Как устроена студия звукозаписи

Nov 30, 2011 22:29

Сегодня я вам расскажу о том, как устроена студия звукозаписи и как вообще создается музыка. Мне удалось побывать на студии Владимира Осинского - одной из самых именитых в России. На этой студии записывались Киркоров, Басков, Билан, Орбакайте, Шуфутинский, Земфира, Тату... да по сути все звезды! ) Будет очень много текста и фотографий, так что прошу отнестись к труду с пониманием! ))





Моменты вроде "как придумывается песня" я пропущу. Это, пожалуй, самый творческий этап и всегда протекает по разному. Начну сразу с момента, когда за работу берется звукорежиссер. Поясню, что это человек, который производит запись, воспроизведение, обработку, сведение звуковых компонентов с помощью технических средств звуковых студий.

Сначала обдумывается форма, делается аранжировка, и прописываются инструменты. Под черновой минус (еще без живых инструментов) уже можно писать вокал. На этом этапе песню записывают проходником, чтобы звукорежиссер вник в суть песни, о чем она, как с ней дальше работать. Когда окончательная форма и концепция будущей песни ясна, можно записывать основной вокал. Делается это по кусочкам. Помимо деления песни на куплеты и припевы, запись может вестись либо по фразам, либо построчно - для каждой песни выбирается индивидуальный подход. Зависит это и от темпа - быстрые можно писать по фразам, медленные, соответственно, должны быть плавнее и одна фраза должна переходить в другую. Иногда дело доходит до записи отдельных букв. И дело тут даже не в профессионализме артиста, а в требованиях к современной музыке. В теории записи звука столько нюансов, что этому посвящены отдельные дисциплины в институтах. Припевы в быстрых песнях часто копируются, но когда в песне должно быть развитие (особенно это чувствуется в медленных композициях), каждый припев записывается отдельно. Кроме того, обязательно должно быть дыхание. Некоторые обрубают его и получается неживой вокал. Иногда это к месту, иногда этим злоупотребляют и получается не очень красиво.

Когда голос записан и собран, запись прослушивают на наличие лишних звуков, щелчков, стреляющих букв ("с", "щ" и т.п.). В критических случаях голос двигают даже по ритму, хотя вообще такого быть не должно. ) Для борьбы с "грязью" используют специальные программные плагины, которые реагируют на частоту определенных букв, звуков и немножко убавляют их или выравнивают. Программы для студий звукозаписи едва не уступают фотошопу по своим возможностям и несомненно облегчают труд звукорежиссеров, однако, почти у каждого плагина есть приборный аналог. О них я расскажу чуть ниже.

Раз уж заговорил о программном обеспечении. Большинство студий работают в программе Pro Tools - это семейство программно-аппаратных комплексов, является стандартом де-факто в цифровой звукозаписывающей индустрии. Немного отойду от темы. Вы могли заметить, что в музыкальной среде очень популярны компьютеры от Apple. Всё дело как раз в программе Pro Tools, которая раньше выпускалась только для Macintosh. Так что это скорее необходимость, чем дань моде.

После "чистки" голос тюнят - исправляют неточные ноты. Для этого используют программу Antares Autotune (кстати, это наиболее часто продающийся аудио плагин всех времён). Причина тюнинга проста - облегчить работу, обойтись без бесконечных перезаписей.

Теперь можно приглашать бэк-вокал. Бэки записывают на готовую песню и не редактируют. Исключением являются очень дорогие проекты. Обычно бэк-вокалисты не имеют яркого индивидуального тембра, чтобы не заслонять солиста, они просто сопровождают основную вокальную партию. Не редко при записи альбомов роль бэк-вокалиста исполняет сам артист.

На следующем этапе записывают живые инструменты и сводят все дорожки мультитрека. Начинают с ритм-секции (ударные и бас), затем инструменты и в конце голос. Само собой, перед сведением все треки должны быть отшлифованы.

Далее за дело берутся аранжировщики - они делают обработки, дизайн голоса, вносят в треки свои фишки. Самый известный в мире аранжировщик - Timbaland. Я слышал как звучали песни до того, как он приложил к ним свои руки - это огромная разница с тем, что мы слышим на радио.

Наконец, наступает последний, пожалуй, самый важный момент. После того, как работу приняли, запись отдают на мастеринг. Проще говоря, это процедура подготовки и переноса фонограммы на специальный носитель, называемый мастер-копией, с которого будет осуществляться последующее тиражирование. Мастеринг проводится в специально созданных для этого контрольных комнатах, оснащенных эталонными звуковоспроизводящими аудиомониторами. Как правило, этим занимаются звукорежиссёры, обладающие специфическими навыками и опытом, которых принято называть инженерами мастеринга.

Мастеринг бывает аналоговый и цифровой. При аналоговом мастеринге вся редакция осуществляется при помощи специальных приборов. Как правило, это специальные прецизионные компрессоры, эквалайзеры, полосовые фильтры и т. д. Нередко такие приборы изготавливаются на заказ в единичном экземпляре или в крайне малой серии и содержат целый ряд бескомпромиссных технических решений, что приводит к их высокой стоимости. Аналоговый мастеринг иногда используют из-за своего характерного окраса, придающего звучанию фонограмм особый шарм. Для последующего издания на CD аналоговый мастер переписывается (оцифровывается) на цифровой носитель, после чего производится запись PMCD (Premastered Compact Disc - подготовленный мастер-компакт-диск).

При цифровом мастеринге (ремастеринг) редакция осуществляется в цифровой среде. Как правило внутри компьютерной системы (с помощью звуковых редакторов) или специального программно-аппаратного комплекса. В некоторых случаях первая стадия цифрового мастеринга производится методом перезаписи аудиоматериала с одного цифрового носителя на другой. Изменение первоначального звучания при таком варианте происходит с применением отдельных цифровых приборов.

Иногда делают несколько вариантов мастеринга - для альбома, для радио, для клипа, для минуса и для "пения под фонограмму". ) В каждом случае свои нюансы и свои требования к компрессии и частотной обрезке. Если говорить про так называемую "фанеру", голос почти не подвергают компрессии и он звучит естественно. Правда есть подозрение, что не все звезды нашей эстрады об этом знают и мне доводилось слышать абсолютно одинаковый  голос на радио и на концерте.

Когда готова мастер-копия песни или альбома, можно отправляться на радиостанцию и отдавать альбом в тираж. Но радиостанция скорее всего завернет песню и заставит что-нибудь переделать. Но это уже другая история... )

А теперь картинки! ))

1. Не так давно в студия расширилась и уют в процессе создания.
Над клавиатурой пульт управляет мониторами (так правильно называются динамики) и связью с "застекольем" )


2. Помещение для записи больших групп (хор или оркестр)   


3. Одновременно можно подключить очень много каналов )


4.


5.


6. Основная студия. Здесь записывают вокал, гитары и инструменты.
Пульт нужен для записи в параллельной студии, там как правило пишут барабаны.


7. Раритетный ламповый микрофон Neumann/Gefell UM 57. Появился на свет в 57-м году. Обычно студийные микрофоны крепятся в эластичные подвесы, похожие на многоконечную звезду, но не всегда. Перед микрофоном помещается поп-фильтр. Он защищает микрофон и запись от резких воздушных потоков (задувов)
со стороны исполнителя, плевков, взрывных звуков "б", "п" и т.д.


8. В просторах интернета нашел фото вскрытия этого микрофона. ) Как видите, ламповым он назван не просто так. 


9. Немного другой ракурс. Всё помещение звукоизолировано и любую поверхность стараются накрывать покрывалами. 
Очень не привычные ощущения, когда разговариваешь в такой комнате.


10. Звукорежиссер за работой


11. В студии всё называется по-другому. Наушники - это ушные мониторы


12. Для каждой задачи используется отдельное оборудование. Если в том же компьютере микрофон можно просто вставить в звуковую карту и записывать звук, то в студийном варианте на каждую стадию записи и обработки звука (предусиление, экваризация, перевод из аналога в цифру и наоборот) - это всё отдельные и очень дорогие устройства. Кроме того появляется возможность подбирать эти компоненты под конкретного исполнителя.


13. Когда сводят звук, используют несколько мониторов - большие, поменьше и, в том числе, динамики обычного магнитофона.
Главное, чтобы даже на малой громкости все слова были слышны без провалов. 


14. Цифровое оборудование используется в основном для мастеринга. Левее на столе - пульты управления обработкой объема звука.


15. Пульты есть даже на стенах


16. Не менее раритетный магнитофон Studer C-37.
Это первый, собранный полностью на транзисторах, профессиональный магнитофон.
Магнитофонные деки его собрата J-37 были использованы в далеком 1967 г. для записи знаменитого альбома Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band группы "Битлз" 


17. В студии много комнат. Эта, пожалуй, самая уютная и почему-то из нее не хочется уходить.)
Слева небольшая коллекция клавишных синтезаторов из 80-х годов, а на стойке семплеры и синтезаторы без клавиш
(они синтезирует звуки, а подключаемые клавиши служат для подачи сигналов).


18. Не успел спросить, что это такое, а в интернете про подобную технику ничего не найдешь. ) Похож на старенький семплер.
UPD (спасибо around84): Это так называемый локатор, устройство для того, чтобы ставить метки на ленте, а потом по ним искать фрагменты... Внизу - пульт ДУ


19. А вот это точно семплер, в него закачиваются отрезки звуков (семплы) и затем используются


20.


21. Коллекционная пластинка Эрика Клэптона с песней Layla


22. В этом помещении создают пятиканальный звук


23. Пульт-контроллер для сведения звука 5.1 он распределяет сигнал по каналам


24.


25. Эволюция струнных инструментов ) 


26. График очень плотный, студии подобного класса всегда перегружены и иногда даже приходится отказываться.
Надеюсь, студийных секретов не раскрыл )


27. Ежевика записывает новую песню


28. Звукорежиссер занимается сведением


29. Мульти-трек программы Pro Tools


30. Большие мониторы специально подбирались, чтобы звук не искажался.
Сначала их хотели подвесить, но звук оказался не приемлимым и было решено их поставить на пол.


31.


32.


Всем спасибо за внимание! Отдельное спасибо студии звукозаписи Владимира Осинского, Валентину и Ежевике - за помощь в написании репортажа.

Содержание журнала в картинках

репортаж

Previous post Next post
Up