Про индиго

Jan 11, 2007 00:23

Почти полгода размышляла на тему и пришла к мысли, что индиго - не существуют. Есть особый тип детей с высокими потребностями, описанный у Серзов (Ваш малыш от рождения до двух лет, гл. 16). Уильям и Марта Сирс
«Ваш малыш: от рождения до двух лет»
Издательство «ЭКСМО», Москва, 2005 г.

Глава 16
Уход за беспокойным или страдающим коликами ребенком
Некоторые дети приходят в мир с особыми свойствами, которые сразу же зарабатывают им титул «беспо¬койных». Эти трудные дети выжи¬мают из тех, кто ухаживает за ними, до капли все терпение и весь творческий потенциал и оставляют тех, кто был удостоен привилегии заботиться о них, чуточку мудрее и чувствительнее. Давайте же познако¬мимся с этими особыми маленьки¬ми личностями.
БЕСПОКОЙНЫЕ ДЕТИ
Первые три наших ребенка были настолько легкими в обращении, что мы гадали, отчего же все вокруг так обеспокоены трудными детьми. И вот появляется наш четвертый ребенок, Хэйден, которая перевернула наш относительно спокойный дом вверх ногами. Хэйден оказалась устроена иначе. На то, что срабатывало для остальных наших детей, ее было не купить. Будь то еда или сон, тер¬мин «расписание» в словаре Хэйден отсутствовал. Она была ребенком, постоянно пребывающим на руках или у груди. Когда мы клали ее, она поднимала вой и успокаивалась, ко¬гда мы брали ее на руки и носили постоянно. Семейной игрой для Сирсов стала «передай ребенка дру¬гому». Хэйден проводила часы, переходя с рук на руки. Когда опускались руки у Марты, ребенка брал я. Обычно срабатывало, когда мы носили ее в детской сумке, но не все¬гда.
Если мы пытались оставить ее с кем-нибудь, чтобы немного отдох¬нуть от нее, в чем давно нуждались, ее плач нельзя было остановить ничем. Нашим семейным слоганом стало: «Куда бы ни шли Марта с Биллом, Хэйден надобно было». Хэйден была словно приклеена к нам днем и ночью, не оставляя свою дневную суетливость и ночью. Она зловредно отказывалась лежать в кроватке; спать она могла, да и то нерегулярно, только рядом с теплым телом в нашей кровати. Кроватка, служившая комфортабельным домом нашим первым трем детям, вскоре перекочевала на гаражную распродажу. Единственным постоянным поведением со стороны Хэйден было ее непостоянство: что сработало в один день, не срабатывало на следующий. Мы находились в состоянии постоянных испытаний но¬вых способов успокоить ее. Она была удостоена титула «требовательная» и достойно носила его.
Наши чувства по отношению к Хэйден были так же изменчивы, как ее поведение. В одни дни мы обожали ее; в другие мы были измотаны; в иные дни мы были попросту растеряны и озлоблены.
Если бы она была нашим первым ребенком, мы думали бы, что это наша вина, и ломали бы голову, что мы делаем не так. Но к этому времени мы были уже опытными родителями, поэтому знали, что дело не в нас! Затем мы пережили бомбарди¬ровку противоречивыми советами: «Вы слишком много держите ее на руках», «Вы балуете ее; просто дайте ей поплакать», «Она вами манипулирует». Мы защищались от этих покушений на наш родительский подход, держась за то, что помогало и что казалось правильным. Урок номер один в уходе за этим типом детей: дети ведут себя беспокойно главным образом из-за своего темперамента, а не из-за низкого уровня ваших родительских способностей.
Через несколько недель после ее рождения мы поняли, что у нас осо¬бый ребенок с особыми потребностями, который нуждается в особом уходе - и мы были решительно настроены дать ей его. Но как? Мы поняли, что Хэйден будет полно¬ценно развиваться лишь в том случае, если мы выработаем более чут¬кий и творческий родительский подход. Но это было суровое испы¬тание.
Ребенок с высокими потребностями
Одним из наших первых затруднений стало - как называть Хэйден. Нам не нравились обычные термины «сложный ребенок» или «беспокойный ребенок». Они нега¬тивные и уничижительные. Кроме того, они подразумевают, что обе стороны - и родители, и ребенок оказались не на высоте: что-то не так с ребенком или что-то не так с родителями; а для нас это было неприемлемо. Мы выражали принятие поведения Хэйден и своего родительского подхода, говоря: «У нее высокий уровень потребностей», и выяснили, что многие другие родители с подобными детьми говорят так же. Однажды нас осенило: «Да¬вай назовем ее «ребенок с высокими потребностями». Мы испытывали этот термин некоторое время и примеряли его ко многим другим детям и родителям. Удачно, и мы оставили его. Этот термин стал переворотом, после которого наши чувства по отношению к Хэйден потеплели и мы смогли начать восхищаться ею.
«Ребенок с высокими потребностями» - этим сказано все. Это термин, который точно выражает, почему эти дети так требовательны и какой уровень родительской заботы им нужен. Это позитивный, одобрительный термин, который звучит интеллигентно и указывает на то, что эти дети особые. Он снимает ви¬ну с плеч родителей и дарит этим особым детям признание, которого они заслуживают. Родители беспокойных детей, вы уже почувствовали себя лучше?
«Она вырастет из этого», - продолжали успокаивать нас друзья. И да, и нет. Как только мы поняли и приняли ребенка, который у нас родился, и соответственно перестроились, жизнь с Хэйден стала легче. Но ее потребности с возрас¬том не снизились; они лишь изменились. Из младенца с высокими потребностями она превратилась в ребенка с высокими потребностями, а теперь она подросток с высокими потребностями. Ее трудно было отлучить от трех ее любимых безопасных мест: от кровати, от груди и от рук. Но отлучить все же удалось. Как мы приучали ее к дисциплине? С чуткостью.
Четырнадцать лет спустя Хэйден представляет собой удивительно творческую, глубоко чувствительную и восхитительно яркую лич¬ность, заботливую и отдающую себя другим, в том числе нам.
Чему нас научила Хэйден:

• Дети ведут себя беспокойно преимущественно по причине собственного темперамента (подразумевается их фундаментальная тенденция к тому, чтобы вести себя определенным образом), а не из-за несостоятельности родителей.
• Каждый ребенок рождается с определенным уровнем потребностей и требует определенного уровня родительской заботы, с тем, чтобы обе стороны помогали друг другу показать все хорошее, на что они способны.
• Нужно принимать и ценить то, что дети с высокими потребностями имеют уникальный темперамент и требуют уникального родительского подхода. Она научила нас быть более чуткими, и это качество проникло в наши профессиональные, социальные и брачные отношения.

Чему мы научили Хэйден:

• Люди, которые ухаживают за ней, отзывчивы к ее потребностям.
• Ее ценят (нет ничего страшного в том, чтобы иметь потребности).
• Заботливый мир, в который она попала, - теплое и надежное место.

Из собственного опыта и опыта сотен борющихся за выживание родителей детей с высокими потребностями мы узнали многое о том, почему дети ведут себя беспокойно и что с этим делать. Вот стратегии, помогающие большинству детей и родителей в большинстве случаев.

Характеристики детей
с высокими потребностями
Чтобы помочь вам понять, по¬счастливилось ли вам иметь ребенка особого типа, приводим наиболее характерные свойства, отмечаемые матерями при описании своих детей, имеющих высокие потребно¬сти.
«Суперчувствительный». Дети с высокими потребностями остро воспринимают свое окружение. Их легко растревожить переменами в их надежном и предсказуемом окружении; они не очень легко прини¬мают альтернативы. Днем они легко пугаются, а ночью плохо успокаива¬ются. Эта чувствительность позво¬ляет им обретать глубокую привя¬занность к людям, которые посто¬янно заботятся о них и никогда не подводят их, но не ждите, что они радостно примут незнакомцев или нянь. У них придирчивый вкус и четкие предпочтения. Эта особен¬ность личности - чувствительность, которая поначалу может выводить из терпения, скорее всего, принесет ребенку пользу, когда он станет старше. Эти дети обладают большей способностью устанавливать глубо¬кие и более близкие отношения.
«Я просто никак не могу положить его». Лежать тихо и мирно в кроват¬ке, не особенно нуждаясь в том, чтобы быть на руках, за исключени¬ем кормлений и переодеваний это не свойственно ребенку с высо¬кими потребностями (или большин¬ству детей). Движение, а не непод¬вижность - вот стиль жизни таких детей. Это дети, которые постоян¬но на руках и у груди и которые ред¬ко соглашаются долго лежать в кро¬ватке.

Ребенок с высокими потребностями - подарок судьбы или тяжкое испытание

Как-то мы сравнивали характеры сво¬их детей и тогда поняли, что дети с вы¬сокими потребностями имеют боль¬шое преимущество. Подумайте, какой ребенок получает более высокий стан¬дарт ухода, какой ребенок получает от жизни больше всех? Детей с высокими потребностями больше берут на руки, потому что они требуют этого. Дети с высокими потребностями оказывают¬ся в самых разнообразных местах, по¬тому что их трудно оставить с кем-то посторонним. А кто получает больше всего прикосновений, кто проводит больше времени у груди и имеет самое уютное место для сна? Эти дети лета¬ют первым классом. Чьи родители лучше всего знают своего ребенка? Чьи родители, ради выживания, выра¬ботали более творческий подход к ре¬бенку? Правильно, угадали. Приз по¬лучают родители ребенка с высокими потребностями. На самом деле мы убеждены, что все младенцы имеют черты ребенка с высокими потребно¬стями.

«Не намерен успокаиваться сам». Такой ребенок не славится своим талантом к самоуспокоению. Роди¬тели жалуются: «Он не может успо¬коиться сам». Материнские коле¬ни - его кресло, отцовские руки и грудь - его кроватка, материнская грудь - его пустышка, дарящая умиротворение. Эти дети очень при¬вередливы по отношению к неоду¬шевленным заменителям матери, таким как мягкие игрушки и пус¬тышки, и зачастую с силой отшвы¬ривают их. Это ожидание более вы¬сокого стандарта заботы является личностной чертой, позволяющей ребенку с высокими потребностями обрести привязанность к людям, а не к вещам - что предшествует обретению способности к тесному общению.
«Активный». «Он все время на взводе», - заметил как-то один ус¬талый папа. Дети с высокими по¬требностями вкладывают много энергии во все, что делают. Плачут они громко, смеются безудержно и не медлят с протестом, если их «тра¬пезы» не подаются вовремя. По¬скольку они воспринимают вещи более глубоко и взаимодействуют с большим пылом, эти дети способны устанавливать глубокие и длительные взаимоотношения и страдают, если эти связи разрываются. Из этих детей чаще всего вырастают энергичные личности. Какие бы яр¬лыки ни приклеивали к этим детям, мы никогда не слышали, чтобы их называли скучными.

«Не оторвешь от груди». Будьте готовы к тому, что такое понятие, как кормление по расписанию, не¬ведомо этому ребенку. Он будет пы¬таться устраивать марафонные кормления каждые два-три часа круглосуточно и будет подолгу со¬сать ради одного удовольствия. Эти дети не только требуют кормлений чаще - они и сосут дольше. Дети с повышенными потребностями из¬вестны тем, что их трудно отлучить от груди, и они обычно продолжают получать грудь на втором и третьем году жизни.
«Часто просыпается». «Почему детям с повышенными потребно¬стями всего требуется больше, за исключением сна?» - однажды не¬довольно спросила одна измотанная мать. Они часто просыпаются по ночам и редко награждают родите¬лей долгожданным продолжитель¬ным дневным сном . Вам может ка¬заться, что у вашего ребенка имеет¬ся встроенная лампочка, которую нелегко погасить. Возможно, имен¬но поэтому таких детей чаще всего называют «яркими», когда они ста¬новятся старше.

«Ему все мало, и он совершенно непредсказуемый». Как только вы наконец сообразите, что же нужно вашему ребенку, готовьтесь к изме¬нениям в планах. Как выразилась одна обессилевшая мать: «В тот мо¬мент, когда я уже думаю, что победа в этой игре за мной, он повышает ставку». Один набор успокоительных мероприятий срабатывает в один день, но терпит полный крах на следующий .
«Гиперактивный, гипертонический». Эти дети извиваются у вас на руках, пока вы не находите их лю¬бимые положения. Часты и непри¬ятности во время кормлений, по¬скольку эти дети выгибают спину дугой и норовят с соском во рту со¬вершить нырок назад. «Эта фото¬модель не знает, что такое стоп-кадр», - заметил отец одной ма¬лышки с высокими потребностями, фотограф по профессии. Держа на руках некоторых детей с повышен¬ными потребностями, вы можете почувствовать, как напряжены у них мышцы.
«Вытягивает все силы». Помимо того, что эти дети вкладывают во все, что делают, свою энергию, они расходуют также и энергию родите¬лей. Частая жалоба: «Он меня изма¬тывает».

«Не очень-то приласкаешь». Это самые трудные дети с высокими по¬требностями, поскольку они не все¬гда принимают старое верное сред¬ство - постоянно носить на руках. Тогда как большинство детей «тает», стоит только взять их на руки, и пе¬ретекает на руках в удобное положе¬ние, ребенок, не приемлющий объя¬тий, выгибает дугой спину, напряга¬ет ручки и ножки и вырывается из тесных объятий. Большинство не¬давно родившихся детей остро нуж¬дается в физическом контакте и успокаивается, когда их тесно прижи¬мают к себе и пеленают; не согла¬шающиеся на ласку дети не скоро оттаивают и уютно устраиваются на родительских руках. Со временем все оттаивают, если мать настойчива в своих усилиях, прилагаемых к ус¬тановлению контакта, и предлагает ребенку безопасное, надежное ме¬сто, достаточно притягательное, чтобы ребенок поддался соблазну.
«Требовательный». Дети с высо¬кими потребностями имеют высо¬кий стандарт и большую силу воли, чтобы добиться того, что им нужно. Посмотрите, как двое детей тянут ручки к своим родителям, пытаясь тем самым сказать: «Возьми меня на руки». Если родители пропустили этот сигнал, более спокойный ребе¬нок может опустить ручки и перей¬ти к удовлетворению себя игрой. Совершенно иначе обстоит дело с ребенком, имеющим высокие по¬требности, который при одной толь¬ко не возможной мысли о том, что родитель пропустил его сигнал, под¬нимет вой и будет требовать дальше, пока его не возьмут на руки.
Будьте готовы к тому, что эта черта характера - требователь¬ность - сделает вас мишенью для вредных советов, таких как: «Она вами манипулирует». Представьте на мгновение, что произошло бы, если бы ребенок с высокими по¬требностями не был требователь¬ным. Если бы у ребенка были боль¬шие потребности, но не было бы достаточно сильного характера, что¬бы добиваться удовлетворения этих потребностей, возможно, ребенок не смог бы развиваться оптимально, раскрывая весь свой потенциал. Та¬кая черта ребенка с высокими по¬требностями, как требовательность, может быть предвестником того, что в будущем вашего ребенка станут называть «напористым».

Выбившиеся из сил родители часто спрашивают: «Как долго он будет демонстрировать эти черты характера и чего нам можно ожи¬дать, когда он подрастет?» Не торо¬питесь предсказывать, какой лично¬стью станет ваш ребенок. Характер некоторых сложных детей корен¬ным образом меняется, когда они становятся старше. Но, в целом, по¬требностей у этих детей не стано¬вится меньше: они просто меняют¬ся.
Хотя эти первые черты характера могут казаться несколько неприят¬ными и поначалу могут обескуражи¬вать родителей, по мере того как жизнь с новорожденным идет своим чередом, большинство родителей, выбравших наш подход к уходу за ребенком с повышенными потреб¬ностями, меняет свое мнение и на¬чинает использовать такие слова, как «занятный», «интересный», «яр¬кий». Те же самые характеристики, которые в первое время казались та¬кой большой досадой, чаще всего оборачиваются для ребенка и родитeлeй преимуществами, если к пода¬ваемым ребенком с высокими по¬требностями сигналам внимательно прислушивались и адекватно отве¬чали на них. Активный младенец может стать творческим ребенком; чувствительный младенец - ребен¬ком, которому не чуждо сострада¬ние. Малыш, который много берет, впоследствии может стать ребен¬ком, который много отдает.

ПОЧЕМУ МЛАДЕНЦЫ ВЕДУТ СЕБЯ БЕСПОКОЙНО

Теперь, когда вы познакомились с этой уникальной личностью, как вы будете обращаться с ребенком, имеющим высокие потребности? Чтобы понять, как следует ухажи¬вать за этими особыми детьми, сна¬чала нужно понять, почему дети ве¬дут себя беспокойно. Все очень про¬сто: дети ведут себя беспокойно по тем же причинам, что и взрослые. Им больно, физически или эмоцио¬нально, или же они нуждаются в чем-то. Имеется огромный спектр типов плачущего ребенка. У более спокойного края находится ребе¬нок, который плачет, чтобы его взя¬ли на руки, но легко успокаивается и испытывает удовлетворение, когда его держат на руках. Другую край¬ность представляет ребенок, кото¬рому больно, - неутешно плачущий ребенок, получающий ярлык «стра¬дающий коликами».

Дети беспокоятся, чтобы приспособиться

Находясь в матке, еще не рож¬денный ребенок чувствует себя в своем окружении идеально комфортно. Возможно, У него больше никогда не будет дома, в котором ребенок будет ощущать такую же гармонию - невесомость, постоян¬ная температура и все питательные потребности автоматически и беспе¬ребойно удовлетворяются. В целом, в матке все отлично организовано.
Рождение внезапно разрушает эту организацию. В течение месяца после рождения ребенок пытается заново обрести это ощущение орга¬низованности и вписаться в жизнь вне матки. Рождение и адаптация к послеродовой жизни заставляют проявиться темперамент ребенка, ведь он впервые вынужден делать что-то, чтобы его потребности были удовлетворены. Он вынужден дейст¬вовать, как-то вести себя. Если ему голодно, холодно или страшно, он кричит. Он должен сделать усилие, чтобы получить то, что ему требует¬ся, от обеспечивающего ему заботу окружения. Если его потребности просты и он может без труда полу¬чить то, что ему нужно, он получает название «легкий ребенок»; если приспособиться ему не так легко, его именуют «трудным». Он не чув¬ствует себя комфортно. Беспокой¬ные дети - это дети, которые чувст¬вуют себя неуютно и которые не хо¬тят мириться с тем уровнем заботы, который им дают. Им нужно больше, и они кричат, чтобы получить это.
Тоска по утробе
Другая причина, по которой пла¬чут дети, заключается в том, что им недостает того окружения, которое у них когда-то было, - матки. Ребе¬нок ожидает, что жизнь будет про¬должаться как раньше, но все обора¬чивается неправильно, и у ребенка появляется ощущение, что все не¬правильно. Ребенок хочет адаптиро¬ваться к своему новому окружению и имеет огромное желание чувство¬вать себя комфортно. Конфликт ме¬жду желанием получить комфорт и невозможностью его добиться при¬водит к внутреннему стрессу и внешнему его выражению в так на¬зываемой капризности. Своим бес¬покойным поведением ребенок умо¬ляет тех, кто ухаживает за ним, по¬мочь ему найти то, что даст ему по¬чувствовать себя хорошо, нечто вро¬де: «Отдайте мне назад мою утробу», пока он еще не стал достаточно взрослым, чтобы придумать собст¬венные способы самоуспокоения.
Сразу же после рождения ребен¬ка положили на теплый мамин жи¬вот, мамина грудь дала ему физиче¬скую и эмоциональную подпитку, днем родители носят его, плотно прижав к себе, в сумке, а ночью, опять же, тесно прижимают к себе. Ребенку не приходится беспокоиться. Все, что давала ему матка, по-преж¬нему здесь, и рождение лишь изме¬нило форму выражения взаимоот¬ношений
А что же с ребенком, попадаю¬щим в мир, который дает ему иной уход? Взамен теплого и знакомого тела он получает пластиковый ящик в детской палате. Вместо теплой груди он получает силиконовую со¬ску. Вместо постоянного физического контакта и частых кормлений он остается лежать в ящике, а на ру¬ки его берут и кормят строго по рас¬писанию. Нарушается даже его сон. Вместо теплого тела, к которому он привык за девять месяцев в матке, он получает этот пластиковый бокс. У него два выбора. Он может удов¬летвориться этой низкопробной «маткой» и стать «хорошим ребен¬ком», или же он может протесто¬вать, заявляя, что его новый дом ему не по вкусу. Чем больше он кричит, тем больше его берут на руки и но¬сят. Чем больше он кричит, тем ча¬ще его кормят. Он приучается тре¬бовать, чтобы получать кормление «по первому требованию». В первый же или второй день пребывания в детской палате ему присваивают на¬звание «суетливый» (К Ярославу не относится, после рождения - полное совместное пребывание с мамой. Однако если он не получает нечто для него необходимое (еда, укладывание спать, высадка на горшок, смена подгузника, просто внимание) - будет требовать до получения желаемого ). По ночам он кричит до тех пор, пока, от отчая¬ния, родители не берут его к себе в кровать. Наконец, через несколько недель крика во имя приспособле¬ния, ребенок понимает, что крик ¬это тоже способ выжить. Это един¬cтвенный язык, который может обеспечить ему уровень заботы, ко¬торый ему могли бы дать автомати¬чески, прежде чем он потребовал его. Этот ребенок, жертва, как мы называем это, синдрома плохого на¬чала, суетиться приучен жизнью.
Концепция уровня потребностей
Всем младенцам нужно, чтобы их брали на руки, кормили, гладили, а также оказывали чуткую заботу все ми прочими способами, но некото¬рым нужно больше, чем остальным, и некоторые младенцы выражают свои потребности сильнее. Именно тогда, когда мы пытались понять, почему некоторые из наших детей вели себя иначе, хотя получали тот же уровень заботы, мы пришли к концепции уровня потребностей. По нашему мнению, каждый ребе¬нок имеет определенный уровень потребностей, удовлетворение кото¬рых позволяет ребенку достичь сво¬его потенциала, эмоционально, фи¬зически и интеллектуально. Логич¬но также предположить, что каждый ребенок рождается с соответствую¬щим темпераментом, чтобы быть в состоянии дать знать о своем уровне потребностей.
Предположим, у ребенка средние потребности, которые должны быть удовлетворены, чтобы ребенок чув¬ствовал себя комфортно. Он плачет лишь очень немного, а окружающие берут его на руки и укачивают ровно столько, чтобы контролировать бес¬покойное поведение ребенка. Его можно было бы окрестить «легкий ребенок». Предположим, ребенку нужно, чтобы его подолгу держали на руках. Он продолжает плакать, когда его кладут, поэтому добивает¬ся, чтобы его держали на руках больше - как если бы он требовал, чтобы его перевели из второго клас¬са в первый. Этот ребенок получает ярлык «требовательный». Но ока¬завшись в первом классе (его много носят на руках, часто кормят, с ним неразлучны днем и ночью), он пла¬чет все меньше и меньше. Теперь он там, где ему хорошо, и больше нет необходимости плакать. Оба ребен¬ка нормальны, оба гармонично впи¬сываются в окружающий мир, и один не лучше, чем другой. У них просто разные уровни потребностей и соответствующий темперамент, призванный помочь им добиться их удовлетворения.
Чувство единства
Требовательная малышка, кото¬рая «кричит, стоит мне лишь спус¬тить ее с рук», нуждается в том, что¬бы чувство единства с матерью не кончалось. До рождения эта малыш¬ка была едина с матерью. После ро¬ждения мать знает, что ребенок те¬перь представляет собой отдельного человека, но ребенок себя отдель¬ным не чувствует. Ребенок по-преж¬нему нуждается в том, чтобы чувст¬вовать себя связанным с матерью, и рождение изменило лишь форму выражения этой связи. Этот ребе¬нок будет протестовать или вести себя беспокойно, если его неразлуч¬ность с матерью нарушена. Ему тре¬буется продлить это единство еще некоторое время, и, к счастью, у него есть способность требовать этого. Если потребности этого ребенка ус¬лышаны и удовлетворены, он чувст¬вует себя комфортно: он находится в гармонии с окружающим миром. Он чувствует, что все хорошо. Когда ребенок чувствует, что все хорошо, его темперамент меньше проявляет себя, и он становится «хорошим» ребенком.
Приклеенный или оторванный
Матери часто, говорят об этом чувстве единства, выражаясь так: «Мой ребенок словно приклеен ко мне». Они также используют слово «оторванный» для описания того, как их дети словно рассыпаются, когда теряют это чувство единства со своим окружением. Нэнси, мать, которая долго и упорно работала над установлением крепкого кон¬такта со своим имеющим высокие потребности ребенком, как-то ска¬зала нам: «Когда мой ребенок чувст¬вует себя оторванным и словно бы рассыпается на кусочки, теперь я чувствую, что могу собрать кусочки и снова склеить его воедино. Это была долгая, суровая борьба, но я наконец начинаю получать процен¬ты со своего вклада».
Это дети, получающие достаточно внимания, но более требовательные. Они требуют многого, с тем, чтобы потом проявить все, что в них вложили и стать яркими личностями, испытывающими привязанность прежде всего к людям, а не к вещам. И есть еще тип детей с дефицитом внимания с гиперактивностью и без нее. Им и их родителям требуется помощь психологов. Это разные дети. Хотя проявляться они могут очень похоже. И их принято называть индиго, причем в первую очередь подразумевается второй тип детей. Считается, что индиго ярко проявляют себя - они талантливы, творческие личности, с проницательным умом. Однако объясните мне, как ребенок, недополучающий внимания родителей, может так себя проявлять? На мой взгляд он скорее будет разрушителем, чем созидателем. Так что получается, что индиго - это бывшие дети с высокими потребностями, получившие в свое время все им необходимое и ставшие необыкновенными людьми, интересными личностями, но к ним клеят ярлык людей с СДВ (""больных"") из-за того, что их поведение часто одинаково. А это не так. Они разные. Не знаю, поймет ли меня кто-нибудь... Сложная это штука - психология.

психология, мышиное

Previous post Next post
Up