Ещё из
дискуссий о развале СССР Наталия Нарочницкая: «Нас разделяют символы прошлого, но должны объединить задачи будущего»
В редакции интернет-газеты «Столетие» состоялся круглый стол «СССР: победы и поражения»
Открывая заседание круглого стола, президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Наталия Нарочницкая особо подчеркнула, что совершенно прав был президент России Владимир Путин, когда назвал крушение Советского Союза «крупнейшей геополитической катастрофой века» и драмой десятков миллионов соотечественников.
© ___Открыла круглый стол президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая. Слева - главный редактор «Столетия» Алексей Тимофеев
«Это не только разделение русского народа, который оказался, не сойдя ни шагу со своей исторической земли, разделенным на многие квазигосударства, это трагедия для многих народов, которые были поделены вопреки некогда заключенным ими самостоятельным договорам с Россией», - сказала Н. Нарочницкая.
В этом контексте нельзя не задаться вопросом: почему же российское общество как-то слабо реагирует на то, что очень скоро исполнится 25 лет с тех «окаянных дней», когда официально было задекларировано прекращение существования СССР? В то же время, скажем, в Китае и США по сей день работают институты, изучающие как позитивный, так и негативный опыт СССР. Понятно, кто таким образом извлекает опыт из наших кровных ошибок, а нам разве этого не надо?
Нужен ли современной России опыт СССР?
В ходе круглого стола предполагалось обсудить следующие ключевые вопросы:
- Была ли советская система (реальный социализм) способна к самообновлению, реформированию или это был тупиковый путь строительства социализма «в отдельно взятой стране», что и привело СССР к внутреннему разложению?
- Что можно считать «точкой невозврата» для СССР, после чего распад союзного государства стал неизбежным?
- Какую роль сыграл Советский Союз в мировой истории, несмотря на недолгий, по историческим меркам, срок своего существования?
- Что из советского опыта мы считаем нужным и важным заимствовать сегодня, а от какого наследства мы отказываемся?
…Хотя, казалось бы, если в современной России совершенно иное государственное устройство, то к чему нам уроки СССР? Будем созидать новую Россию, свободную от ошибок и груза прошлого. Однако очевидно, что смысл «уроков СССР» заключатся вовсе не в анализе проблем строительства социализма, причем задним числом. Они, эти уроки, позволяют приблизиться к пониманию глобальных исторических процессов, разглядеть ранее не замеченные движущие силы истории, сформулировать исторически нерешенные проблемы и многое другое. Таким образом, круглый стол - это попытка Фонда исторической перспективы, редакции газеты «Столетие» и известных экспертов обосновать жизненно важную ценность «уроков СССР», без усвоения которых невозможно стратегическое планирование развития современной России.
Эксперты живо откликнулись на тезис Наталии Нарочницкой о том, насколько важно оценить роль Советского Союза, в том числе - и геополитическую. «После Великой Победы СССР, безусловно, играл ту же роль держателя равновесия между цивилизациями, которую выполняла сложившаяся к ХХ веку Российская империя, - сказала, в частности, Н. Нарочницкая. - Через русское православное, веротерпимое ядро соединяя пространство от протестантской Прибалтики до пантеистических систем Дальнего Востока».
«Великодержавие Советского Союза после мая 45-го года - это абсолютно неоспоримая вещь: мы стали равновеликим всему совокупному Западу геополитическим элементом, без которого не могла решаться ни одна проблема», - подчеркнула Н. Нарочницкая.
«Собственно, борьба, которая сейчас началась за восстановление хоть какой-то части этого, и вызывает истерическое отношение Запада, прежде всего, Соединенных Штатов Америки, англосаксов в целом». Далее Наталия Алексеевна отметила: «Советский Союз был, конечно, колоссальным экспериментом, который к своему концу исчерпал себя как средство дельнейшего развития страны. Но это вовсе не означает, что нужно было топтать ногами все, сделанное нашими отцами и дедами. Думаю, те утраты и потери, которые мы особенно несли в 90-е годы буквально каждый день, - это плата за грех библейского Хама, когда мы не сумели перевернуть страницу истории, не глумясь над жизнью отцов. Мы в значительной мере утратили завоеванное геополитическое положение, которое оплачено отнюдь не репрессиями, как нам пытаются внушить, а жертвами в борьбе против нацистской агрессии».
Сегодня мы встречаемся, говорит Н. Нарочницкая, с извращениями памяти о войне, соответственно, и роли СССР в разгроме фашизма. Запад стремится к тому, чтобы объявить Советский Союз таким же преступным государством, как и нацистская Германия. Если такое станет возможным, то будет оспорена и подпись СССР под важнейшими международно-правовыми документами второй половины XX века, в том числе и в области разоружения.
«Я хочу продолжить мысль Наталии Алексеевны и напомнить, что история - это политика, обращенная в прошлое. Тема распада СССР сегодня не просто актуальна, а архиактуальна. Наши противники пытаются сегодня устроить для нас некий «Нюрнберг-2». Речь идет о лишении России статуса мировой державы. И мне непонятно, почему все молчат», - сказал Владислав Швед.
Для более полного понимания его выступления надо добавить несколько штрихов к портрету этого известного политика, политолога и историка. В перестроечные времена В. Швед был членом ЦК КПСС, 2-м секретарем компартии Литвы (1990-1991 гг.), но не менее интересно и другое: он - автор нашумевших книг «Катынь. Современная история вопроса» и «Как развалить Россию. Литовский вариант». И не только с болью, но, прежде всего, со знанием дела говорит он о процессах, в том числе и судебных, которые проходят в современных прибалтийских государствах.
2.Слева направо: доктор исторических наук В.Д. Кузнечевский, генеральный директор ФИП В.Е. Романов, публицист В.Н. Швед
«В Литве это не просто процессы, - подчеркивает В. Швед. - Это, по сути, процессы над Россией. Литовские власти полагают, что когда на основании судебного решения будут оглашены имена «военных преступников» (граждан РФ), тогда Литва пойдет в наступление на Россию. Подключат суд в Гааге, подключат Евросоюз, и опять начнется «бодяга» с санкциями… Хотя, как известно, в свое время Литва вышла из состава СССР, получив от Сталина 30% территории. Получается так: с одной стороны, в Литве кричат, что Сталин - преступник, с другой - чужие земли отдавать не хотят. Эдакое типичное раздвоение исторической памяти…
Что погубило СССР? Всевластие партии, а точнее всевластие партийного аппарата, партийных чиновников. Второй аспект, который я бы хотел поднять, это персонализация власти в КПСС. Феномен первого лица. Здесь сыграла роль, конечно же, личность Сталина. Да, он умел поставить себя так, что его мнение в конечном итоге стало окончательным... А кто потом пришел к власти? Вот Михаил Суслов - «великий идеолог», был известен в КПСС как человек, имевший самую большую картотеку цитат классиков марксизма-ленинизма. Ну и что он придумал? Он придумал два термина - развитой социализм и советский народ. Потом они ушли в конституцию. Но были ли эти термины жизненными? 1991 год показал, что нет.
Одним из партийных невежд был и Горбачев.
Сейчас у меня есть абсолютно точные данные, что Горбачев работал на «идею» - объединенный Союз, обновленный от социализма, освобожденный от прибалтийских и закавказских республик, якобы должен был принят в объединенную Европу.
И тогда якобы четыре столицы - Москва, Париж, Лондон, Берлин - решали бы судьбы... Но это была «морковка», знаете, когда осел не хочет идти, ему подвешивают морковку и он за ней бежит...».
3.Выступает доктор исторических наук Василий Попов
Доктор исторических наук, профессор В.П. Попов сказал: «Проблема, которую мы обсуждаем сегодня, относится к дискуссионным, она всегда будет дискуссионная. То есть это проблема, по поводу которой все поколения будут продолжать споры...
Скажу только: если народ или много народов выбирают свой путь развития, они несут историческую ответственность за этот путь. Мы вот ищем там, ищем здесь, мне кажется, что поискать нужно внутри. Возникает, скажем, такой вопрос: как же так, вот мы сравниваем две отечественные войны. Тогда, в 1812-м, в России было крепостное крестьянство, тогда Наполеон был все-таки не чета Гитлеру по военным задаткам, тогда на нас шла армия, которая превосходила нашу армию на порядок, скажем так. И все за полгода было решено. Так? Так.
И вот Великая Отечественная: соотношение сил позволяло держаться, единственное, что Сталин недооценил, это боеспособность Красной Армии, других ошибок, на мой взгляд, не было в 41 году. Так бились-то сколько! В чем причина? Когда война стала Отечественной? А если мы почитаем, о чем говорили москвичи в октябре 41-го года, когда немец подходил к Москве, и войск перед столицей не было, то волосы встают дыбом от умонастроений народа. То есть расколотое общество было...
Мне кажется, что точка перелома, невозврата - это конец Отечественной войны. Народ преодолел внутренний раскол, все простил, выиграл такую войну, дошел до Берлина. Народ ждал, что к нему будут относиться по-другому. И на что он нарвался, приехав?..
Что касается Отечественной войны, послевоенного времени, то я работал практически во всех архивах наших, в президентском архиве, где я имел возможность посмотреть, о чем думала и говорила верхушка, с материалами Совета Министров, с документами МГБ о настроениях в Красной Армии. Это не сегодняшние наши представления и рассуждения, а это конкретика о том, что думали и говорили солдаты Красной Армии и офицеры. О чем говорила элита, поскольку для них всегда существовала прослушка.
Поэтому в моем понимании и верхи тогда, и низы были готовы к переменам, но тот, кто руководил страной, ему нечего было предложить стране, он изжил себя, вся эта вот система управления обществом и государством, которая получила название сталинизма, она к этому времени себя изжила. Единственный, кто этого не понимал, по моему представлению, был товарищ Сталин».
4.Эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев и директор Фонда стратегической культуры, кандидат исторических наук Владимир Максименко
Владимир Максименко, директор Фонда стратегической культуры, кандидат исторических наук, отметил: «Вопрос о победах и поражениях, о судьбе СССР, как мне представляется, - это, прежде всего, вопрос о ценностях, и с этой точки зрения, он вряд ли решаем на уровне научных аргументов, как бы основательны и серьезны эти аргументы не были. Разделительная линия в этом споре проходит между теми, кто, как и президент Путин, считает, что распад СССР был крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века, и теми, кто считает, что это был естественноисторический конец неверного проекта».
Доктор исторических наук, профессор Алексей Лубков высказал свое мнение. «Главная причина краха Советского Союза даже не в том, что изначально это был внеисторический проект - проекты можно переделывать и трансформировать, все зависит от элиты, от номенклатуры, от верхушки, наконец, - вот, в чем главная, на мой взгляд, причина. Кстати говоря, эта причина была основной и при крушении Российской империи. Если возьмем период, предшествующий февралю (1917 г.), то увидим ценностной «раздрай» внутри элиты. Причем, под элитой я понимаю и власть, и оппозицию, прежде всего, либеральную. Элита и была главным движителем распада традиционного государства, тогда монархического.
И, нельзя забывать - весь советский проект был антихристианский. Какие ценности? Какая культура, если Бога нет? А если Бога нет, то все позволено, и это Федор Михайлович Достоевский еще написал, которого, кстати говоря, тоже так и не реабилитировали.
Иван Александрович Пырьев попытался экранизировать «Идиот», но, при всем его таланте организационном ресурсе, и то вторую часть ему не дали снять.
Можно быть атеистом, можно быть теистом, но надо уважать традиции, тысячелетние духовные традиции своего народа, если мы думаем о народе».
«Я бы хотел акцентировать внимание на том, почему распалось советское общество. СССР - это был действительно эксперимент, и не просто эксперимент. Здесь мы можем говорить о том, что впервые в истории социальные процессы стали превращаться в управляемые, - отметил Алексей Ананченко, директор Института истории и политики МПГУ. - Октябрьский переворот и советская история, собственно, положили начало тому, что мы видим сейчас в ходе так называемых цветных революций. То есть способ запуска тех или иных процессов, разрушение общества, моделирование результата, в том числе и негативного. Это как с ядерной энергией: есть и разрушающая атомная бомба, одновременно есть и мирная атомная электростанция. То же самое и с социальными технологиями, и мы запустили не только разрушающие технологии, но и созидающие. Запад использовал наш опыт, достижения и наши социальные технологии для того, чтобы формировать другой мир, в том числе тот мир, в котором нас может не быть…».
«Что было бы с миром, если бы немцы выиграли Вторую мировую войну? - задался риторическим вопросом Владимир Кузнечевский, доктор исторических наук. - Какую роль сыграл Советский Союз в мировой истории, несмотря на недолгий по историческим меркам срок его своего существования? Колоссальную! И прежде всего - в воздействии на мировую цивилизацию. Советский Союз заставил западные правительства уважать права трудящегося человека и вообще - права человека».
Кандидат юридических наук Борис Калачёв подчеркнул: «Роль Советского Союза в мировой истории, конечно, велика. Скажем, тот факт, что женщины в тех же США получили хоть какие-то права, это заслуга политики, которая проводилась в нашей стране».
Публицист Алексей Чичкин отметил: «Точкой отсчета разрушения СССР стал март 1953 года, когда начала работать иезуитская программа по инфильтрации в головы людей антисоветских идей. В дальнейшем антисоветизм стал некоей парадигмой в постсталинском обществе».
5.Публицист Алексей Чичкин
Отметим также, что, несмотря на мощные пропагандистские усилия, направленные на интерпретацию советского периода как самого мрачного периода русской истории, а СССР - как государства ужаса и исключительно ГУЛАГа, и, главное, несмотря на то, что после СССР в России выросло уже не одно поколение, в общественном сознании не только удерживается позитивный образ СССР, но и наращивается его позитивная оценка.
Либералы и прочие пропагандисты этим явлением сильно обеспокоены, поскольку рост «просоветских» настроений дезавуирует все их многолетние усилия вкупе с Западом. «Я считаю, что одной из главных причин падения СССР, может, даже главной, было стремление к конвергенции, то есть желание всячески включиться в западную систему, - сказал Александр Елисеев, кандидат исторических наук, публицист. - Да, на своих позициях, но все-таки включиться. И такое стремление началось чуть ли не с первых дней советской власти. Тот же Троцкий вовсе не был таким фанатиком мировой революции, как его пытаются представить. Фразеология была у него, это понятно, «революционная», но, например, когда встал вопрос о Персии, он сказал: “Наша главная проблема сейчас - поддерживать отношения с Англией, Персию мы должны оставить в покое”. Шел 1924 год…».
6.Выступает публицист Дмитрий Верхотуров
А Дмитрий Верхотуров, публицист, автор книг «Виктор Суворов врёт», «Фиаско 1941 года» и других, высказал свое экстравагантное мнение: «Я считаю, что Советский Союз рухнул потому, что отказался от проведения мировой революции. Это произошло вскоре после завершения Второй мировой войны. Потому что если Советский Союз отказывался от сокрушения капиталистов, то из этого следовало, что с капиталистами надо договориться, По этому пути пошел и Сталин уже во время войны. Да, это было вынужденное решение, но при Хрущеве, а в особенности при Брежневе, это стало уже незыблемой политикой».
В неожиданном ракурсе взглянул на проблему кандидат исторических наук Александр Ефремов: «Сталин, как гениальный политик, понял, что в культуре принципиальным является не только содержание, то есть, что написано, но и форма, эстетика, - как написано. Поэтому Сталин взял эстетику под контроль и создал то, что называется - соцреализм, народное по форме, социалистическое по содержанию.
7.Выступает кандидат исторических наук Александр Ефремов
И вот преемники Сталина этот момент отчасти упустили. Помните фильм «Чапаев», психическая атака, белогвардейцы. Это был фильм-потрясение, а что случилось потом? Дело не только в том, что герои этого фильма стали героями анекдотов, а дело в том, что поменялась эстетика.
Поколение, воспитанное в условиях города, не желало себя числить вместе с оборванцами красными, они им не нравились. А им нравились белые офицеры с золотыми погонами. Это четко совершенно было видно уже в 70-е годы.
То же самое, кстати, сделала и Лиознова, не желая сама того, со своим сериалом про Штирлица. Она, как ни парадоксально, придала нацизму гламурную форму, со смаком показана нацистская форма, да еще и парадная, ее Хьюго Босс сшил молодой. И все эти красавцы смотрелись внешне гораздо эффектнее, чем красноармейцы. То есть прошел эстетический разрыв советской власти».
8.Кандидат исторических наук Максим Зарезин и эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев
А вот мнение кандидата экономических наук Максима Зарезина: «Некоторые «оригинальные» исследователи очень любят сравнивать Гитлера и Сталина. Но если мы посмотрим на политическую карту мира сороковых годов прошлого века, то увидим, что стран, так называемых классических буржуазных демократий, за исключением, подчеркиваю, Латинской Америки, осталось всего ничего. Это, например, США, Великобритания, Швеция, Швейцария. Все остальные были либо доминионами, колониями, либо оккупированы Гитлером, были его сателлитами, либо были авторитарными режимами, то есть были две модели государственного устройства. Вторая мировая война вроде как смела авторитарные режимы, зато расцвели буйным цветом социал-реформистские. После войны практически вся Европа и США шли по социал-демократической дорожке. А уже к концу 70-х годов эта модель начала проседать. Кризис начался параллельно кризису советской системы. Реформистская модель рухнула одновременно с советской…».
Безусловно, СССР - это сложное социально-политическое явление, это почти вековой процесс, в который были вовлечены гигантские ресурсы. Процесс, принесший очевидные результаты. И это явление как неотъемлемая часть мировой истории должно быть изучено, однако пока еще нет мультидисциплинарного и объективного исследования СССР как социально-политического феномена на определенном историческом отрезке существования России и мира.
Окончание