Закончена первая статья, посвященная тому, как в садике НЕ развивают детское художественное творчество.
Интересны ваши впечатления и комментарии (можно в л.с.)!
[В статье под творчеством будет пониматься детское художественное творчество - деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде создания рисунков, аппликаций, лепных и других поделок.]
У многих родителей одним из компонентов завышенных ожиданий от сада является творческое развитие ребенка.
К сожалению, в стандартных детских садах его нет. Занятия творчеством проходят дважды в неделю (лепка + ИЗО). Когда наша дочка ходила на адаптацию, мне удалось подглядеть ход такого занятия. Рассаживайтесь поудобнее :)
В младшей группе (детей с двух до трех лет) было человек 20 из 30 (остальные, как обычно, болели), их разделили на две подгруппы. Первая половина ушла с воспитательницей на «творческое занятие» (не могу опустить кавычки), а вторая половина с няней ждала, слушая в раздевалке сказку.
На нескольких столиках были разложены по одной баночке с красной краской (даже цвет ребенок выбрать не мог сам), по одной кисточке, по одному листочку с контурами рисунка (как Вы догадываетесь, шаблоны не способствуют развитию творчества) и стаканчику с водой. Без разрешения (команды) ничего трогать было нельзя (у воспитательницы нет времени и сил отмывать потом детей и все вокруг). Воспитательница показала образец, как надо раскрасить, потом по очереди подходила к детям и рукой ребенка красила шаблон однотонным цветом, нервничая и шикая при этом на детей, чтобы они не дернулись и ничего не замазали.
В общем-то любая мама знает, как сложно даже с одним ребенком организовать занятие с красками, но мы почему-то надеемся, что воспитатели - это сверхлюди. Однако, если мы снимем розовые очки, то увидим... Зачастую не то что не умеющую рисовать/лепить женщину, но и вообще иногда:
а) не творческую (точнее, закопавшую свой творческий потенциал, ибо от рождения все люди - творцы);
б) без педагогического образования (а я-то думала, в сад работать берут только с ним);
в) без опыта работы;
г) бездетную молодую воспитательницу (как было в нашем случае);
д) а иногда и устроившиеся в сад от безысходности, далеко не по призванию.
Последнее означает еще и то, что работа идет на нервах, в атмосфере нетерпеливости и недовольства, что при творческих занятиях уж совсем недопустимо. В таком свете любая мама выглядит в миллиард раз привлекательнее поверхностного внимания той замотанной воспитательницы, которое достается ее родному ребенку на «творческом занятии».
Но не будем больше о грустном: десять минут спустя (по 5 минут на каждую подгруппу и по 30 секунд на ребенка) перед нами двадцать одинаковых рисунков, осталось их подписать и повесить на выставку, чтобы пришедшие вечером за детьми родители порадовались, как их дети выросли за день в творческом плане.
Возможно, в каких-то садах более продуктивно проходят творческие занятия, но мне сложно представить, как, когда на десяток-другой маленьких детей есть только один взрослый.
Мое наблюдение урока объяснило одной бабушке то загадочное обстоятельство,почему садовские работы ее внука не хуже других (например, сложные пластилиновые чашечки), а дома по ее просьбе у него не получается даже яйцо скатать.
И последняя иллюстрация на тему. Когда в конце года я узнавала у воспитательницы, как дочка прошла итоговую аттестацию (набор тестовых типовых заданий), она ответила, что ребенок у нас совершенно не развит --- не может даже кроватку из кубиков построить! Я была удивлена, ведь дома она строила кукольной семейке всевозможную мебель и домики из кубиков (благо, у нее было на это время, т. к. мы забирали ее из сада после обеда). После расспросов оказалось, что дочка построила кроватку с бортиками (как для лялечек, ведь в то время мы готовились к рождению малыша и дочка была вся в этой теме), а задание засчитывалось только тем детям, которые построили кровать с двумя спинками. Только такая кровать признавалась правильной... Это было сказано на полном серьезе.
Наверное, у каждой мамы бывали творческие порывы. Нам знакомо, что для творчества нужно вдохновение, спокойное место, вдоволь времени. Творчество идет из сердца, из души, как какое-то переживание (возможно, впечатлений, воспоминаний, событий). В.Г. Белинский отмечал, что «акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия». Таким образом, сесть, когда и куда скажут, на столько времени, на сколько скажут и позаниматься тем, чем скажут (например, нарисовать флажок, который многие дети до трех лет еще в жизни не видели и не понимают, что они вообще рисуют) с понятием творчества несовместимо.
Дома же, наоборот, имеются все необходимые условия для творчества. У ребенка всегда есть свое комфортное место, наборы разных материалов под рукой, есть свободное время. И стоит только появиться желанию, вдохновению, как они выливаются в работу, стоящую всех работ за все года сада. Как заметил русский филосов и богослов С.Н. Булгаков, «там, где есть жизнь и свобода, есть место и для нового творчества».
В творческой жизни всегда есть разные периоды (от нескольких дней до нескольких недель) - то ребенок увлекается лепкой (этот периоду нашей дочки пришелся на грибную осеннюю пору и увенчался композицией «Лесник на полянке» со множеством мельчайших деталей), то аппликацией (испробовав разные техники, дочка сделала очаровательную миниатюру «Мы с Данюшей на сугробе»), то еще каким-нибудь нестандартным видом творчества (у нас это был период написания, склеивания и иллюстрирования собственных мини-книжек). К. Паустовский отмечал, что творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет. Причем после апогея самоотдачи часто следует период отдаления от творчества, чтобы вернутся к нему с вновь накопленными силами и впечатлениями.
Полное проживание каждого из периодов очень обогащает внутренний мир ребенка, учит углубляться в темы и техники, создавать и воплощать замыслы, получать результаты и совершенствовать их. Это в корне отличается от сада, где постоянно сменяются техники, темы, где все полностью продумано за ребенка (хотя настоящее творчество обусловлено напряжением воли и трудом), чтобы можно было получить быстрый результат.
Еще одной интересной стороной творчества является его сокровенность, интимность, индивидуальность. Творчество - дело, творимое уединенными, как выражалась Марина Цветаева. Настоящее искусство не может быть массовым, штампованным, клишированным (вспомним выставку двадцати одинаковых пластилиновых чашечек в саду, различавшихся лишь подписями детских имен). Вспомним хотя бы живописцев: у всех разные стили, жанры, время работы над полотном, приемы, цвета, композиции. Творческие коллективы -- очень редкое, исключительное явление (в нашей стране таким уникумом был коллектив Кукрыниксы). Творчество не терпит надзирательства, торопливости (зачастую дети даже маму просят не смотреть, пока работа не завершена). В саду же об этом и речи быть не может. То, что преподносится там как само занятие творчеством, на мой взгляд, должно быть лишь редкими вкраплениями в настоящий творческий полет ребенка. Полезно показать иногда ему какую-нибудь технику или идею, закинуть удочку в новую сферу, в которую ребенок при желании мог бы углубиться, но ежедневно «заниматься творчеством» с ребенком не только не нужно, а даже и вредно, пусть ребенок ищет свой путь, а мама, если понадобится, будет рядом!
И напоследок повторю, наверное, ключевую в воспитании пословицу: «Всему свое время!» Многие мамы переживают, что они предлагают ребенку позаниматься творчеством, а его невозможно усадить за стол! Ему бы все лазить, бегать! Мы тоже проходили это с дочкой. Нам с года дарили пастель, пластилин, краски, фломастеры, и я раздаривала их, чтобы не прошел срок годности: ни в два, ни в три года дочка не желала работать с ними! Одна мама годовалого малыша, когда ему дарили карандаши, отвечала: «Спасибо, мы очень любим их... грызть!» Итак, я уже грешным делом по неопытности поставила на дочке клеймо неусидчивого ребенка. Но в четыре года она созрела, и теперь только подкладывай ей бумагу! А в саду получается так, что сначала задания на слишком высоком для ребенка уровне (года в два, когда они ему еще неинтересны, потому что у него еще и картина мира мало сформирована, и эмоции еще трудно осознавать, а тем более переводить их в плоскость абстракции), а затем - на слишком примитивном уровне (когда ребенку нужно серьезное углубление). Итог: сад не предназначен для раскрытия творческого потенциала ребенка.
В заключение приведу пару цитат о том, что каждый ребенок рождается с творческим потенциалом, который требует раскрытия: «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое» (Ф.М. Достоевский); «всякая личность, как бы она ни была слаба, есть нечто абсолютно новое в мире, новый элемент в природе. Каждый человек есть, в известном смысле, художник своей собственной жизни, черпающий силу и вдохновение в себе самом» (С.Н. Булгаков).
Великое дело - дать ребенку возможность творить, ведь развитое творческое мышление помогает в любой сфере (в семье, в профессии, в общении), оно помогает находить новые, нетривиальные решения в разнообразных ситуациях, возникающих ежедневно в жизни любого человека.