Ещё
известные люди Мордовии «Экстрасенсы спасли жизни десятков летчиков»
Герой Советского Союза Николай Антошкин
Бывшего заместителя главнокомандующего ВВС России Николая Антошкина в военных кругах считают неоднозначной фигурой.
© Первый раз Антошкин увидел НЛО в 1969 году
С одной стороны, он снискал славу «бескровного генерала», несмотря на то, что прошел десятки горячих точек, участвовал в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. Но в то же время высокопоставленный офицер Минобороны привлек к сотрудничеству сомнительных экстрасенсов.
О катастрофе на Чернобыльской АЭС, знакомстве с английской королевой и скандально известном «мессии» Григории Грабовом генерал-полковник авиации рассказал Ирине Шемариной..
Корни
- Я - чистый мордвин, мокшанин. Но эрзян прекрасно понимаю, иногда даже и поговорить с ними могу. Еще способен пообщаться с татарами и чувашами на их родных языках. Немного, правда. Я родился в деревне, где рядом с башкирами и мордвой жили представители этих народов. Вот и запомнил кое-что.
«С»: Да вы - настоящий полиглот…
- Ну что вы! Просто я всегда ратовал за то, чтобы малые народы хранили свой язык и традиции. Этому меня еще отец учил, который на языках соседей свободно разговаривал. Поехали в Казахстан - он через какое-то время и с казахами беседовал! Своих односельчан я недавно буквально заставил учить мордовский язык. В Башкирии две школы названы моим именем, одна из них находится в родной деревне. Там этот предмет обязательный для детей. Когда я все организовывал, мне из Мордовии очень помогли с книгами.
«С»: Вы часто бываете в нашей республике…
- Мне нравится сюда приезжать. За последние годы руководство Мордовии сделало столько, что и за весь советский период не было! Саранск стал европейским городом, по нему приятно пройти. Кстати, из 12773 Героев Советского Союза около 400 человек - представители мордовской национальности…
Герой Советского Союза считает, что не стоит пренебрегать информацией, полученной от экстрасенсов
Высший пилотаж
«С»: Вы - один из создателей пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи». Для чего их организовали?
- Показательные полеты у нас проходили и до официального создания этих групп. Свое мастерство демонстрировали летчики, которые регулярно несли боевое дежурство. Для них это была лишняя нагрузка, причем безо всякого дополнительного вознаграждения. Поэтому мы решили создать специальный центр высшего пилотажа. Удалось решить проблемы и с зарплатой, и со статусом - пилотажники теперь имеют право получить звание полковника. Раньше выше майора они не могли подняться… В начале 1990-х контакты с Западом у ВВС практически отсутствовали. Зарубежные полеты «Витязей» и «Стрижей» призваны были показать миру мощь нашей техники и наладить отношения с авиацией других стран. Личные контакты зачастую приносят больше пользы, чем переговоры на высшем уровне.
«С»: Народная дипломатия?
- Да. Когда рухнул железный занавес, «Витязи» и «Стрижи» за год совершали до 120 полетов. За несколько лет облетели практически весь мир. Все хотели посмотреть, что вытворяют в небе «эти русские». Я водил пилотажные группы в Голландию, Францию, Швецию, Великобританию. На Аляску летали, на континентальную часть США - по чкаловскому маршруту…
Бывали и курьезы. На авиабазе «Эбботсфорд» канадские летчики поспорили с «витязями», что истребитель Су-27 уступает их «Хорнету». Двести тысяч зрителей наблюдали, чем закончится спор. Выполняя вираж в паре, две машины шли нос в нос, но вскоре «сушка» опередила «Хорнет» и зашла ему в хвост. Тренировочный бой был выигран! Канадцы признали поражение и выставили два ящика пива.
«С»: О вас даже английская королева Елизавета отзывалась с восторгом…
- Пилотажные группы участвовали в показах на британской авиабазе «Люкерс», а королева-мать тем временем отдыхала в Шотландии. Врачи не рекомендовали пожилой леди посещать авиашоу, но по ее просьбе шестерка «Витязей» пролетела над королевским замком на небольшой скорости. Разумеется, выполнить пилотажные фигуры там не разрешили. Говорят, увидев в небе строй истребителей, королева-мать в восторге сравнила нас с рыцарской конницей. После полета я подарил ей тульский самовар, расписанный хохломой, жостовский поднос и кружевные салфеточки. Каково же было мое удивление, когда королева прислала мне на 50-летие вазу с изображением орла и «Русских витязей»! Видимо, ей запомнилось, что мы специально для нее летали.
«С»: А звездные пассажиры у вас были?
- Да, многих артистов и политиков мы испытывали на прочность. Особенно запомнился полет с Патриархом Алексием II. Правда, с ним мы просто в небо поднимались, элементы пилотажа не осуществляли. Он был уникальным человеком с невероятно мощной энергетикой.
Нынешний Патриарх Кирилл тоже на борт подняться не побоялся. Мы его на МиГ-29 крутили. Он держался молодцом, даже виду не подал, что страшно.
Чернобыль
«С»: За участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС вы получили звание Героя Советского Союза…
- Да, я прибыл в Чернобыль в первый же день аварии. Руководил группой пилотов. Нужно было забить в развороченное горло реактора пробку из песка, свинца и цемента, чтобы перекрыть путь радиации. Вертолет зависал на высоте 100-150 метров, открывал люк, и бортмеханик при температуре 120-180 градусов сбрасывал мешки с песком. В первые дни после аварии наши экипажи совершили 15-20 таких полетов… Первые четверо суток мне вообще не удалось поспать. На пятые прилег, посадил рядом солдата с будильником. Приказал разбудить через четыре часа. Казалось, только голову положил на подушку, а он уже кричит: «Товарищ генерал, вставайте!» На всю жизнь это в памяти осталось.
«С»: Вы понимали, что можете получить непоправимый удар по здоровью?
- Конечно. Мы прекрасно знали, что такое радиация. Но, когда выполняешь задачу, о себе мало думаешь. У военного человека выбора не бывает. Он постоянно между молотом и наковальней. Выполнил задачу - выскочил, нет - придавило. Чувство ответственности огромное. Малейшая промашка могла привести к еще более тяжелым последствиям. Важно было не уронить вертолет в реактор. Эта катастрофа была бы еще страшнее.
«С»: А масштабы катастрофы сразу осознали?
- Нет, сначала не было понимания, что реактор взорвался и произошел гигантский ядерный выброс в атмосферу. Когда разобрались, что к чему, все моментально засекретили, установили пограничную полосу и пускали в опасную зону только ликвидаторов. Пока мы реактор не закрыли, Горбачев никаких публичных заявлений не делал. Только через десять суток он официально выступил по телевидению. Сразу же представители МАГАТЭ появились…
«С»: Вы такие события пережили бок о бок с украинцами… Как думаете, почему сегодня они всячески стараются обособиться от России?
- Украина, как и Грузия, чересчур увлеклась Америкой. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. В этих странах все очень завязано на личных и родственных связях политических верхов. Не секрет, что жена экс-президента Украины Ющенко - бывший сотрудник ЦРУ. Из-за этого его прозвали «американским зятем». К тому же Ющенко является крестным для сына Саакашвили. Они оба - настоящие лжепатриоты, которых не беспокоит судьба простых людей. На своих народах они только зарабатывают политические дивиденды. Пытаются нанести урон имиджу России на мировой арене, а этого только и нужно США. Но подобная позиция по отношению к соседу - политическая близорукость. Американцев ни украинский, ни грузинский народ не интересует. Им нужны плацдармы, чтобы «оторвать» побольше от России. Их цель - вновь отправить нашу страну в изоляцию, как во времена холодной войны.
Антошкин не раз обращался за советом к Грабовому
Экстрасенсы
«С»: После Чернобыля вы спасали пассажиров теплохода «Адмирал Нахимов» и жителей Спитака, пострадавших от страшного землетрясения. Прошли через конфликты в Афганистане, Таджикистане, на Северном Кавказе. Как вам удалось заслужить в народе звание «бескровного генерала»?
- Я всегда повторял своим летчикам, что мне нужны не мертвые герои, а живые… За годы службы в ВВС я летал на всех типах самолетов и вертолетов. Много раз сам попадал в аварийные ситуации, когда думаешь: все, это - конец. За мгновение вся жизнь перед глазами проходит. Но как бы страшно ни было, пилот в любой ситуации должен найти силы хладнокровно оценить обстановку и принять спасительное решение. Я всегда своих летчиков учил думать в небе головой, а не сердцем. К тому же никогда не отправлял пилота на задание, если были хоть малейшие сомнения в безопасности полета.
«С»: Дни, когда вы запрещали полеты, даже прозвали «антошкинскими»…
- Да, сейчас такие слова даже льстят. А ведь тогда мне это в укор ставили. Мол, чудит генерал… Нам, заслуженным летчикам, и вроде как запрещают летать! Но ведь падали независимо от званий и регалий! Посмотрите, сколько сегодня в Жуковском поставили памятников летчикам-испытателям! Сколько могил Героев Советского Союза и России! А ведь многих смертей можно было бы избежать, если бы военные не были упертыми материалистами…
«С»: Вы имеете в виду помощь экстрасенсов?
- Да. Я долго доказывал всем, что есть люди, способные предвидеть аварии и катастрофы. Не следует игнорировать их информацию. Но никто не прислушался. Только пальцем у виска крутили, когда разговор обо мне заходил. А между тем прежде, чем я принял командование над ВВС Московского военного округа, там за год разбивалось до десяти самолетов и вертолетов. Нам же через два года удалось свести летные происшествия к нулю. И это несмотря на то, что уже велись боевые действия в Таджикистане и на Северном Кавказе.
«С»: Вы также обращались к услугам скандально известного Григория Грабового, который ныне отбывает срок за мошенничество. Вы верите в то, что он - мессия?
- Нет. Здесь он, наверное, перешел некую грань дозволенного. Почему он объявил себя мессией? Очень тяжелый вопрос. Его лекции и занятия я никогда не посещал. Он с меня за помощь не взял даже рубля. Думаю, все проблемы Грабового начались, когда он полез в большую политику. Что у него там случилось - не берусь судить. Знаю только, что за время нашего сотрудничества нам удалось спасти не один десяток летчиков и огромное количество техники.
«С»: В чем же заключалось ваше сотрудничество?
- Он сообщал мне, какие могут произойти происшествия в воздухе или на земле, если своевременно не принять меры. После этого я ограничивал полеты и упрощал задания или… вообще отменял. До сих пор убежден, что лучше перестраховаться, чем потом кусать локти. К Григорию Петровичу у меня еще и личная благодарность. Он первым предупредил меня, что мой костный мозг поражен радиацией. Это последствия Чернобыля, где я получил дозу облучения более 600 рентген. Грабовой показал мне снимки и срочно отправил на лечение.
«С»: Почему вы начали доверять его информации?
Я всегда чувствовал, что в природе происходят определенные явления, которые воздействуют на людей и технику… Особо остро я стал это ощущать после Чернобыля. Начал замечать, что в иные дни люди ведут себя как-то неадекватно. Потом в журнале «Огонек» прочитал о всплесках солнечной активности. Оказалось, на это время приходится не менее 60-70 % всех преступлений, авиационных и автомобильных катастроф…
«С»: Приодилось ли вам наблюдать НЛО?
- Да. Первый раз наблюдал НЛО в 1969 году возле советско-китайской границы в период военного конфликта на острове Даманский. Неожиданно в зоне полетов нашего авиаполка появился ярко светящийся объект. Сначала решили, что это наш самолет терпит крушение. Но вскоре выяснилось, что все машины в порядке. Командование направило к объекту истребитель МиГ-21. Когда самолет приблизился километра на два, НЛО с немыслимой скоростью поднялся вверх и исчез. После этого весь личный состав долго опрашивали сотрудники особого отдела. Нам приказали забыть об увиденном. Похожее явление мы наблюдали еще раз в 1989 году под Талды-Курганом…
«С»: Вы прошли путь от пилота до заместителя Главнокомандующего ВВС России. Как был сделан главный выбор вашей жизни?
- В детстве не то что самолета, паровоза-то до семилетнего возраста не видел! Время для деревенских жителей было тогда темное, да еще голод после войны… Чтобы хоть как-то прокормить шестерых детей, родители решили перебраться в Оренбургскую область. Над городом Кумертау я первый раз и увидел самолет. Мне летчики тогда небожителями казались. А потом у меня появился старший товарищ, который учился вместе с Гагариным. Он много рассказывал про полеты… Когда я окончил школу, сначала отправился в Севастопольское морское училище. Но, когда увидел кубрик, подводную лодку, сразу понял, что это мне не по душе. Уехал и поступил в Оренбургское летное училище. Отец возражать не стал. Жили бедно, денег не хватало, но он сказал: «Последнюю коровенку продадим, но хоть одного выучим».
Кто такой Григорий Грабовой
Григорий Грабовой прославился на всю Россию в 2005 году, после того как пообещал воскресить жертв теракта в Бесланской школе.
Григорий Грабовой исчез из поля зрения журналистов сразу после освобождения
Грабовой родился 14 ноября 1963 года в Казахстане. В 1986-м окончил факультет прикладной математики и механики Ташкентского госуниверситета. Имеет медицинское образование. Доктор физико-математических и технических наук. Профессор. Академик РАЕН. Создатель «Учения о всеобщем спасении и гармоничном развитии», основатель «Партии ДРУГГ». Объявил себя «Иисусом Христом во втором пришествии». Утверждал, что умеет воскрешать людей, телепортироваться, вылечивать СПИД и рак любой степени, а также диагностировать неполадки в электронном оборудовании на расстоянии. После захвата боевиками школы в Беслане обещал за деньги воскресить жертв теракта. 28 сентября 2005 года Грабовой объявил, что в 2008-м станет Президентом России. Также он заявил, что, согласно другому прогнозу, его не арестуют… В октябре 2008-го приговорен Мосгорсудом к 8 годам лишения свободы за мошенничество. В 2010 году был отпущен на свободу. По словам родных, в настоящее время Грабовой «ушел в тень», но его ученики продолжают «творить чудеса» в России.
Личное дело
Антошкин Николай Тимофеевич родился в 1942 году в селе Кузьминовка Башкирской АССР. Герой Советского Союза. Генерал-полковник в отставке.
В 1980-х был начальником штаба и первым заместителем командующего ВВС Киевского военного округа. 1989-1993 гг. - командующий ВВС Московского ВО. Служил заместителем главкома ВВС России по боевой подготовке. В феврале 1998-го Антошкину была предложена должность начальника управления боевой подготовки ВВС, от которой он отказался, посчитав это понижением. Затем подал рапорт об отставке с поста заместителя главкома ВВС в знак протеста против развала Вооруженных сил.
Возглавляет московский Клуб Героев СССР и России, благотворительный фонд «Гордость Отечества». Заслуженный военный летчик РФ. Почетный гражданин Мордовии. Женат, двое детей.
Ирина Шемарина
«Столица С», Мордовия, 1 июля 2015