В то время как производство вагонов в течении января-апреля 2013 года в целом по Украине сократилось на 38%, падение производства компании «Днепровагонмаш» составило целых 70%:
млн грн1 кв 20122 кв 20123 кв 20124 кв 20121 кв 2013Реализация вагонов2225186611451118592Чистый доход11661042677622573Цена 1 вагона0.5240.5580.5910.5560.968Данная ситуация сложилась в результате влияния всех тех факторов, о которых я писал вчера. Усугубило положение банальное отсутствие диверсификации. Во-первых, в годы «бума» компания сконцентрировалась на выпуске полувагонов, чья доля в производстве превышала 95%. С одной стороны, с учетом значительного спроса данное направление было очень выгодным, однако в соответствии с моей любимой концепцией mean reversion, рынок полувагонов и пострадал больше всех других направлений в 2013 году. Вторая причина столь плачевных результатов - ориентация только на российский рынок (в 2011 году доля экспортных продаж на Россию составила 99%). Падение российского спроса вынудило Днепровагонмаш искать новые рынки сбыта, что получается «со скрипом» (при этом компания все же (вынужденно) уходит от полувагонов, о чем говорит рост цены одного вагона по сравнению с предыдущим годом).
Основные финансовые показатели компании за последние годы представлены в следующей таблице:
Млн. грн2012201120102009200820072006Net Sales/Чистый доход3 910 9894 517 7202 361 722294 8031 429 427783 071502 319Gross Profit/Валовая маржа1 154 8871 214 333449 638-55 354342 424215 05279 623GPM29.5%26.9%19.0%-18.8%24.0%27.5%15.9%EBITDA1 061 7991 115 353476 137-96 118242 468159 77739 682EBITDA margin27.1%24.7%20.2%-32.6%17.0%20.4%7.9%Net Profit/Чистыя прибыль822 163807 476313 816-136 885163 332102 04012 064ROE88%179%226%-50%77%92%FA/ Основные средства113 214106 78841 46543 47447 26647 12149 040Equity / Собственный капитал1 451 569930 403451 904138 646275 921213 004110 964Debt / Банковский долг00226 652252 056276 050189 71982 736Как видно из таблицы, благодаря буму спроса в России, предприятие получало сверхприбыли в 2011-12 годах, достаточно сказать, что убыток кризисного 2009 года был «перекрыт» уже в 1 полугодии 2010 года. А в течении 2011-12 годов, с учетом достаточно умеренных цен на металл и высоких цен на полувагоны, Днепровагонмаш заработал столько, сколько наверное еще не зарабатывал в своей новейшей истории.
И последнее, на что я бы хотел обратить внимание своих читателей. Это размер инвестиций компании в свое развитие. В течении последних шести лет их общий объем составил всего лишь 113.2 млн грн, Это просто ничтожная сумма, если сравнить ее с суммой Чистой прибыли и Амортизации ОС, которая за этот же период составила 2.120 млрд грн. Таким образом, Днепровагонмаш все эти годы являлся и является лишь дойной коровой для своих собственников, лишь около 5% прибыли вкладывается в его развитие. Неудивительно, что выпускаемые вагоны разрабатывались еще в середине прошлого века, что сказывается на будущей конкурентоспособности предприятия. С такой стратегией конкурировать на рынке, с учетом всех его особенностей, Днепровагонмашу будет все сложнее.