Ещё о христианстве в Африке
здесь,
здесь и
здесь Культура христианского Востока. Культура нубийского христианского царства
Историк Алексей Муравьёв об истории Нубии, христианизации Африканского Рога и грамматике нубийского языка / Курс лекций «Культура христианского Востока» историка Алексея Муравьева о языковом и культурном разнообразии цивилизации христианского Востока
В науке востоковедения изучение исторической общности христианских культур и языков, сложившихся в начале 1-го тысячелетия н. э., составляет отдельный раздел. Христианство, родившееся в арамейско-греческой среде Палестины, повлияло на формирование целого ряда своеобразных культур: сиро-арамейской, коптской, грузинской, армянской, арабо-христианской, арабско-христианской, древнеуйгурской и ряда других. Эти культуры благодаря влиянию христианства сформировали отдельные литературные, художественные, языковые, вероисповедные традиции, до сих пор влияющие на идентичность их носителей. Христианская вера продолжает быть одним из важных факторов на Ближнем востоке и в Центральной Азии. В этом курсе будет рассказано о важнейших культурах этой общности.
©Ещё в
курсе Когда произошли первые археологические открытия памятников на нубийском языке? Какие стадии историки выделяют в развитии нубийской цивилизации? Почему главным направлением исследований христианской Нубии является исследование языка? На эти и другие вопросы отвечает кандидат исторических наук Алексей Муравьёв.
Алексей Муравьёв - кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project
Культура нубийского христианского царства - Алексей Муравьёв
Click to view
- Нубийское христианство - это особая, отдельная ветвь африканского христианства, создавшая своеобразную и очень интересную культуру, существовавшую примерно с IV по XVI век как самостоятельная культура. В IV веке на территории Судана впервые оказались христианские миссионеры, а в XVI веке, благодаря изменению религиозной политики исламского государства в Египте - к власти пришли мамлюки, - в серии завоевательных походов произошла резкая арабизация и исламизация региона, которая завершила историю христианской Нубии.
Термин Нубия всем известен благодаря прилагательному «нубийский», которое связано с золотом, с искусством и так далее, и меньше известны выражения «нубийский язык», «нубийское христианство», «нубийская письменность». Дело в том, что в IV веке, когда христианство появилось на Африканском Роге, то есть в тех странах, которые сейчас мы относим к Судану, Эфиопии, Сомали, Джибути, - страны этой африканской оконечности, - это эпоха больших споров, конфессиональных разделений на христианском Востоке, когда христиане между собой ссорились, спорили по поводу того, как надо верить в Христа, сколько в нем природ, сколько ипостасей, и, собственно говоря, Нубия оказалась в центре этого конфликта.
Когда мы говорим о том, что в IV веке начинается история христианской Нубии, мы предположительно исходим из гипотезы, что до того, как там появились в V-VI веках уже настоящие миссии, там существовали первые христианские свидетельства, тем более что к тому времени, как у нас есть четкие данные об этих миссиях, мы знаем, что возникают первые памятники.
Нубийская цивилизация была открыта относительно недавно, первые открытия были сделаны в XIX веке, когда были найдены первые памятники на нубийском языке. Нубийский язык - это язык нило-суданской ветви, некоторые диалекты этого языка до сих пор живы, но являются бесписьменными - это донголави, так называемый речной суданский. Примерно в IV-V веках нубийское население начинает записывать первые тексты на своем языке греческими буквами.
Почему мы говорим об открытии в XIX-XX веках? Потому что некоторые первые памятники в XIX веке были описаны, были составлены предположительные грамматики древненубийского языка. И, наконец, уже в 60-х годах польская экспедиция раскопала в городе Фарас остатки собора. Там стены, возвышающиеся примерно на 75 сантиметров над уровнем раскопа, но довольно много чего можно найти. Помимо этого, была сделана реконструкция этой цивилизации, и теперь мы имеем некое представление о том, как это все развивалось.
Представление состоит в следующем: до VI века - это латентная фаза, когда у нас есть какие-то первые памятники, например надпись Силко, трудно датируемая, - там по крайней мере есть личное имя. Затем начинаются две миссии: одна миссия византийско-православная, которую спонсировал и отрядил император Юстиниан, а вторая миссия нехалкидонитская, монофизитская, которую отрядила и финансировала его супруга, императрица Феодора. То есть у них было такое семейное предприятие в разные стороны.
Обе эти миссии имели целью обращение в христианство, но они сработали в разных регионах. В Нубии было три региона - это Нобатия, или Нуба, Макурия и самый южный регион - Алоа, или Алодия. Они были обращены в христианство в VI веке, и с VI по VIII век начинается развитие христианской традиции в Нубии.
Что мы имеем от этого времени? Какие-то отдельные памятники, археологические единицы.
С VIII века начинается расцвет христианской Нубии, продолжавшийся примерно до XIV века.
От этого времени у нас есть много документов. Нубийский язык начинает записываться при помощи коптского письма с добавлением отдельных букв, взятых, видимо, из мероитского языка (Мероэ - это древнее царство, бывшее на этой территории), и возникает большая переводческая литература. Самый известный памятник, полностью оставшийся, - это «Мученичество святого Мины», «Житие Мины» так называемое, оставшееся на нубийском языке, и ряд других документов.
Особенность этого языка состоит в том, что невозможно описать полную грамматику, потому что количество памятников очень ограничено, поэтому многие языковые феномены описываются как они есть, без подробных разделений. Но благодаря тому, что сейчас лингвисты понимают, что современные нубийские языки, современные суданские языки могут помочь в этом деле, какой-то прогресс, в частности, в работах Джеральда Брауна был достигнут. У нас в свое время неплохую описательную грамматику выпустили
Евгения Борисовна Смагина и Юрий Завадовский.
И у нас есть это некоторое количество памятников, у нас есть история, в основном описанная арабскими путешественниками, самый главный - аль-Балазури, и другие, которые описывают в основном историю взаимоотношений Фатимидского, а затем и Айюбидского халифата с Нубией, как эти отношения портились, как на протяжении XI, XII, XIII веков мусульмане отряжали туда все больше походов и как, наконец, это государство было завоевано.
Чем мы обладаем для реконструкции истории этой христианской цивилизации на настоящий момент? Это некоторое количество различных памятников, примерно около сотни. Церковь в Фарасе, которая в основном была расписана греческим языком - там греческий язык функционировал в качестве одного из церковных. Кроме этого, у нас есть некоторое количество археологических единиц в Донголе и в других местах Нубии, и у нас есть сведения арабских и коптских писателей - в частности, историк Макризи, который написал «Историю коптов», пользовался определенными сведениями по истории христианской Нубии.
Главное направление исследования сейчас - это исследование нубийского языка, описание его грамматики, особенно описание его эволюции: от древнего состояния до современных уже бесписьменных диалектов, потеря им письменности. Кроме этого, мы по-прежнему не обладаем достаточной археологической информацией, поскольку не все раскопано, и, к сожалению, из-за того, что Судан последние 20 лет является политически очень нестабильным, археологические раскопки там очень затруднены. По этой причине в реконструкции истории и культуры этого региона для нас принципиально важным остается получение новых археологических данных, завершение описания нубийского языка и расшифровка всех документов, поскольку до сих пор многие документы читаются предположительно - мы знаем, что это слово, наверное, значит вот это, но точных у нас сведений нет, нет полноценного словаря, если не считать того глоссария, который составил Браун.
У нас сейчас нет четкого представления, насколько критически мы можем относиться к сведениям, которые предоставляют арабские писатели, поскольку они предоставляют имена, они предоставляют исторические события, но они не были беспристрастными наблюдателями, а были все-таки вовлеченными людьми. В связи с этим такая картина этой цивилизации. Наука работает, историки, лингвисты, африканисты в надежде, что у нас возникнет более полный портрет этой цивилизации, тем более что сейчас она является фактически исчезнувшей, поскольку христианское царство в Нубии прекратило свое существование в XVI веке.
© ПостНаука, 29 мая 2015