которой многие уже морально готовы - кукла и Кукольник. Красивая, ёмкая тема. Чрезвычайно широкая. И очень сложная и скользкая для начинающих.
Нет, мы попробуем. Но для начала хотя бы попытаемся разобраться, что нам от этой темы надо и зачем её трогать.
Начать с того, что вообще такое - кукла.
Где кончается манекен и начинается кукла. Где кончается робот и начинается кукла. Как насчёт Зловещей Долины? Удачная ли идея - триллер, кукла-убийца и всё в таком роде? Если человек чувствует, что им играют, как куклою - годится ли это в сюжет?
Начать, наверное, надо с того, что кукла - ровесница человечества, особа важная, сакрально значимая. Акт создания куклы легко ассоциируется с актом божественного творения самого человека - и Кукольник обретает почти божественные власть и могущество, взаимодействуя с куклой, наделяя её тайными свойствами, вдыхая в неё часть собственной души. Ребёнок, создавая куклу из соломы или подвязывая платочком полено, одухотворяет её собственной жаркой верой, игра для него - способ подняться к горним высотам духа, создать новую реальность, игра для него - первый акт творчества, не меньше. Актёр срастается сердцем с бибабо или марионеткой - и кукла сама становится актёром, вызывая полное доверие восхищённой публики: Петрушка, Панч, Полишинель, ага... Шаман общается с силами природы с помощью куклы-посредника. Кукла создаётся для игры, но игра - это большая часть жизни. Игра - это и ритуал, и магия, и театр, и литература, и религия, и политика, и флирт, и война.
Итого: кукла создаётся для жизни?
Создавая куклу, кукольник познаёт себя?
Создание куклы - способ отделить от себя частичку души? Или одухотворить косную материю?
Игра в куклы - исток театральной игры, литературной игры, взлёт духа-разума?
Выходят любопытные вещи.
Кукла - безвольная вещь в человеческих руках? Спорно. Любой, кто имел дело с куклами, будь то театральные марионетки или игровые куклы для детей, объекты искусства или мистические артефакты - скажет: человек создаёт куклу, а кукла в ответ влияет на душу собственного создателя. Те же отношения, как между писателем и персонажем - множество слоёв влияния, разворачивающиеся веером смыслы.
Кукла - нечто безвольное, раб кукловода, висящий на верёвочках? Не уверен. Слишком уж часто кукла диктует условия тому, чья рука её движет. Кукла - на виду, а человек - за ширмой: кукла даёт человеку силы сказать правду, порой - раскрыть тайну собственной личности, именно поэтому кукольный театр - один из самых эффективных методов психодрамы. Кукла общается со стихийными силами, кукла переходит границу миров - а шаман в лучшем случае её направляет. Кукла помогает сформироваться личности ребёнка - и, что поразительно, не столь важно, какая кукла: малыш может играть и с шаманским амулетом, его душа по какой-то непостижимой причине в полной безопасности.
В конечном счёте, кукла - артефакт для перехода границ и борьбы со страхом.
Какой же из этого следует вывод.
Манекен, робот, статуя и статуэтка, огородное пугало - всё это уведёт совсем в другую сторону. Потому что природа всех этих штук - другая. Любое изображение человека - штука достаточно любопытная, даже фотография, да, но кукла вываливается из ряда «просто изображений». Кукла - не украшение и не практичная вещь; кукла слишком активно взаимодействует с человеком. Поэтому для нашей цели не годятся утилитарные штуковины, вроде ожившей гладильной машины, знаменитой стараниями мистера Кинга, робота-пылесоса, шагающей статуи и роскошного манекена около магазинчика «Охота и рыболовство». Хотя я и признаю, что манекен может быть шикарным персонажем - тот, конкретный, с серой безглазой маской под капюшоном брезентовой ветровки, в сумеречном свете производил более сильное впечатление, чем, скажем, скелет с косой. Но.
Манекен, статуэтка, статуя - части интерьера, они с человеком фактически не взаимодействуют. Как бы ни восхищал и ни пугал такой неподвижный образ - до куклы во многих смыслах ему далеко. Просто изображение - не нагретое руками. В качестве спутника, проводника, товарища, посредника - не годится.
Более того, все эти новомодные интерьерные куклы, красота, созданная сидеть на полке под стеклом или стоять в прозрачной коробке - тоже не годятся. Какая же это кукла, если её не взять с собой в игру в качестве равного компаньона - или, на худой конец, не покрутить в руках, не обнять, не поменять ей причёску или одежду? Это фикция, муляж, модная штучка, предмет коллекционирования, никакой глубинной сути в ней нет. Отмечу мимоходом, что именно поэтому крайне негативно отношусь к идее коллекционирования кукол детьми. У ребёнка может быть много игрушек, если он впрямь с ними играет, много кукол - если все они артисты его театра, но если всё это множество лишь стоит на полке для хвастовства перед сверстниками - для души малыша оно вредно, а не полезно.
Приблизительно то же самое относится и к пугалу - хотя оно тоже может быть любопытным литературным персонажем. Тоже - просто изображение. Тоже - не взаимодействует с творцом. Чтобы начало взаимодействовать, требуется перешагнуть границу функциональности, дать пугалу возможность общаться, фактически - превратить его в куклу, как Браун, а потом и Волков сделали со Страшилой.
Робот - вообще из другого ряда. Придан ему человеческий облик или нет, робот - рабочий инструмент; так уж повелось на белом свете, что работа воспринимается чем-то противоположным игре. Так вот, робот - некая противоположность любой магии, он - штука приземлённая, практичная вещь. Поэтому роботов вместе со всем их антуражем оставим на потом… сделаем исключение только для заводных кукол, которые, как известно, совсем другое дело. Хорошая заводная игрушка - это Кукла Наследника Тутти, к примеру, ещё тот проводник, товарищ и собеседник.
Следующий спорный момент - раб.
Начать с того, что раб - понятие растяжимое. Спартак - раб, дядя Том - раб, Эзоп - раб, Арина Родионовна - крепостная крестьянка, то бишь, тоже рабыня. У раба с господином слишком большой разброс отношений, слишком много возможностей для контакта. Дух у раба может быть выше, чем у аристократа крови - и внутренней свободы у него может быть больше, чем у того же аристократа. Скажем, рабство - это жизненное обстоятельство определённого времени-места, случай, который может выпасть кому угодно. Видно, что раб как таковой - ситуация вообще не из нашей игры.
Но, предположим, имеется в виду добровольный раб. Холуй. Жалкая душонка, отказавшаяся от собственной свободы.
Чёртова кукла, говорите? Но что роднит холуя с куклой вообще-то? Отсутствие свободной воли? Так ведь не похоже, чтобы у куклы начисто отсутствовала свобода. Скорее, наоборот: герои площадного кукольного театра, скажем, просто символ воли вольной, полной духовной свободы, власти над страхом, над статусом, над дурными общественными условностями. Как-то сомнительно, что всякую безвольную дрянь, добровольного раба, живой чурбан можно назвать куклой.
Впрочем, если кому интересно, в какие игрушки играет чёрт - добро пожаловать. Что именно и из какого материала шила чёртова бабушка? Что ж, открытый вопрос.
Итак, сформулируем начерно: в новой игре мы пытаемся описать отношения между куклой и её создателем. Любые отношения - но по возможности избегая старых шаблонов, вроде «кошмарная кукла-убийца убивает кукольника» или «между Кукольником и Куколкой возникает любоФФ».
Держим в уме всё, что знаем о чудесах и чудотворстве - и пытаемся сказать что-то новое. Чем глубже удастся раскрыть тему - тем лучше.
Как-то так.
Пока не названы сроки, в тему можно вносить любые коррективы. Мы выслушаем возражения, буде они найдутся, дополнения, если кто-то захочет дополнить тему - и дружно примем решение.
Может, в этот раз получится лучше, чем в предыдущий.