В недавнем интервью какому-то неизвестному мне каналу (названия не запомнила, что-то про эмпатию) Божена Рынска высказалась в том духе, что не любит работать. И не хочет. И никогда не хотела. И хочет наконец уже никогда больше.
Выступление обсуждало пол-Рунета, и это признание страшно всех взволновало. Не хочет работать, надо же. Какой цинизм. Ниже падать некуда.
Тот факт, что бедная Божена всю жизнь пахала как бобик, ее нисколько не извиняет. Во-первых, ну что она там пахала - статейки строчила. Умственный труд сограждане работой не считают, если только он не сопряжен с каким-нибудь самолетостроением или с чем-нибудь таким же таинственным. В этом смысле картина мира у большинства сограждан застряла где-то посреди Петровских реформ: если человек занят чем-то мудреным посреди циферблатов, то сограждане все-таки допускают, что он занят делом; если же человек что-то пишет на бумажке и при этом он не счетовод, то это не работа, а дурь собачья. Работа - это бревна ворочать. Творческая деятельность у нас вообще проходит по разряду удовольствий и развлечений, то есть является злостной разновидностью безделья. Это все базовые постулаты крестьянского мышления, которое по-прежнему широко и привольно колосится у народа по всей области бессознательного, невзирая ни на какие космические корабли.
То есть в народных глазах это выглядит так, что барыня всю дорогу занималась ерундой, писала в альбомы, а теперь кричит, что она упахалась и пожалейте бедную.
Во-вторых, если мадам сама признается, что работать она не любит, то выходит, работала-то она без любви! Неискренне, стало быть, работала. Тем более нещитово.
Что касается нежелания работать в принципе, то это вообще сотряс устоев. В таком признается только совсем уж пропащая личность, которой нечего терять. Наш внутренний крестьянин такого не то что не одобряет - он за такое и на вилы поднять не поленится. Он и сам не понимает, почему такие заявы его нервируют до судорог. Если его спросить - он станет лепетать что-то про общественную пользу, потом про самореализацию, потом вспомнит слово "миссия", может внезапно отвлечься на финансовую независимость, нечаянно брякнет про "macht frei", сразу спохватится про счастье в труде, окончательно запутается и разозлится уже всерьез.
Человек всегда начинает злиться, когда чует подставу, но не в силах разобраться, в чем она состоит. Такого рода когнитивный коллапс у Толстого описан формулой "Я не понимаю, что вы говорите, но я чувствую, что это дурно." Внутренний крестьянин чувствует, что его дурачат, причем уже давненько, и что все эти лозунги, которыми он привык изъясняться, ему вколотили в башку не ради его блага, а с какими-то низменными целями.
Божена однозначно не тот человек, которому хотелось бы подражать, но в этом пункте я с ней солидарна.
Полностью новая колонка
здесь, комментировать можно и нужно прямо там.