"Новости часа" - премьера спектакля в театре "Гешер".
Актуальные новости десятилетий
Как известно, "Новости часа" - это последние новости, актуальные на сей час. Насколько сегодня актуальны новости 25-летней давности?
25 лет назад израильский суд выносил вердикт за "неумышленное убийство"("арига") до 20 лет тюремного заключения. Более строгое наказание приговором суда, а именно 25 лет тюрьмы, выносилось за разглашение государственной тайны.
25 лет - промежуток немалый. Спустя этот период времени главная героиня, Батья Кац (Орна Банай), освобождена из-под стражи.
Что же произошло, почему Батья Кац отбывала срок? Машина времени, то бишь электронное табло, основная декорация сцены, периодически переносит нас то в год 1995, то в наши дни, 2020 год.
События как прошлых лет, так и нынешних дней развиваются на сцене столь стремительно, что главные герои, уже упомянутая Батья и Аарон (Мики Леон), её любимый человек, и тогда, и сейчас, остаются в одних и тех же одеждах.
Как такое возможно в театре, где костюмы играют важную роль? Всё же это непривычно - спектакль без переодеваний... Не каждый постановщик возьмет на себя смелость пойти на такой риск.
Впрочем, определенные элементы одежды меняются у окружения героев. Но эти незначительные элементы значительно и живописно влияют на картину спектакля, создают некий особый конгломерат атмосферы. Так что риск постановщика спектакля оправдан.
Статист в театре - кто не знает, что это актер, исполняющий второстепенные роли без слов, участник массовых сцен?
А кто припомнит, что статистам аплодируют? Ила Фельдман, Наташа Манор, Тали Осадчи и Дор Михаэли - какие же они статисты? Они - герои. А, может, они - это мы, каждый со своей индивидуальностью, а все вместе - общество? Мы тоже умеем мечтать, отдыхать, веселиться, влюбляться, - мы тоже умеем жить.
Через призму биографии главной героини мы наблюдаем биографию общества тех лет. Представители общества умеют жить, невзирая на любые условия, на тревожные времена, когда убивают премьер-министр Израиля Рабина, когда разрываются ракеты, когда напоминают о себе отголоски ливанской войны. Плохое либо забывается, либо к нему приспосабливаются, либо укрепляется вера, что в будущем такого не будет, и в итоге мы видим общество, потерявшее социальные ориентиры.
Не случайно доминантно звучит вопрос: почему большинство из нас действует только тогда, когда нам уже нечего терять (стоит отметить: иные нынче времена, но не менее тревожные...)?
25 лет назад Батью невозможно было оторвать от транзистора: она боялась пропустить момент, когда, наконец, объявят о мире. Но вот она становится диктором радио, и сама читает новости, оставаясь такой же поборницей мира. К ней приходит любовь, у нее верная подруга. Но на тусовки с друзьями в популярных клубах не остаётся времени. И, руководствуясь тем, что "нельзя смешивать профессию с жизнью", она вся в любимой работе: "Ты передаёшь новости, но они остаются с тобой".
Предательство подруги и любимого толкают её на отчаянный шаг мести: она решается не только зачитать новости, но и...
"На свободу - с чистой совестью"? Что делать героине спустя 25 лет!?
Йехезкель Лазаров: "Мне нравится делать всё"
Возвратимся к сценографии: добавление незначительных аксессуаров - и герои то рассекают водную гладь, то опускаются в подводный мир, то лихо мчат на машине.
Примечательно, что и в этом оправдался риск постановщика, а также и в других направлениях, - все эти значимые "незначительности" мы сегодня называем то весомым словом "креатив", то "фишки режиссера". Впрочем, неважно, как их назовем. Важнее, что они вызывают эмоцию чувств, и зрители едва успевают переключаться от сострадания к улыбке, от волнения к сочувствию, от ассоциаций к личным воспоминаниям.
Чего стоят только напомненные нам музыкальные мелодии, под которые мы лихо отплясывали в середине 90-х, а сейчас на сцене под них зажигательно танцуют герои, - их мы условно называем "статистами".
В титрах мы читаем: "Сценическая редакция, постановка и сценография - Йехезкель Лазаров". Все эти акценты мы по достоинству ценим в спектакле: мы видим и актерское мастерство исполнителей, и танцы, и живописные картины. И всё это весьма напоминает строки биографии самого Лазарова, снимавшегося в фильмах "Мата Хари" и "Тот, кто читает мысли".
Вот что Лазаров о себе рассказывает:
Я был танцором, фотографом, играю в кино и в театре, пишу пьесы, ставлю спектакли, придумываю декорации. Все эти виды искусства переплетаются, и один человек может заниматься разными вещами и в каждом направлении быть успешным. Мне нравится делать все.
Click to view
Ролик и снимки сцен предоставлены пресс-службой театра "Гешер", остальные - снимки автора
Стоит посмотреться в зеркало
Что главное должен вынести зритель после спектакля? -
С этим вопросом я обратилась к генеральному директору театра "Гешер" Лене Крейндлиной.
- Во-первых, оптимизм. Во-вторых, надежду. В-третьих - желание что то менять, что-то делать, бороться за то, во что вы верите. Потому что иногда эта вера "убегает", и возвращать её очень трудно. Особенно в такой ситуации, когда коронавирус несколько опустил нас на землю. И сейчас, когда нужно расправлять крылья, очень трудно это делать после того, как они долгое время были сложены. Мне кажется, что этот спектакль о том, что нужно расправлять крылья. Это - непростой спектакль, об очень печальном событии в истории страны. Мне кажется, что нужно говорить об этом, думать об этом. Нужно строить отношения между людьми так, чтобы такие события в идеале вообще не случались, или хотя бы как можно реже происходили.
- История героини - реальная или вымышленная?
- Она наполовину реальная. Я уверена: если мы хорошенько полистаем страницы тех дней, то мы найдём реального прототипа, или даже нескольких прототипов. Я думаю, что целое поколение людей, которые на что-то надеялись в начале 90-х, а потом разочаровалось, стало циничным и вполне успокоилось. Я думаю, что это весьма актуально сегодня, к сожалению. Я думаю, что многие посмотрятся в зеркало после этого спектакля. Я надеюсь на это, во всяком случае.