Оригинал взят у
soglyadatay в
новооскольская девичья В начале февраля я возобновила уроки рисования в детских колониях. На этот раз правозащитницы из Центра содействия реформе уголовного правосудия позвали меня с собой в трёхдневную поездку в Новооскольскую девичью колонию: они проводили социальные и психологические консультации для воспитанниц, а я, как всегда, учила рисовать.
Прошлый раз в Новооскольской колонии я была в 2011 году с мастер-классом «Портрет в документальном комиксе», здесь можно посмотреть картинки
http://soglyadatay.livejournal.com/106912.htmlПотом колония закрылась на ремонт - также как и в других детских колониях, большие спальни на 20-30 человек перестраивались в комнатки на 4 человека. Воспитанниц на это время перевезли в Рязанскую девичью колонию, и мы навещали их там.
Новый Оскол - маленький городок на границе с Украиной, добираться туда на поезде около 12 часов. На перроне Павелецкого вокзала еще издали узнала своих правозащитниц - вокруг них радиусами расходились пакеты, коробки, сумки, узлы, чемоданы, набитые передачами и одеждой для девочек. Не так-то легко было затащить эти баулы в наше купе. Я давно не виделась с правозащитницами, и теперь особенно бросалось в глаза, насколько у них усталые лица. Эти немолодые женщины много лет выполняют крайне тяжелую социальную работу, не получая ни нормальной зарплаты, ни внимания.
В тот день, до поезда, я успела поучаствовать в московском митинге в поддержку «узников 6 мая». На митинге, несмотря на промозглый ветер, вполне можно было продержаться часа два. Мы со Златой Понировской, как кураторы проекта «Рисуем суд» вышли с фирменными плакатами и норовили попасть на прицел фоторепортеров. Постоянно встречались знакомые, все улыбались, обнимались и фотографировались. Протестные фото можно было полайкать в соцсетях. Теперь, вглядываясь в лица правозащитниц, я думала: «Да, настоящая социальная работа она такая - рутинная, обыденная, не замечаемая обществом. До изнурения. Без лайков».
Длинной дорогой мы успели поговорить о многом, в том числе и о Pussy Riot. Не так давно в Сахаровском центре прошел вечер памяти Валерия Абрамкина, основателя Центра содействия реформе уголовного правосудия, среди выступающих гостей были Надя Толоконникова и Маша Алехина. Я стала расспрашивать правозащитниц, ранее равнодушных к Pussy Riot, об их впечатлениях от Нади и Маши.
- Они - очень хорошие люди! Молодцы! За считанные месяцы сделали больше, чем все правозащитники вместе взятые. Отсидев срок, Надя и Маша, теперь прекрасно понимают, как устроена тюремная система. Но понимают многие. Главное, что при этом, Надя и Маша - медийные фигуры. Благодаря огромному вниманию прессы и общественности им легче добиться изменений в российских тюрьмах.
Этот разговор стал для меня еще одним подтверждением давней мысли, что социальное искусство несостоятельно без социальной работы, но не тождественно ей. Социальный художник не может быть голословен, ему необходимо погрузиться в среду, о которой он хочет рассказывать, а также учиться взаимодействовать с людьми - внимательно слушать их, понимать, в чем может состоять помощь. Голоса реальных персонажей художник должен доносить до зрителя без искажений.
Но после этого тяжелого труда, художнику надо вынырнуть на поверхность. И рассказать о приобретенном опыте эмоциональным, выразительным, драйвовым языком. Невозможно привлечь даже минимальное внимания к проблеме, все время, находясь только на уровне рутинной работы. Социальному художнику важно обладать медийностью.
День первый. Урок «Шаблон и Образ» (краткий конспект)
Введение
- Давайте перечислим, что может нарисовать художник?
Объединим это в категории - жанры.
Определение жанрам изобразительного искусства.
Основные: портрет, натюрморт, пейзаж.
Задание N1
Все участницы занятия рисуют по одному портрету, натюрморту и пейзажу на маленьких листочках открыточного формата.
7 мин.
Вместе анализируем, какие шаблоны/общепринятые схематические значки всплывают почти на всех рисунках. Например, из рисунка в рисунок кочуют солнышко с лучиками, птицы-галочки, кувшин с яблоком, цветы-ромашки, человечек-огуречек и прочие полуиероглифы.
По сравнению с мальчишеской Можайской колонией, где на таком же упражнении-разогреве воспитанники нарисовали совсем схематические шаблоны, здесь некоторые участницы сделали интересные рисунки.
- Почему маленькие дети не боятся рисовать любой сюжет, а взрослые начинают бояться: «Я не знаю, как это нарисовать. Покажите, как надо». А кто знает, как надо?
- Нужны ли зрителю значки-шаблоны?
- Что приобретает человек, который воспроизводит общепринятые схемы изображения разных предметов?
- Какое побуждение заставляет рисовать настоящего художника?
Анализ репродукций
Вспомогательные вопросы для натюрморта
- Кому могут принадлежать эти вещи?
- Что объединяет предметы, собранные в группу? Какие предметы можно было бы добавить в этот натюрморт, а какие бы разрушили общее настроение?
- В каком пространстве находятся предметы?
- Можно ли определить время суток? Время года?
- Из каких материалов сделаны предметы?
- Они старые или новые?
- Какой предмет в композиции главный?
- Какое чувство от этих вещей? Ими хочется владеть, любоваться или они производят отталкивающее впечатление?
- О каких событиях может напоминать этот натюрморт?
Вспомогательные вопросы для пейзажа
- Какое настроение выражает пейзаж?
- Какое время года?
- Какое время дня?
- Где находится изображенная местность? (страна, город)
- Присутствуют ли в пейзаже люди? Чем они заняты? Какие бы люди могли жить в этом пейзаже?
- Что главное в изображенном пейзаже?
Вспомогательные вопросы для портрета
- Кто изображен? (пол, возраст)
- Социальное положение (беден, богат, профессия)
- Как одет?
- Какие у человека жесты, поза?
- В каком он настроении?
- Если бы это был ваш попутчик в поезде, какую бы характеристику вы ему дали по первому впечатлению?
- Где человек находится?
- Какие предметы его окружают?
Задание N2
Участницы по очереди называют какую-то черту, дополняя образ персонажа. Одновременно рисуют, каждая на своем листе.
В образе все черты связаны - стоит назвать одну черту, как к ней хочется прибавить и вторую, третью… Например, к «остренькому носику» напрашиваются «хитренькие глазки» и «тщедушное тело». К «развалившемуся на диване» напрашивается «самодовольное лицо», «расстегнутый пиджак», «массивное кольцо на пальце».
Вначале мы вместе придумали «наглого, толстого, уши пельменями, с двойным подбородком».
«Робкая девочка на краешке стула»
«Европейская пенсионерка, уверенная и модная, со своей собачкой»
Определения и сравнение познавательного и образного рисования
- В чем разница между рисунками из учебников и самостоятельной графикой? Какие цели ставили перед собой художники?
Достоинства познавательного рисунка - детальность, описательность, достоверность, передача информации. Такие рисунки часто заменяют собой фотографию. Личный стиль и личное сообщение художника отсутствуют.
В образной самостоятельной графике главное для художника - эмоциональная передача своих чувств, мыслей, впечатлений.
Рисунки, графика часто связаны с текстом.
Познавательное изображение = сухая пояснительная подпись.
Образный рисунок = художественный текст.
Средства, которыми создается образ, в художественных рисунке и тексте частично совпадают. Например, и там, и там используются метафора и гротеск.
Задание N3
Маленькое описание любого образа и иллюстрация к собственному тексту. Разворот А4.
Элеонора К.
Дерево, которое смогло…
Была буря, очень сильная буря. На маленьком островке, на котором нет людей, и не было. Большую часть растительности смыло морем и унесло ветром. Лишь одна Ива, уцепившись своими тонкими, но крепкими корнями, осталась на этом островочке. Буря закончилась ночью, примерно в 1:00. Но еще остался ветер, пусть и несильный, но значительный для Ивы. Этот ветер её гнёт и тревожит море. На небе спокойно.
Надя Т.
Птица, держащая письмо, и думая кому оно, сидит на дереве с задумчивым взглядом. Однажды люди задумаются о том, почему птицы, сидя на дереве так задумчивы. Мы - люди, всматриваемся в них.
Изида А.
Женщина с большим длинным подбородком, с длинным носом, с белыми длинными, длинными волосами. Волосы распущенные, неаккуратные, тело сложения полного. На теле платье пышное, но мятое, не глаженное, грязное. На ногах длинные туфли с длинным, длинным носом и бантиками.
***
На уроке рисования присутствовало около 12 девочек. Меня удивило, что почти у всех были редкие имена: Элеонора, Валерия, Анжела, Ангелина, Кристина, Аида, Изида, Нелли, Ландыш… Может быть, неблагополучные матери, называя дочерей именами, подходящими для любовных романов, передают эстафету в поисках большой любви и красивой жизни? Одна из участниц занятия рассказала, что стала матерью-одиночкой в 13 лет. Дочь назвала Дианой.
***
День второй. Урок «Форма и Контрформа» (краткий конспект)
Ранее я проводила этот урок в Можайской детской колонии, здесь можно посмотреть рисунки мальчиков -
http://soglyadatay.livejournal.com/137305.html На этот раз я добавила рисование натурной постановки - белый букет на черном фоне.
Введение
Повторим, какие задачи может выполнять рисунок? (передавать информацию, вызывать эмоцию)
А каким рисунок бывает по визуальному, пластическому решению?
Есть тип рисунка, в котором пространство и объем передаются перспективой и светотенью. Такой рисунок распространен в европейских странах, начиная с эпохи Возрождения. Часто используется сложная штриховка. Чтобы освоить этот тип рисунка, необходимо долгое время выполнять сложные системы заданий в профессиональных учебных заведениях (академический рисунок).
В другом типе рисунка пространство и форма строится линией и пятном. Рисунок ритмичный, в нем главное - не объем, а движение, композиция. Такой тип изображения мы видим в искусстве Древнего мира, в восточном искусстве, средневековом искусстве, в различных «измах» 20 века. Здесь главное понять систему изображения, обучить такому типу рисунка можно даже на уроках рисования в колонии.
Определение композиции
Итак, в ритмичном рисунке главное - композиция.
Композиция - это деление листа на части.
В первую очередь мы отделяем форму от контрформы, предметы от пространства.
Затем членим крупные силуэты на более мелкие.
Задание N1
Анализируем графические композиции
- Почему лист разделен на части именно таким образом? Как взаимодействуют эти части друг с другом? Какой эмоциональный заряд несет такое расположение элементов: линий и пятен?
Копирование проанализированных композиций (1-3 копии).
Копирование начинается с рисования контрформы.
Задание N2
Постановка - белые цветы в белой вазе на черном фоне.
Задача - увидеть контрформу в натуре и начать рисунок с силуэта пространства.
Предварительно делаются эскизы в горизонтальном, вертикальном и квадратном форматах.
***
Ночевали мы в единственной новооскольской гостинице. Правозащитницы сняли номер-люкс, в котором и полы, и постели, и кресла были устланы дешевыми коврами, а огромные окна, несмотря на солнечный день, почему-то занавешены. Отдернув занавеску, мы обнаружили толстый слой льда на стёклах. Очки правозащитниц слегка туманились от дыхания. Несмотря на то, что мы отняли у бедной комендантши гостиницы обогреватель, спать пришлось в верхней одежде. Почувствовав посреди ночи, как мерзнут уши, я накинула на голову меховой капюшон. От этого движения задние ножки кровати подломились и рухнули, пришлось спать в шубе на «ледяной горке».
В колонию мы шли как на праздник - в учебной части тепло, можно согреться!
***
День третий. Урок «Рисование истории. Документальный комикс» (краткий конспект)
Вступление
Что представляет из себя документальный комикс.
Знакомство с известными книгами, сделанными в жанре документального комикса: «Персеполис» Маржан Сатрапи, «Маус» Арт Шпигельмана, «Босоногий Гэн» Кэйдзи Накадзавы, «Голодомор» Игорта, «Палестина» Джо Сакко, «Сибирь» Николая Маслова, «Фотограф» и «Война Алана» Эммануэля Гибера, «Священная болезнь» Давида Б.
- На прошлом занятии мы говорили о двух разных изобразительных системах в рисунке. К какому виду можно отнести комикс?
Художник учитывает время чтения. Зритель-читатель должен иметь возможность быстро считывать сюжет, не застревая на отдельных кадрах.
Упрощенные картинки-знаки, но знаки выразительные, гротескные.
В любом комиксе действуют персонажи, лицо каждого - мгновенно запоминающаяся схема, «логотип». Все черты заостряются, выделяются 2-3 черты, которые будут опознавательным знаком персонажа и делать его узнаваемым с любого ракурса. Зритель избавлен от необходимости каждый раз вставать перед вопросом, где какой персонаж изображен.
Задание N1
Я рассказываю маленькие истории из собственной жизни, участницы занятия раскладывают историю на сцены, помогают мне придумать и нарисовать раскадровку.
В комиксе три элемента: изображение, реплики в баблах и комментарий автора.
Задание N2
Написать сценарий любой истории из собственной жизни (около 6 сцен - кадров).
Раскадровка, рисование комикса
Почти все девочки захотели нарисовать свои будни в колонии, как они говорят - День Сурка.
***
В этот раз на уроках рисования присутствовало сразу несколько девочек, совершивших убийства.
Одна из них рассказала, что в детстве гордилась своим отцом-карманником: «Когда папа был дома (не сидел на зоне), в доме водились деньги». Отец погиб, а мать повторно вышла замуж. Девочка в алкогольном опьянении убила отчима, потому что «он приставал, был слишком нудным и требовательным, мешал гулять, устраивать личную жизнь». Эта воспитанница выглядела очень по-взрослому, во время разговора она смотрела прямо в глаза, прощупывая собеседника.
Про другую девочку-убийцу мы узнали, что, напившись энергетика, она забила прохожего палкой.
Третья девочка позвала к себе на Новый год двух подружек: одну зарезала на кровати своих родителей, а другую тяжело ранила, подружке чудом удалось сбежать. В колонии мы слышали разговор про возможный мотив убийства - подружки «насвинячили» на кровати родителей, и девочка, которую за любую провинность жестоко избивал отец, устроила кровавую расправу над гостями. Эта история произвела на меня сильное впечатление, и вернувшись в Москву, я погуглила фамилию девочки. На новостных порталах писали другой мотив жестокого убийства - ревность в лесбийских отношениях.
Вместе с девочками, совершившими убийства, перевоспитываются девочки, укравшие дорогие телефоны.