Дети подрастают, и мам уже волнует не вопрос гигиены и здоровья, а скорее вопрос общения детей между собой. Особенно, когда детей несколько. Детские драки за игрушки, ревность, требования включить тот или другой мультик, сварить гречку или макароны, - все это реальность, в которой живут мамы двух и более детей. И с этим нужно что-то делать.
Когда я задумывалась о том, какие вещи были в моем детстве, и что я бы не хотела повторить, в числе первой тройки неприятных воспоминаний были конфликты с сестрой. У нас небольшая разница, три года, и нас двое: это самая благодатная почва для конфликта. А если вспомнить, что часть детства я жила у бабушки с дедушкой, т.к. маме было сложно справляться с двумя детьми… В общем, нам обеим было тяжело. Настолько, что в подростковом запале я решила, что у меня будет максимум один ребенок.
Жизнь вносит свои коррективы, детей у меня четверо, и, хотя половине из них еще не стукнуло двух лет, проблемы с детскими конфликтами и границами накрывают наше семейство веселыми цунами.
Единственное из всех тактик, что у меня было к тому моменту, когда родился второй ребенок, - это понимание, что проблемы в отношениях между детьми - это ответственность мамы. Я точно знала, что именно я должна разруливать эти конфликты, помогать им выстраивать отношения, что сами они не смогут справиться с расстановкой границ и распределением ресурсов.
На этой дороге я умудрилась наделать немало ошибок. И единственное, что спасает меня от удушающего чувства вины - это тот результат, который я вижу, исправляя их вместе с детьми. Этими ошибками я и хочу поделиться с вами, - иногда размышления над чужими промахами дает больше понимания проблемы, чем любой позитивный опыт. Некоторые из ошибок, которые я опишу, совершались другими мамами, но их могла бы совершить и я, если бы вовремя не увидела результат этих поступков. Поэтому я тоже включаю их в этот список.
Ошибка номер раз. Я буду одинаково любить всех своих детей.
Невозможно разных людей любить одинаково. Физически невозможно. Один бойкий, другой тихий, один шумный, другой ворчливый, один ноющий, другой агрессивный. Декларируя одинаковую любовь ко всем детям, мама стимулирует их пытаться повторять друг за другом те поступки или жесты, которые вызвали прилив умиления. Они начинали конкурировать на одном поле, где у одного было данное от природы преимущество, а второй должен был преодолевать сопротивление своей натуры, взращивая агрессию.
И ни один не побеждает. Замученная жертва детской конкуренции, мама просто перестает поощрять детей, перестает хвалить, ласкать, умиляться, зная, что ей на голову выльют новый тазик склок или драк. Мама отстраняется.
Ошибка номер два. Я буду уделять своим детям одинаковое количество внимания.
Невозможно уделять все время одинаковое внимание своим детям. Один болеет. Другой здоров. Один самостоятельный, другой нуждается в помощи. Одного раздражает помощь, другой ее требует, пока мама не падает без сил. Невозможно быть одинаковое время с младенцем и школьником, да еще и с одинаковым энтузиазмом. Не стоит даже пытаться. Лучшее, что можно сделать - это быть рядом с тем ребенком, которому это действительно необходимо.
Отсюда вытекает ошибка третья. Я буду чуткой, понимающей мамой.
Невозможно быть понимающей мамой, потому что вас все равно когда-нибудь надурят. Люди врут, все, время от времени. И это нужно иметь в голове, и нужно простить своего ребенка за его манипуляции, - это нормальный этап взросления. Вопрос в том, куда направить этот новый навык, на ком его тренировать, как его обуздать, чтобы он не стал деструктивным, а превратился в нормальный адекватный инструмент социализации. Между ложью «бабушка пошутила» и правдой «у бабушки отвратительный характер» пропасть ценой в семью. И ребенок должен пройти над этой пропастью. Разоблачая и стыдя его манипуляции, вряд ли можно добиться здорового понимания временной необходимости этих маленьких социальных обманов, что сопровождают нас по жизни.
Невозможно всегда понять и прочувствовать, что думает и чувствует ребенок. Потому что дети не только обманывают, дети еще и обманываются. Они не всегда понимают, что с ними происходит. И мама не всегда понимает, что происходящее с ребенком серьезней обычного каприза. Простите себя за это. Вернитесь в эту ситуацию снова, проанализируйте свои реакции, найдите, где и когда вы ошиблись. И исправьте. Если исправить нельзя, - просто обнимите своего малыша, и запомните, что вы не можете всегда понимать своего ребенка, и с этим надо жить дальше.
Ошибка четвертая. Я смогу понять, кто прав, а кто нет.
Очень часто мамы считают, что, хорошенько разобравшись, кто первый начал, из-за чего пошел конфликт, они смогут его решить. Но суть конфликта заключается не в том, кто первый взял красную машинку, а в том, что детей несколько, и они делят территорию. Если разбираться в том, кто что взял, кто у кого что отобрал, что кому принадлежит, пройдут годы в склоках и сварах. И будьте уверены, каждый раз ситуативно конфликт будет усложняться, потому что дети не только делят территорию. Они делят маму. Которая судит, кто хороший, а кто плохой. Нельзя решить, кто прав, а кто виноват. Они оба неправы, что вступают в конфликт, они оба правы, что хотят большего.
Ошибка пятая. Исключение предмета конфликта.
Очень часто мамы считают, что отобрать игрушку - правильно, потому что конфликт этим исчерпывается. Но ведь конфликт в том, что делится территория и мамино внимание! Так что все равно есть выигравший и проигравший. Младший ребенок спровоцировал старшего, или наоборот, и вот уже драка, скандал, непонятно, кто кого спровоцировал, замотанная попытками соломонова суда мама просто отбирает предмет спора, в бессилии наблюдая за истерикой детей. Конфликт останется, общая атмосфера усугубится.
Ошибка шестая. Покупка одинаковых игрушек.
Это следующий этап, через который проходят почти все мамы нескольких детей. Но и покупка одинаковых вещей/игрушек не решает проблему, потому что изначально конфликт проходит в другом поле, в поле власти. Игрушки, одежда, телевизор - просто повод для того, чтобы выплеснуть скрытую до поры агрессию и желание утвердиться. Всегда будет нужна именно ЭТА игрушка, а не другая такая же.
Ошибка седьмая. Я закрываю дверь, и они разбираются сами.
Они, конечно, разбираются, загоняя конфликт внутрь, но проблема битвы за ресурсы не решается. Наоборот, можно попасть чуть позже под сильный перекрестный огонь между детьми, когда передел границ начнется на более взрослом этапе.
Ошибка восьмая. Привлечение авторитетов, воспитание примером.
Не знаю, как вы, а я терпеть не могу, когда мне говорят, что кто-то что-то делает по-другому, лучше, быстрее и т.д. Потому что у всех людей разные скорости реакции, разные возможности организма, и тыкание примерами злит, но отнюдь не вдохновляет. Кроме того, когда это делает мама, она лишает детей защиты, которое дает понимание, что уж мама-то всегда будет за ребенка. Оказывается, мама знает парочку-другую детей, которые лучше тут и там, и сям, ими она восторгается, а своим родным малышом - не слишком, уж больно неказист. Привлечение папы не дает долговременного эффекта. Потому что спустя какое-то время ребенок понимает, что реальных последствий для него в ситуации «скажу папе» не наступает. Это называется привыкание. Очень плохо, что, желая простыми методами решить проблему, мама лишает ребенка здоровой конкуренции среди сверстников и авторитета того взрослого, которого привлекают в судьи.
Ошибка девятая. Привлечение общественности.
Некоторые мамы любят рассказывать знакомым, какие у них плохие дети. Еще иногда про плохих мужей тоже рассказывают, причем при тех самых детях, которых этим плохим папой пугают. Очевидно, что это довольно редкие мамы, но, скажите, честно, кто хоть раз не возроптал в сердце своем на бесконечные ссоры любимых чад? И кто может поручиться, что ни одна из этих мыслей, высказанных подруге по телефону, не была услышана детьми? Необходимость тщательно следить за своими словами отпадет, если мама знает, что ее дети самые хорошие. Не умозрительно знает, а всем своим существом. Они могут лениться, грубить, хулиганить, и, конечно, их надо призывать к дисциплине, но… Но они все равно самые хорошие. И об этом обязательно надо говорить каждый раз, когда мама ругает ребенка. Дайте ему этот костыль, чтобы выбраться из тревоги и отчаяния.
Что же делать, когда дети ссорятся и конфликтуют? Дайте им время, чтобы прийти в себя, остыть, вспомнить, что они родные люди. Дайте им свою любовь, чтобы они смогли напитать свои маленькие сердечки этой живительной силой. Дайте им свою руку, чтобы помочь преодолеть сложности. Дайте им свою власть, чтобы можно было опереться на нее и смириться с теми границами, которые есть в вашей семье.
Что касается того, дерутся мои дети или нет, и как я решаю этот вопрос… Дети не дерутся, потому что я им не разрешаю. Это категорический запрет. Пытаться решить конфликт можно любым другим приемлемым в нашей семье способом, - переговорами, обменом, даже можно обидеться и порыдать. Я готова быть переговорщиком и переводчиком, тем, кто обнимет и утешит, кто подскажет вариант обмена, на ком сорвут зло. Но за драку получат нагоняй все участники процесса. Непреложность этого правила помогает детям быстрее успокаиваться, приходить к компромиссу, учиться уступать или стоять на своем. Потому что драться бессмысленно, - никаких профитов от этого не будет. Я не запрещаю предмет спора, я запрещаю драку как метод выхода из антагонизма.
Честно, я не знаю, как это работает, и почему. Просто я верю в то, что оно работает и не отрицаю наличие воспоминаний, которые бы опровергали эту веру)))
Знаю точно одно, в чем я не ошиблась с самого начала - нельзя давать детям вовлекать родителей в конфликт, в любой роли и форме, - судьи, пострадавшего, запуганного, отстраненного, нервного. И тогда дети ответят вам самой горячей благодарностью за то, что вы уважаете их право быть детьми и учиться, в том числе, через взаимные конфликты и их разрешение.
Это исключительно частное мнение, которое я записала потому, что часто обсуждаю тему конфликтов между детьми с другими мамами. Я допускаю, что все дети разные, и нет общих рецептов. кому, как не мне, это знать:)