Ещё о
геополитике Кавказ и о
современном Русском мире Мир без миротворцев / Армения и Нагорный Карабах
Почему миротворческая миссия в зоне азербайджано-карабахского конфликта пока невозможна / Проект «Рубежи "Русской Планеты"»
Между Россией и христианскими народами Кавказа всегда была особенно тесная связь. После выхода из состава СССР Армения не утратила культурные и экономические связи с нашей страной. Сегодня Армения - одно из немногих закавказских государств, которое можно с полной уверенностью назвать союзником России. Однако перед нашими странами в последнее время встали новые проблемы: европейский вектор, усиливающееся турецкое влияние в регионе и другие проблемы. Решить их можно только совместно, не забывая о многовековой дружбе и общей истории.
©Далее об Армении:
№2 /
№3 /
№4 /
№5 /
№6 /
№7 /
№8 /
№9 /
№10 /
№11 /
№12 /
№13 и ещё в
«Рубежах» ___Военнослужащий Республики Армения на северном отрезке линии соприкосновения Нагорного Карабаха и Азербайджана / Фото: Ваган Степанян
Находясь с официальным визитом в Германии 6-7 апреля, президент Армении Серж Саргсян дал интервью изданию Deutsche Welle, в котором прокомментировал вопрос относительно осуществления миротворческой миссии, в частности российской, в зоне азербайджано-карабахского конфликта.
Президент Саргсян сказал: «Мы (армянская сторона. - РП) изъявляли готовность подписать соответствующий документ, который бы предусматривал всеобъемлющее урегулирование этого конфликта, в том числе и присутствие миротворцев между нашими двумя сторонами. Мы никогда не высказывались против этого, но считаем, что конфликт должен быть окончательно решен в целом».
Однако ряд российских СМИ не совсем верно растолковали слова армянского лидера. Сказанное не значит, что Армения согласна на размещение российских миротворцев в зоне конфликта. Американский аналитический центр также поспешил сделать предположение о том, что Россия и Азербайджан договорились разместить российских миротворцев по новой линии соприкосновения азербайджано-карабахских войск, установившейся после эскалации конфликта 2-5 апреля 2016 года.
Непризнанная, но независимая
Не стоит забывать, что Армения хоть и представляет непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику в переговорном процессе с Азербайджаном, но не диктует Степанакерту какие-либо действия. У непризнанной республики уже более 20 лет существует самостоятельное правительство, которое в результате отказа Баку от непосредственного диалога с карабахской стороной с 1998 года не участвует в переговорах, но имеет свою официальную позицию. Миротворческий контингент должен располагаться именно на границе НКР, а не Армении, поэтому в этом вопросе необходимо учитывать позицию карабахской стороны. Она заключается в том, что никакой речи о миротворческой миссии в зоне азербайджано-карабахского конфликта без окончательного разрешения этого конфликта и заключения всеобъемлющего соглашения, включающего статус Нагорного Карабаха, быть не может. А до того Армия обороны НКР обеспечивает безопасность границ республики.
«Возможность дислокации миротворцев можно рассматривать только после урегулирования конфликта», - неоднократно заявлял президент непризнанной НКР Бако Саакян. Исходя из этого, очевидно, что слова президента Армении никак не выходят из контекста армяно-карабахской позиции по вопросу миротворцев.
Что касается другой стороны конфликта - Азербайджана, то официальная позиция Баку не отличается от армянской. Согласно заявлениям Министерства иностранных дел прошлых лет, «вопрос размещения миротворческих сил в зоне конфликта является частью выполнения достигнутых соглашений». Однако с одним отличием: для Азербайджана соглашения связаны с его требованиями вывести войска с оккупированных территорий.
Еще одна проблема на пути реализации проекта размещения миротворческого контингента в зоне карабахского конфликта - в том, что даже если стороны согласятся на размещение миротворцев, этот вопрос состоит из целого списка пунктов, по которым нужно достичь соглашения. Неясно, сколько будет миротворцев, из каких стран, какого рода войска будут выполнять миссию, где они будут размещены, каким будет их мандат и т.д. Все эти вопросы являются предметом переговоров. Однако, учитывая нежелание Баку вступать в диалог со Степанакертом, процесс приобретает еще более сложный характер.
___Серж Саргсян и армянский военнослужащий, получивший ранения в результате боевых действий на линии соприкосновения Азербайджана и Нагорного Карабаха / Фото: Грант Хачатрян
По словам постоянного представителя РФ при ОБСЕ Александра Лукашевича, наработка миротворческой операции в зоне конфликта уже подготовлена, однако она не может вступить в силу без обоюдного решения обеих сторон, а также политического урегулирования конфликта.
Кто в миротворцы?
Следует учитывать еще один немаловажный фактор - морально-этический. Сохранилось ли у Еревана доверие к России, чтобы сдать под ее контроль свою безопасность? Москва в очередной раз выступила в качестве посредника и смогла призвать стороны к миру, остановив кровопролитные столкновения. Тем не менее, Армения высказала свое недовольство тем фактом, что именно Россия, стратегический союзник Армении по ОДКБ, а также страна - член ЕАЭС (проект которого поддержала Армянская Республика, отказавшись от соглашения об ассоциации с ЕС) продает оружие Азербайджану, которое используется против ее же союзника. Об этом заявил президент Серж Саргсян в ходе встречи с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым в Ереване. Но, как заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, Россия продолжит продавать оружие Азербайджану.
Предательством для Армении стал отказ президента Казахстана, также члена ЕАЭС, прибыть в Ереван для участия в саммите стран экономического союза. Астана не раз официально поддерживала Турцию, которая на сегодняшний день ведет явно агрессивную политику не только на Ближнем Востоке, но и по отношению к России. В ответ на решение Казахстана премьер-министр Армении Овик Абраамян также отказался лететь в Москву, где пройдет саммит.
Что касается Запада, то, как показывает история, ни одна из западных стран не оказывала Армении военную помощь в критической ситуации, а лишь ограничивались официальными заявлениями и призывами к миру. Это связано, естественно, с вовлеченностью западных стран в нефтяную промышленность Азербайджана.
Есть еще одна страна, чья кандидатура может быть рассмотрена в качестве предоставляющей миротворцев, - Иран. Однако очевидно, что ни Турция, ни Россия, ни Запад не позволят исламской республике играть столь важную роль в регионе, в котором заинтересованы все мировые силы.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что действующий формат Минской группы ОБСЕ является наиболее приемлемым для обеих сторон. И хотя до сих пор конфликт окончательно не решен, альтернативы мирному урегулированию пока не существует.
Ида Саркисян
«Русская планета», Степанакерт, 8 апреля 2016