Добрый день дорогие участницы тренинга. В первую очередь, я хочу Вас всех поблагодарить за участие и за приятные слова поддержки. Они придают сил и насыщают энергией! Вы все большие умнички!
Сегодня у нас с Вами последний день тренинга, и, как я и планировала, он будет посвящен следующим вопросам:
- Оформление документов. Вопросы лицензирования. Подготовка и ведение документации. Работа с банком.
- Оплата труда. Методы начисления зарплаты, перевода денег. Как оценить свой труд? Доход пропорционально усилиям.
- Работа с клиентом. Деловой этикет удаленной работы. Что ожидает от Вас заказчик. "Подводные камни".
Итак.
Оформление документов. Я живу в Беларуси, поэтому буду делиться своими знаниями относительно своей страны, но полагаю, что ситуация в России и других бывших странах СССР J похожа. Фрилансер может работать «за нал» (об этом я рассказывать не буду, потому что в нашей стране это незаконно J), работать по договору найма, как ИП (индивидуальный предприниматель). Знаю, что можно еще пройти регистрацию в некоторых европейских сайтах, которые представляют собой такие большие виртуальные кадровые агентства и помогают клиентам искать исполнителей. Там все заказчики платят на один счет, а уже агентство перечисляет Вам зарплату на карточку, естественно со снятием определенных %. Я не уверена, что официально так работать можно, и мои скромные знания английского не позволяют мне хорошенько вникнуть в эти вопросы, но есть знакомые, которые так пытаются. Несколько раз, поработав по договору найма, я встречала неудовольствие от клиента за то, что ему приходится платить налоги на мою зарплату (а это порядка 40%, простите бухгалтера за неточности). Поэтому для себя я решила узнать насколько это сложно стать ИП. Почему-то мне казалось, что это тааааааак сложно, просто жуть. Но, побродив по ипэшным форумам, я поняла, что далеко «не так страшен черт, как его малюют». По правде говоря, самая большая трудность была - сделать фотографию J, ну и, конечно, договориться с мамой, чтобы она посидела с мелкой, пока я помоталась по инстанциям. Главное, заранее войти «в тему» - а для этого достаточно компьютера и интернета дома. Пошарьте по сайтам для ИП, почитайте форумы. Еще, Вам будет нужно определиться с видом деятельности, узнать его код, и уточнить, лицензируемый ли это вид.
По правде говоря, если бы мой вид деятельности был лицензируемый, не факт, что я бы тут сейчас Вам все рассказывала. Конечно, получение лицензии добавляет трудностей. И я знаю, что если Вы хотите официально репетиторствовать - Вам нужно будет и помещение для этого искать, и санстанцию вызывать; если Вы открываете свой интернет-магазин - там тоже свои сложности. Я пошла по простому пути. Мой вид деятельности - не требует лицензии. Кстати в исполкоме сидят тоже понимающие люди, они Вам помогут и подскажут, если Вы, например, сомневаетесь с выбором.
После получения удостоверения ИП Вам нужно будет заняться открытием собственного счета. Банк можно выбирать по-разному: в зависимости от удаленности от Вашего дома (если Вы планируете туда часто наведываться), в зависимости от стоимости оказываемых услуг (за ведение счета, удаленный банкинг) и т.п. Узнайте, кто в Вашем окружении уже ИП, почитайте отзывы о банках. Я выбрала не дешевый банк, но зато мне до него идти 5 минут, а с маленьким ребенком - это было очень актуально. Пару раз я заносила туда платежки держа на коленках младшенького, и к этому банковские работники также относятся с пониманием. У них Вы тоже можете все спрашивать, их задача Вам, как клиенту, все объяснить и помочь. Там же вы и оформите карточку, на которую Вы со своего счета будете начислять себе зарплату. Это очень приятно..
Потом Вам нужно будет посетить налоговую инспекцию и заняться вопросами налогов. Можно выбирать несколько видов уплаты налогов - упрощенная система (раз в квартал определенный % от выручки), единый налог (величина не зависит от суммы выручки, а является единой величиной для Вашего вида деятельности), можно, видимо и по полной программе платить (ау, бухгалтера, где Вы?) J. Скажу сразу, налоги - это не страшно, в налоговой работают такие же люди, как и мы с Вами, они всегда готовы помочь и разъяснить, и, даже предложить оптимальный для Вас вариант. Со временем, Ваш инспектор будет для Вас «родным» J. В первый раз инспектор и объяснит Вам, как правильно считать, и он будет проверять все ли у Вас правильно написано в декларации. Не бойтесь спрашивать!!
О документах. Конечно, хорошо иметь среди друзей бухгалтера (как повезло мне). Она мне объяснила и сделала 2 платежки - как платить налоги и как начислять себе зарплату на карточку. Все. Больше мне и не требуется. Если и у Вас планируются только оплаты по договорам, перечисление себе зарплату на карточку и оплата налогов - Вы без сомнения сможете вести документы сами, один раз попросив помощи по проверке у бухгалтера, или, даже, оплатив эту услугу стороннему специалисту. Дальше Вам будет достаточно экселя.
Хочу Вам сразу сказать, что, как и писала во вчерашнем дне, документы - это очень важно. Вы теперь себе и директор и бухгалтер и несете ответственность перед государством. Ваши документы должны быть упорядочены, чтобы в любой момент их могли проверить. А проверить их могут. Вы должны хранить все договора, они должны быть подписаны обеими сторонами и содержаться в порядке. У каждой системы свои законы, у нас, насколько мне известно, договора должны храниться очень долго, 5лет+.
Банковские документы тоже должны быть у Вас в порядке. По ним Вы сможете контролировать кто из клиентов Вам уже оплатил, и, несомненно, считать сколько налогов должны заплатить Вы J.
У меня для этой цели заведены несколько папок. В одной я храню все договора. В другой - все банковские документы. В третьей - все документы, касающиеся самой деятельности - удостоверения, информация о постановке на учет и прочая.
Обычно договора оформляет исполнитель, т.е. Вы - и отправляете на согласование с Клиентом. После проверки и подтверждения (может быть с внесениями некоторых поправок), я распечатываю договора + счет + протокол (все, что необходимо) в двойном экземпляре, подписываю и высылаю Заказчику. Обычно, когда я отправляю документы по почте (простой J ), я сразу пишу себе на листике №договора, сумма, дата, с кем, когда отправлен - и вкладываю в папку с документами в тот свободный файлик, куда потом положу подписанные документы. Так я всегда знаю, когда документы ушли по почте - и если они в подписанном виде ко мне долго не возвращаются - буду трясти клиента. После сдачи проекта - не забудьте подписать Акт выполненных работ, и тоже приложить его к договору.
Оплата… Простое в нем лишь перевод денег себе на карточку :). Определите стоимость своих работ. Согласуйте с клиентом. Если у Вас договор с точной суммой работ, Вы можете указывать необходимость предоплаты, либо оплаты после подписания Акта выполенных работ. В любом случае, договор защитит и Вас и клиента, главное соблюдать условия. Выполняйте работу, подписывайте акты, ждите перечисления денег на счет. Чтобы определить стоимость своих работ - вы должны изучить рынок. Понятно, что если вы начинающий копирайтер, вы не можете запрашивать такие же цены, какие выдает агентство с огромным опытом работы и именем. Ищите в своей среде, узнавайте на форумах, определите, в конце концов, за какие деньги Вы готовы работать. Если Вы согласны «шить зайца» только за 1млн+, а они везде супер-уникальные уже продаются по 500 - то Вы будете неконкурентоспособны, и клиенты у Вас могут появиться только «залетные». Если же Ваша услуга уникальна - то и не стоит ее недооценивать. Вообще свой собственный прайс составить очень сложно. У меня он есть, но я частенько отхожу от него, в меньшую сторону, когда мне нужны деньги ОЧЕНЬ J, а клиент также ОЧЕНЬ, но бедный J. Правда совсем опускаться не советую. Цените и уважайте себя и свое время. НЕ бойтесь называть цену. С клиентами можно торговаться. Можно объективно объяснить, почему цена именно такая (может у клиента неверные ожидания от Вашей работы). В любом случае, советую договариваться по этому вопросу заранее.
В комментариях я читала вопросы о том, каким образом зарабатывать пропорционально усилиям. Чтож… я не знаю, как Вам ответить на этот вопрос. Вы можете просто браться за заведомо финансово удачные проекты, но, что касается меня, часто бывает, что я выполняю работу, которая стоит х-денег за 10 минут, но есть тип работы, который я делаю 3-4 часа, и он тоже стоит те же х. Я, конечно, могу вообще за нее не браться, но если у меня есть эти 3-4 часа, нужны деньги, я берусь J. Тут каждый решает сам за себя. Помню в универе было понятие вмененных издержек, я, конечно, могу сейчас ошибиться, но смысл в том, что Вы сами оцениваете то время, которое тратите. Т.е. если Вы сами себе готовы заплатить х за то, чтобы отдохнуть эти 3-4 часа - не беритесь за такую работу, лучше отдохните.
Тут кстати об общении с клиентом. Не забывайте, что клиент - это такой же человек как и Вы. И, даже, если Вы знаете много терминов, которые используете в работе, не нужно клиентов ими забрасывать. Общайтесь вежливо, на простом русском языке. Не пытайтесь казаться умнее, чем Вы есть на самом деле. Обязательно!!! Сохраняйте переписку! Думайте на 10 шагов вперед, что может понадобиться клиенту, и, если это повлечет дополнительные расходы - предупреждайте его. Допустим, клиент хочет «белую вязанную кофточку определенной модели», и бюджет - 100руб с материалами. Пусть Ваша работа стоит 70р и нитки 30р, Вы грите - Ок! а тут оказывается, что ему же нужна это кофточка исключительно из «нежной шерсти с шейки азиатского тигра», которая стоит 99 руб на эту кофточку - оооо! Получается, Вы уже НЕ МОЖЕТЕ???! Ай яй яй, а Вы же взялись уже за работу - все - репутации «-» J. Я, конечно, все утрирую, просто поймите, в каком месте именно Вашей услуги вдруг могут образоваться финансовые пропасти, и, заранее это обсудите с клиентом. Договор договором, но все в нем прописать удается не часто, тонкости лучше обсуждать лично.
Учитывая удаленность работы, общение с клиентом сводиться к телефону, почте, скайпу. Будьте везде вежливы, аккуратны в словах. Не стоит, общаясь с клиентом параллельно разговаривать со своим ребенком, мыть посуду, кушать… Вы должны уважать клиента. То же касается и писем. Вежливо. НА «Вы».
Про репутацию я уже писала. Вы должны решить, как Вы будете себя позиционировать. Если Вы говорите, что Вы уникальны - выдавайте уникальные решения, если Вы оперативны - выполняйте все быстро и четко. Будьте профессионалом в своем деле, совершенствуйтесь! Всегда старайтесь делать чуть больше, чем от Вас ожидают - и клиенты потянутся к Вам сами.
О «кидалове». Итак, Вы нашли клиента. Вы о клиенте ничего не знаете (он не из ОБС). Заключайте договор и работайте только после подписания, после предоплаты. Изучайте репутацию клиентов. Старайтесь до предоплаты передавать материалы в том качестве, в котором полноценно их использовать нельзя. И, наверное, всегда должны понимать, что случиться может всякое. На самом деле честных людей больше. Верьте в людей!
Еще немного о «подводных камнях». Заранее четко определяйте с клиентом, и, по возможности письменно, или даже в электронном виде сохраняйте Ваши договоренности. Что именно входит в Ваши услуги. Чтобы потом не было «а я думал, что за эти деньги, получу еще годовую поддержку». Понимаете да? Не откровенничайте с клиентами, не все это любят. Серьезных клиентов не интересуют ваши дети, ваш муж, проблемы. Клиенту нужен результат. Тот, на который он рассчитывал.
Бывает, особенно часто это связано с дизайном, когда Вы не можете «найти общий язык». Клиента все не устраивает. Предусмотрите такие моменты заранее. Оговорите, сколько вариантов за эти деньги Вы предлагаете, и, если после предработы клиент скажет, что его не устраивает Ваш уровень - Вы можете «разойтись», но клиент должен будет оплатить какой-то % выполненной Вами работы. Конечно, если Вы продаете конечный продукт (типа зайца шьете), то тут просто у Вас останется этот заяц, которого Вы сможете продать кому-то другому. В случае разработки логотипов - Вы можете использовать свои идеи для других клиентов, если они не подошли этому. В случае написании статей - можете предложить другому изданию. В любом случае, перед началом работы - сядьте и подумайте, где могут быть проблемы, и заранее их обсудите с клиентом.
Удаленная работа это и просто и сложно одновременно. Удаленная работа - это удобно. Вы дома, Вам не нужно тратить время на дорогу. Вы можете сами планировать свое время, устраивать себе выходной среди недели. Работать по ночам, или наоборот утром - а днем проводить время с детьми. Но удаленная работа - это еще самостоятельная поддержка своего оборудования - если «сгорит» компьютер - покупать Вам придется его самому. Никто его не «спишет». Если Вы заболели и не можете выполнять работу - никто Вам «больничный» не оплатит. И за отпуск - тоже никто денюжек не даст. Но в тоже время. Именно во время декрета, и именно на удаленной работе, я начала заниматься именно тем, что приносит мне удовольствие от работы.
Помню, вначале я говорила, что расскажу почемя я МАриЛизка. Вот хочу привести кусок из своей статьи.
Исходные данные: трое детишек - Ариша 11 лет (школа, 5 класс), Лиза 3 года (ходим в садик) и Илиан 6 месяцев. Живем с мужем и детьми в однокомнатной квартире с двумя собаками и котом. После последнего выхода из роддома я уже со второго дня продолжила работать, дома. Как так получилось :).
После первого декрета я поспешила выйти на работу и строить карьеру. В то время декрет для меня был чем-то типа «оторванность от внешнего мира», «потеря себя», одним словом «ужас! Выпустите меня обратно!» J. А вот во второй декрет, видимо после марафонского забега на работе, я внезапно стала получать удовольствие от процесса «неработы», видимо переработалась до этого. Переписывалась с форумчанками о детях (на форуме наших деток-снеговичков), научилась шить тильдовские игрушки - и даже поучаствовала на выставке и провела мастер-класс по пошиву тильдовского зайца. Я выкладывала фотографии своих зайцев в интернет и даже стала шить их на заказ. Меня тогда бросало из стороны в сторону, то я шила (даже сделала свой манекен), то я валяла (сваляла кучу шарфиков), то шила тильды. Мне нравилось работать руками, и я искала, что поможет мне заработать и получать удовольствие. И эти вопросы приводили меня к поиску. Время декрета - еще и время свободы от рабочих будней, в моем случае это способствовало поиску себя, можно было на время остановиться и подумать. В сети много интересных тренингов, статей по личностному росту, поиску призвания. Я поняла, что хочу открыть свое дело. Рисовать я любила всегда. На основной работе каждый год верстала буклеты, календари, рисовала открытки, оформляла стенды для выставок - и мне это действительно нравилось, хотя и не сочеталось с моей специализацией. И вот, когда во время декрета, я вдруг стала получать заказы на изготовление логотипов и рисование картинок, и поняла, что могу построить свой маленький корабль и пуститься в свободное плавание. Я решила стать индивидуальным предпринимателем. Придумала псевдоним новой себя и стала МАриЛизка. Называние у меня имеет «девчачью» почву. Родилось название из - м - это я - Мария, мама… Ари - это Ариша, старшая дочь и Лизка - это маленький вертолет, с рождения которой и началось мое восхождение на эту гору, именуемую «собственное дело» - получилась МАриЛизка. Потом с рождением сына, когда мы назвали его Илиан - я неожиданно для себя обнаружила, что и его имя удачно вписывается в МАрИЛизку J.
Многое дали мне различные статьи в интернете. Я изо всех сил старалась понять, кто я и что мне нужно делать. В прошлом году мне повезло, и я прошла вживую тренинг по поиску своего призвания и еще раз подтвердила себе, что я и вправду должна рисовать. Это именно то, что дает мне чувство радости, удовлетворения, и помогает семейному бюджету.
...
а теперь, я хочу всех Вас поблагодарить за внимание к моему тренингу. Спасибо за ваши комментарии, я не ожидала, что их будет так много. Вначале мне даже было откровенно тяжело справляться с таким потоком, но я старалась. Если я оставила чей-то комментарий без внимания, простите. Если у Вас важный вопрос - повторите его, пожалуйста.
Я очень надеюсь и хочу, чтобы тренинг помог Вам, даже если эта помощь будет заключаться в принятии решения не работать удаленно :) или может, он стал для Вас тем самым "волшебным пендалем". Просто мне хочется помочь. Спрашивайте в комментариях, я постараюсь ответить на вопросы, которые мне не удалось осветить. Я сама не ожидала, что тем окажется такой объемной и многогранной.
Я рассказала Вам свой путь, и поделилась своим опытом. Пробуйте, у всех путь разный, все мы разные, но каждый достоин, получить лучшее. И никто нам это просто так не даст - нужно взять самим.
Сделайте первый шаг! Верьте в мечты и их исполнения!! :)
Здоровья всем Вам, Вашим деткам, близким и Удачи!