ЦЕНА "СВОБОДЫ"

Jan 15, 2016 08:17


Новая статья "Цена "свободы" посвящена истории детских садов в СССР и трансформации женского сознания (почему начали считать благом отдавать детей на целый день в сад).
Иллюстрирована советскими агитационными плакатами.


Когда и как возникли первые детские сады? Они возникли в связи с выходом матерей на работу вне дома. Сады не были изобретением Советского Союза. В мире единичные детские сады начали в появляться еще в начале 19 века, заграницей при фабриках для детей рабочих, потом в конце 19 века и в Российской Империи, также для детей фабричных рабочих и беднейшего городского населения. С распространением женского наемного труда (а промышленникам было выгодно использовать более дешевую женскую рабочую силу) развивался и этот «социальный сервис» по присмотру за детьми. Женщины отдавали в сады детей от крайней нужды, в безвыходных ситуациях.
Бум строительства садов (сначала они назывались «детскими очагами») начался в Советском Союзе.


С первых лет существования государство провозгласило своей целью «улучшение положения женщины», признало её «угнетённым классом», а мужчину - «угнетателем». Как сказал в своей речи «О задачах женского рабочего движения в Советской республике» в 1919 году В.И. Ленин на конференции работниц: «Советской властью, как властью трудящихся, в первые же месяцы ее существования, был произведен в законодательстве, касающемся женщины, самый решительный переворот. Из тех законов, которые ставили женщину в положение подчиненное, в Советской республике не осталось камня на камне». Государство открыто объявило себя феминистским. Началась масштабнейшая трансформация женского сознания. И ликвидация неграмотности среди населения была идеологическим актом тоталитарного государства. Теперь женщины могли читать, и читали они пропагандистские журналы и газеты с призывами работать на пределе возможностей для построения новой жизни.
По статье Е.Метельковой «СССР. Трансформация женского сознания» на сайте proza.ru: «На простую читательницу со страниц журнала «Работница» надвигались «широкие массы», готовые выполнить и перевыполнить все планы, и спрашивающие: «А ты присоединилась к нам, насколько хорошо ты выполняешь свою работу?». Внушения порой принимали прямую форму установок, выгодных правительству. «Миллионы работниц по завету Ленина участвуют в социалистическом строительстве. По-большевистски они отдают все свои силы делу социализма, делу Ильича. Они дерутся за выполнение и перевыполнение промфинплана. Они борются с прогулами, пьянством, расхлябанностью, которые достались нам в наследство от старого строя. Они кладут свои силы на выполнение огромной задачи строительства социализма. Закончена пятилетка в четыре года». Пропаганда идеи служения личности общественным задачам неуклонно проводилась популярным журналом «Работница». Журнал денно и нощно трудился над воспитанием советской женщины, генерировал новый облик женщины страны Советов. Беззаветная труженица, общественница - идеал 30-х годов».


За обманчиво красивыми лозунгами («Долой кухонное рабство!») и агитационными плакатами скрывалась весьма прагматическая цель: экономическое использование женщины как рабочей силы, ее природных самоотверженности и ответственности. Для становления нового государства, отстававшего лет на 50, а то и на 100 от передовых промышленных государств, нужна была женщина-безотказный «строитель социализма». Задачи, поставленные государством перед женщиной, были масштабны и далеко не адекватны ее женской сущности. Чтобы разгрузить женщин от тяжкого «домашнего рабства», государство стало создавать систему ясель, детских садов, прачечных и пунктов общественного питания. В Екатеринбурге, например, в центре города стоят советские дома с квартирами без кухонь (ведь тогда широко были распространены столовые), а друзья моих родителей еще носили белье в прачечные.
Чтобы женщины еще меньше зависели от детей, в 1920 году был узаконен аборт (опять же под лживо красивыми вывесками об «охране здоровья женщины»). В.И. Ленин видел в узаконенном детоубийстве охрану «азбучных демократических прав гражданки». Итак, семьи зачастую ограничивались теперь рождением одного-двух детей (для скорейшего завершения социалистической стройки, все жертвы были не в счет, руководствовались принципом «лес рубят, щепки летят»). Кроме всего прочего, принятые меры по феминизации женщин разрушали семейную иерархию, на которой основана нормальная жизнь семьи. Мужчины смещались со своих главенствующих позиций, и к началу 1960-х годов женщина была уже гораздо «равнее» мужчины. Это отдельная тема. Здесь же упомянем только несколько примечательных фактов. Во-первых, связанный с абортами факт, указывающий на подчиненное место мужа. Послереволюционная Россия стала первой страной в мире, узаконившей прерывание беременности по единоличному решению женщины, ребенок считается отныне её безраздельной собственностью - женщина может принять решение о его жизни и смерти, не спрашивая ничьего мнения, хотя этот вопрос затрагивает напрямую и её мужа, смысл его существования в семье, его наследия в общих детях. Во-вторых, тот факт, что регистрацию браков в ЗАГСах стали проводить исключительно женщины. Государство понимало психологическую важность, символичность церемонии бракосочетания для расстановки сил в дальнейшей семейной жизни и устранило из ЗАГСов мужчин. Помню, как рассматривая раннесоветские свадебные фотографии из семейного альбома, мне бросилось в глаза, что регистрацию проводит мужчина, настолько это сейчас необычно для нас. В-третьих, само слово «мужчина» старались употреблять меньше. Немыслимо услышать словосочетание «охрана отцовства». Вместо слова Отечество для обозначения страны стало употребляться слово Родина (вспомним также мемориалы в Волгограде и Киеве, где центральное место занимает Родина-Мать, хотя победу добывали мужчины).


В итоге материнство стало мыслиться как гражданская обязанность по воспроизводству советских граждан. Дальнейшее воспитание осуществляла система: ясли (появились в 1960 году, родители могли отдавать в них детей с двух месяцев), сад (были еще и «пятидневки», круглосуточные группы, где дети строителей коммунизма находились с утра понедельника по вечер пятницы), школа, пионерские лагеря (с начала 1920 годов организовывались повсеместно, перед распадом СССР их насчитывалось около 40 тысяч).
Ребенок воспринимался не как личное дело родителей, но дело общественное и государственное. Задачами дошкольного воспитания становятся формирование эмоций и поведения в соответствии с требованиями коммунистической морали, усвоение материалистического мировоззрения, выработка коллективистских и трудовых навыков, укрепление здоровья детей (ведь больные люди - плохие работники). Кроме того, стержнем процесса стала программа обучения, а детский сад по принципиальной ориентации в своей работе приблизился к школе, что в корне противоречило природе и задачам дошкольного возраста.

Итак, детские сады создавались вовсе не для того, чтобы помочь женщинам, но для того, чтобы помочь государству эксплуатировать женщин как трудовой ресурс.
Известен такой эксперимент: маленьких обезьянок отняли у мам, выкормили их и решили пронаблюдать, как они будут потом воспитывать своих детенышей. Оказалось, что «безмамные мамы» не испытывали к своему потомству теплых чувств и не умели ухаживать за ними, так как были лишены этого опыта в собственном детстве.
У них в памяти запечатлены совсем другие ранние образы (импринтинги). По тем же причинам и многие детдомовцы, вырастая, испытывают серьезные трудности в построении семьи. Ранние впечатления прочно оседают в подсознании, хотя и не осознаются, но управляют нашими представлениями и чувствами.

Детство и воспитание вне семьи - это реалии детства, импринтинг наших бабушек и матерей, для большинства из нас это и реалии нашего детства. Поэтому и повторяем, как мантру, не вдумываясь: «Мы же ходили в садик и ничего, выросли!», поэтому подсознание и нашептывает нам, что без сада нельзя, что дома ребенок воспитываться не может.
Конечно, военное время ― особо тяжелое, так, во время Великой Отечественной Войны были мобилизованы практически все мужчины трудоспособного возраста, и на их место должны были встать женщины. Вернувшиеся с войны мужчины (многие из которых вернулись инвалидами) не могли удовлетворить потребности в рабочей силе для восстановления страны. Безусловно, история знает периоды, объективно вынуждавшие женщину работать наравне с мужчинами. И сегодня мы благодарим тех, кто поднял промышленность нашей страны, построил ГЭСы и БАМ. Да, тогда дети росли в отрыве от родителей, но при этом окружающая социальная реальность тоже была другой. Какие-никакие, но идеология, высокие цели, стремление к общему светлому будущему. Цензура СМИ, печати, эстрады, которые также транслировали исключительно государственные ценности. И советские родители сами были другими, ведь их бабушки, например, еще несли им традиционные ценности, заложенные в дореволюционной России. Теперь же мы утратили эти традиции за счет утраты связи поколений (детей отдавали на воспитание социуму), канула в прошлое советская идеология, на наших детей обрушилась лавина грязи, насилия, потребительских и гедонических эталонов. Однако женщины не торопятся воспитывать детей, смакуя сладкие свои «свободы», надеясь, что пары дней в неделю без садика и в наше время будет достаточно, чтобы вырастить неплохого человека.
Вот так в красивой и яркой обертке «свободы» лежала генно-модифицированная конфета, которая модифицировала гены женщинам нескольких поколений. Вопреки своей женской природе, они стали отдавать родных детей на воспитание чужим людям. Продали свое право постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, видеть широко распахнутые, доверчивые глаза своих детей, их восторг и ожидание чего-то нового, ловящих каждое мамино слово, взгляд и жест. А ведь мама так нужна им именно сейчас, она для них целая вселенная, ее любовь для них это все. Нельзя жертвовать детьми, потому что почти все наши дела - как дым, пришли и ушли, их нет. В детях обретается счастье величиной в целую жизнь.

феминизация, сад, история

Previous post Next post
Up