Долгокормление - взвешиваем ЗА и ПРОТИВ

Sep 17, 2012 21:29


В настоящее время после опубликования последних рекомендаций ВОЗ по грудному вскармливанию “долгокормлением” принято называть кормление грудью после двух лет.
Долгокормление - тема очень сложная, вызывающая массу противоречий и даже противоборств в обществе.
Безусловно, каждая мать сама решает, сколько ей кормить грудью. 
А для тех, кому долгокормление однозначно подходит, есть целый ряд серьёзных аргументов, чтобы обосновать их позицию перед обществом, которое продолжает дебаты о сроках продолжения ГВ, оставаясь в критическом отношении к долгокормящим.
В формулировке документа по стратегии питания детей раннего возраста от ВОЗ\ЮНИСЕФ делается акцент на том, что кормление грудью МОЖНО продолжать более двух лет. У сторонников и противников долгокормления есть много аргументов, которые могут позволить сделать выводы относительно пользы грудного кормления после двухлетнего возраста.
Давайте рассмотрим типичные противоречия:

Питательная ценность молока для ребёнка старше 2-х лет
Мнение ПРОТИВ:  Грудное молоко не имеет питательной ценности для большого  ребёнка, в грудном молоке уже ничего нет, оно не является едой, это только баловство
Мнение ЗА:
Научные исследования доказывают, что даже после двух и более лет молоко остается ценным источником белков, жиров, ферментов, расщепляющих в кишечнике белки и жиры; гормонов, витаминов и микроэлементов, которые быстро и легко усваиваются.
Содержание витаминов и микроэлементов в женском молоке может изменяться в зависимости от потребностей ребёнка и  может увеличиваться с возрастом ребёнка .  Например, при грудном вскармливании на втором году жизни малыш защищен от дефицита витамина А, который необходим для нормального формирования и функционирования глаз, кожи, волос, а также витамина К, предотвращающего возникновение кровотечений. К тому же в женском молоке содержится оптимальное количество железа, которое очень хорошо всасывается в кишечнике ребенка и предотвращает развитие железодефицитной анемии.
Ученые подсчитали, что если годовалый ребенок получает 500 мл грудного молока в сутки, то его суточные потребности в энергии обеспечиваются на треть, в белках - на 40%, а в витамине С почти полностью
Покрытие потребностей в веществах в цифрах :
29 % потребности в энергии
43 % потребности в белке
36 % потребности в кальции
75 % потребности в витамине А
76 % потребности в фолатах ( производные фолиевой кислоты)
94 % потребности в витамине B12
60 % потребностей в витамине C


Грудное вскармливание - длительная защита от заболеваний
Мнение ПРОТИВ:  До года ребёнок уже сформировал иммунитет на грудном вскармливании, теперь иммунную систему уже нельзя укрепить грудным молоком, значит в ГМ нет необходимости.
Мнение ЗА:
Каждый болезнетворный микроорганизм, попадающий в организм матери, стимулирует выработку иммуноглобулинов, оказывающихся в молоке и получаемых ребенком. Концентрация этих веществ в молоке увеличивается с возрастом ребёнка и с сокращением числа кормлений, что позволяет детям более старшего возраста, у которых увеличилась  потребность в этих веществах, полностью удовлетворять нужды иммунной защиты. Иммуноглобулины образуют на слизистой оболочке кишечника особую плёнку, делая ее недоступной для болезнетворных микроорганизмов, и обеспечивают уникальную защиту от инфекций и аллергии. Кроме того, белки женского молока стимулируют развитие собственной иммунной системы ребенка. Также в женском молоке содержатся вещества, стимулирующие рост полезных бактерий (бифидо-и лактобактерий), в кишечнике, которые противодействуют заселению его болезнетворными бактериями.
Другие белки молока также важны. Например, белок лактоферрин, связывающий железо, способен предотвратить рост ряда бактерий, забирающих железо.

Формирование прикуса, строение лица, развитие речи
Мнение ПРОТИВ: Развитие  речи у детей не зависит от способа вскармливания
Мнение ЗА:
у детей на длительном  грудном вскармливании  развитие лицевой мускулатуры и речевого аппарата происходит лучше. Это связано с активным участием мышц мягкого нёба в процессе получения молока из груди. Дети, длительно вскармливаемые грудью, лучше воспроизводят тональности и частоты звуков. Нарушения речи у них встречаются реже, и в основном это только обычные физиологические замены звуков "ш", "ж", "л" на более "простые" звуки

Преимущества физического развития детей
Мнение ПРОТИВ: Чем больше детей  кормят грудью, тем меньше  они едят обычную пищу, поэтому хуже развиваются и в физическом плане  отстают от своих сверстников
Мнение ЗА:
При грудном вскармливании обеспечивается оптимальное соотношение жировой в мышечной тканей в организме ребенка и оптимальное соотношение длины и массы тела. Физическое развитие ребенка соответствует его биологическому возрасту, не опережает его и не отстает. Это определялось по срокам формирования различных костей скелета.

Психологический аспект   длительного естественного вскармливания.  
Мнение ПРОТИВ: Матери используют длительное ГВ для самоудовлетворения, потому что не чувствуют себя значимыми, а не потому, что это полезно для ребёнка, они стараются привязать ребёнка к себе, а ребёнок потом всю жизнь мучается, потому что мама не умела дать ему какое-то другое внимание, кроме груди, когда ребёнку от мамы  нужно  просто общение, а она подсовывает ему грудь, потому что не умеет с ним общаться в том возрасте, когда уже нужно не сиську сосать, а развиваться.
Мнение ЗА
За счёт того, что во время грудного вскармливания между матерью и ребёнком устанавливается тесная психологическая связь, которая необходима ребёнку на биологическом уровне и определена природой для улучшения развития детей на базе того, что  они получают максимальный спектр материнской ласки, любви и заботы, полностью удовлетворяют свои потребности в  сосании материнской груди,  в присутствии мамы и в её внимании,  у детей на длительном грудном вскармливании активнее стимулируется нервно-психическое развитие, а также формируются механизмы стрессоустойчивости, они лучше адаптируются во взрослой жизни, быстрее и легче переходят от одной стадии развития к другой, проще сепарируются от родителей, не испытывают к ним болезненных привязанностей, сопряжённых со страхом одиночества, с недостатком родительской заботы. Согласно изученным данным о различных стадиях развития, принятых за основу в работе с детьми в детской психологии, привязанность к родителям до возраста, когда ребёнок отделяет себя как обособленную личность - это норма сосуществования родителей и детей. Стадия осознанного перехода к обособленности, или так называемой “сепарации-индивидуации” от родителей наступает примерно в возрасте 4-х лет (по Ж. Пиаже),  эта стадия совпадает с развитием у человека его отдельного “Я”, когда он начинает отделять это “Я” от внешнего мира. Во-первых, нет никаких рекомендаций, относительного того, что переход к этой стадии развития  необходимо каким-то специальным образом стимулировать или подгонять, и если этого не делать, то ребёнок естественным образом не развивается до стадии сепарирования. Во-вторых, нет никаких данных о том, что правильно организованное длительное грудное вскармливание тормозит переход к стадии сепарации. Зато есть данные о том, что излишняя холодность, нарочитое отстранение родителей от ребёнка , опасающихся его привязанности и считающих, что привязанность ребёнка к ним может помешать ему в будущем стать самостоятельным, влияет прямо пропорционально желаемому: ребёнок, растущий в обстановке постоянной родительской депривации, испытывает гораздо больше сложностей с адаптацией в социуме, с самооценкой, чем ребёнок, чьи потребности в тесной связи с родителями полностью удовлетворялись в раннем детском возрасте.
До появления в психологии направлений, которые вплотную подошли к изучению психологии младенцев и детей раннего возраста,  уже существовали именитые основоположники психологических теорий, которые считаются догмами в современной психологии, согласно мнению которых, чем дольше ребёнка кормят грудью, тем больше удовлетворяются его потребности, и тем гармоничнее развивается ребёнок, который не испытывает недостатка в удовлетворении этих природных требований.  Об этом  писал  ещё в 1947 году знаменитый Эрик Берн в своей книге «Введение в  психоанализ и психиатрию для непосвящённых».  До появления направления, называющего себя «экзистенциально-гуманистическое», психологи изучали влияние различных обстоятельств на жизнь человека в основном через взрослых людей и строили свои гипотезы о влиянии тех или иных факторов на основании аналитических данных, собранных со взрослых внутри динамической теории психологии. Современные психологические течения позволяют изучать влияние многих факторов на младенцев непосредственно пока ребёнок растёт и развивается. И эти исследования красноречиво говорят о том, что здоровые отношения внутри семьи, материнская любовь, забота, ласка и удовлетворение потребностей ребёнка не только не могут повредить, а наоборот, помогают развиваться, а вредят ограничения ласки и внимания.  Внимательная мать, прислушивающаяся к желаниям и нуждам ребёнка, воспитывающая его в согласии с принципами сближения с ребёнком, практикующая налаживание тесного эмоционального контакта с ребёнком  не может быть фактором, который наносит травму. Отношения с матерью посредством продолжительного грудного вскармливания - это всего лишь отношения,  в которых ребёнок ест и общается с матерью, существующие с момента появления вида человека, и продолжающие существовать как биологически естественные, не противоречащие параметрам жизнедеятельности вида хомосапиенса.  Это доступная ребёнку и матери  форма выражения своей привязанности  и любви на самом главном этапе жизни - в детстве,  это формирование близости на уровне возможностей  сосуществования матери и потомства, что само по себе естественно и не несёт в себе угрозу чьему-то здоровью и нравственному состоянию и не противоречит механизмам выживания популяции.  Распространённые мифы вокруг продолжительного грудного вскармливания  о том, что оно травматично для ребёнка - не более, чем устаревшие данные, собранные аналитическим способом, имевшим лишь теоретическую базу, но не практическую, теории о вреде, который может наносить грудное вскармливание после года никогда не были подтверждены исследованиями, а остаются лишь теориями. В то время как многочисленные современные исследования подтверждают позитивное влияние долгого кормления грудью на психомоторное и интеллектуальное развитие детей, и на основании этих исследований организации здравоохранения осуществляют в настоящий момент поддержку продолжительного грудного вскармливания.

Мамы, длительно кормящие грудью, проявляют больше заботы о своих чадах, более позитивно к ним относятся, поддерживают чувство любви, что особенно важно в критические возрастные периоды детей после года. В каком бы напряжении ни находилась мама, когда она садится и с удовольствием кормит своего малыша, к концу кормления оба расслабляются, и у обоих заметно улучшается настроение.

Здоровье мамы.

Мнение ПРОТИВ: От длительного грудного вскармливания портится здоровье женщины.

Мнение ЗА: У женщин длительно кормивших грудью, значительно реже развиваются злокачественные новообразования молочных желез и рак яичников. - снижается риск воспалительных процессов внутренних оболочек матки, нормализуется уровень холестерина, уменьшается риск развития желчекаменной болезни и остеопороза. Большинство женщин, кормящие грудью дольше двух лет, и соблюдающие здоровый образ жизни, правильно питающиеся и поддерживающие свой организм с учётом лактации, не отмечают ухудшений самочувствия.

Анализ данных 47 эпидемиологических исследований из 30 стран, где сравнивали 50 302 женщины с раком груди и 96 973 женщин без рака груди показал, что по сравнению со здоровыми женщинами, среди женщин, которые заболели раком груди больше тех, кто вообще не кормил грудью и средняя суммарная продолжительность грудного вскармливания среди заболевших более чем в полтора раза меньше (9,8 месяцев среди заболевших против 15,6 месяцев среди здоровых).

Эмоциональное здоровье:

Целью исследования было изучение соотношения между лактационным статусом, естественным стрессом, настроением, сывороточным уровнем кортизола и пролактина и плазменной концентрации адренокортикотропного гормона (АКТГ). В исследовании участвовали 88 женщин, которые кормили только грудью, 99 - только искусственными заменителями грудного молока и 33 здоровые женщины(контрольная группа), которые не рожали детей сразу перед проведением исследования. Результаты исследования показали, что у кормящих искусственными смесями реже бывает хорошее настроение, они реже рассказывают о положительных событиях в жизни, и у них в целом больше ощущение стресса. У кормящих смесями было больше депрессий и проявлений злости по сравнению с кормящими грудью. Ученые пришли к выводу, что грудное вскармливание обладает защитным эффектом от плохого настроения и стресса.

Мифы о долгокормлении:
1)Продолжительное вскармливание грудью  создаёт болезненную привязанность к матери
Привязанность к матери не является сама по себе болезненным симптомом или патологией. Это норма взаимоотношений потомства с родившей их  матерью. Более того, как раз именно отсутствие привязанности характеризуют как симптом дисгармоничных отношений. Грудное вскармливание не влияет на формирование болезненной зависимости от матери, а вот как раз попытки матери отдалиться от своего ребёнка, отказать ему в близкой связи, в удовлетворении его потребностей в общении, в контакте, в окружение его своим теплом и заботой приводят к формированию острого состояния болезненной привязанности и зависимости от матери и свойственной такой зависимости инфантильности.  Кроме этого есть ещё масса предпосылок в отношениях между матерью и ребёнком, которые делают их дисгармоничными, но никак не связаны со сроками вскармливания.  
2) Если ребёнок плохо ест прикорм нужно отлучать от груди
Сроки возникновения готовности к питанию взрослой пищей очень разнятся.  Кроме индивидуальной готовности обмена веществ, это  связано с тем, что формирование зубной системы начинается в разном возрасте (с разницей даже до 4-5 месяцев) и происходит неравномерно, а заканчивает зубная система формироваться только в возрасте около двух лет. В этот период совершенно нормально, что некоторые дети проявляют меньше интереса к твёрдой пище, чем прочие, а предпочитают грудное молоко нескольким приёмам иной пищи.  На практике подтверждено, что после отлучения дети не начинали лучше есть прикорм, продолжали предпочитать жидкости и жидкую пищу. Формирование естественного пищевого интереса не связано со сроками вскармливания. А связано только с индивидуальными особенностями каждого ребёнка и способами, которыми пользуются родители для стимуляции естественного интереса к другой пище. В этой стимуляции лучше прочих помогает постепенное знакомство с продуктами общего стола без непосредственных попыток накормить ребёнка,  только с желанием его заинтересовать и пробудить любопытство попробовать эти продукты.
3)     Рекомендация продолжать кормить после года относится только к странам с низким уровнем жизни
В официальных источниках такой формулировки нет.  Рекомендация относится ко всем странам, включая Восточную и Западную Европу.  Существует формулировка “Данные,     подтверждающие необходимость продолжать грудное вскармливание и после     первого года жизни, наиболее убедительны в условиях низкого уровня гигиены и     высокого уровня инфекций. Было установлено, что в таких условиях продолжение     грудного вскармливания (до 2 или 3 лет) защищает от инфекционных болезней и     положительно ассоциируется с выживанием детей. В промышленно развитых     странах выгоды продолжительного грудного вскармливания менее очевидны.”   Очевидность пользы проверяется там, где максимально ухудшены условия - так построены любые исследования, и проверить “большую очевидность”  для людей из “промышленно развитых стран” нельзя никак, кроме как поместив ребёнка в условия, где ниже уровень гигиены и выше уровень инфекций. В современном мире ни в одном мегаполисе нельзя  быть уверенными, что именно в данном районе ниже уровень инфекции, - миграция населения, каждый год мутируют множество штаммов вирусов, отягчающие обстоятельства в виде плохой экологии - это факторы, которые невозможно спрогнозировать, и нельзя предугадать их влияние, что именно вашему ребёнку может не понадобиться срочная защита в виде пролонгированного ГВ. И таким образом становится очевидным факт необходимости пролонгированного грудного вскармливания, как профилактической меры там, где однозначная польза на первый взгляд не очевидна .
  Что касается уровня жизни, то, имея в виду высокую ценность грудного молока, логично было бы предположить, что дети в разных социальных слоях одинаково нуждаются в грудном вскармливании, как в источнике массы полезных веществ и при грамотно организованном грудном вскармливании  получают необходимые для развития питательные элементы и взаимоотношения со своими матерями.
ВИДЕО
Документы ВОЗ, МИНЗДРАВ
МИНЗДРАВ http://yko.ucoz.ru/_ld/0/23_Pitanie.pdf
ВОЗ\ЮНИСЕФ

Кормление грудью после 6 месяцев

В первый год жизни человеческий организм проходит фазу самого быстрого физического развития. Большинство здоровых детей в первые 6 месяцев удваивают массу тела, которая была у них при рождении, а в первый год утраивают ее. Одновременно резко меняется и состав организма. Исключительное грудное вскармливание полностью удовлетворяет пищевые потребности большинства грудных детей примерно до возраста 6 месяцев. Однако по мере того, как ребенок становится старше, больше и активнее, пищевые потребности уже не могут удовлетворяться одним грудным молоком (3). Для заполнения разрыва между тем, что обеспечивает грудное молоко, и суммарными пищевыми потребностями грудного ребенка нужно специальное переходное питание - продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения особых пищевых и физиологических потребностей ребенка

Введение переходного питания не означает прекращения кормления грудью. Наоборот, в первый год жизни грудное молоко должно оставаться одним из главных источников пищи, и желательно, чтобы к концу первого года оно обеспечивало от одной трети до половины среднего суммарного потребления энергии. Цель прикорма - обеспечить дополнительную энергию и питательные вещества, но в идеале он не должен вытеснять грудное молоко в течение первых 12 месяцев. Для обеспечения сохранения объема вырабатываемого грудного молока и стимулирования выработки молока матерям следует продолжать часто кормить своих детей грудью в период введения прикорма.

Если выразить вклад прикорма в приблизительных процентах от суммарных суточных потребностей и принять в качестве исходного некоторый диапазон величин потребления грудного молока в период введения прикорма, продукты для прикорма должны обеспечивать 5-30% потребностей в витамине А, 20-45% в белке, 50-80% в тиамине, 50-65% в рибофлавине, 60% в кальции, 85% в цинке и почти 100% потребностей в железе (3). Эти оценки показывают, что из прикорма почти не требуется получать витамина В6, В12, витамина С и фолата, так как грудное молоко содержит достаточное количество этих микронутриентов. Поэтому грудное молоко представляет собой чрезвычайно ценный источник пищевых веществ еще долгое время после того, как оно перестает быть единственным их источником.

Существует целый ряд внешних факторов, влияющих на продолжительность времени, в течение которого мать в состоянии кормить грудью своего ребенка. Среди них, в первую очередь, требуют внимания отпуск по уходу за ребенком и права работающих женщин на кормление грудью - факторы, особо подчеркнутые в Инночентийской декларации.

В большинстве европейских стран женщины представляют значительную часть работающих, и многих из них экономические трудности вынуждают возвращаться на работу, когда они еще продолжают кормить грудью. Возвращение на работу вынуждает матерей, а значит и грудных детей, приспосабливаться к такому распорядку, при котором у них, скорее всего, будет ограничена та гибкость, которая нужна для кормления грудью по требованию. Частота кормлений грудью, таким образом, скорее всего уменьшится, и, следовательно, может снизиться объем грудного молока. Сохранить выработку молока помогает сцеживание молока (вручную или с помощью молокоотсоса), которое потом дается ребенку, и кормление грудью в ночное время, и благодаря этому должна сохраниться возможность продолжать кормить грудью не менее двух-трех раз в день в течение позднего периода грудного возраста и дольше. Предоставление условий для содержания ребенка в детских яслях и/или комнат для продолжения лактации, где матери могут сцеживать и хранить свое молоко, помогает матерям продолжать кормить грудью и позволяет повысить частоту кормлений грудью. Кроме того, создание детских яслей на рабочем месте благотворно сказывается на всей системе взаимоотношений между матерью и грудным ребенком, независимо от того, кормится ребенок грудью или нет.
В настоящее время ВОЗ и ЮНИСЕФ рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 2 лет, а может быть и дольше. Данные, подтверждающие необходимость продолжать грудное вскармливание и после первого года жизни, наиболее убедительны в условиях низкого уровня гигиены и высокого уровня инфекций. Было установлено, что в таких условиях продолжение грудного вскармливания (до 2 или 3 лет) защищает от инфекционных болезней и положительно ассоциируется с выживанием детей (16, 17). В промышленно развитых странах выгоды продолжительного грудного вскармливания менее очевидны (67). В результате Американская академия педиатрии (5) рекомендует кормить грудью не менее 12 месяцев и продолжать столько, сколько пожелают мать и ребенок. http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/98303/WS_115_2000FE_R.pdf

воз, питательная ценность гм, психология, общество, грудное молоко, здоровье мамы, долгокормление, педиатрия, развитие ребёнка, кормление после 2х, неонатология, юнисеф

Previous post Next post
Up