Ещё об
экономике санкций в России и ещё о
достижениях Беспилотный автобус и другие хорошие новости
Новые предприятия и дороги, идеи и проекты составляют истинное лицо российской экономики в конце лета 2016 года / Новые разработки в отечественном производстве и сельском хозяйстве
На Урале полным ходом идет подготовка к созданию промышленного кластера аддитивных технологий.
©По теме:
Бренды СССР. «Ильюшин» /
Чуев об Ильюшине - к 125-летию, а также
Виктор Ильюшин - космонавт №0 Беспилотный автобус проекта «Матрешка»
Производство методом наслаивания с использованием 3D-принтеров постепенно перестает быть экзотикой и становится элементом повседневной жизни.
Консорциум «Аддитивные технологии»
В конце августа губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, индустриальный директор комплекса общего машиностроения и новых направлений ГК «Ростех» Роман Денискин, гендиректор АО «Наука и инновации» Алексей Дуб, гендиректор Машзавода им. Калинина Николай Клейн, ректор УрФУ Виктор Кокшаров и председатель УрО РАН Валерий Чарушин подписали соглашение о создании консорциума «Аддитивные технологии». В его рамках будет осуществлено несколько крупных инвестиционных проектов, прежде всего по созданию отечественных аддитивных установок.
Консорциум будет работать на базе Регионального инжинирингового центра УрФУ. Уже сейчас университет совместно с Научно-медицинским центром восстановительной травматологии и ортопедии им. Илизарова работает над созданием российской установки для получения порошков из легированных сталей, а также сплавов алюминия и меди. Такие порошки чрезвычайно востребованы в современной травматологии и ортопедии, и сейчас их приходится закупать за рубежом. Производство в России способно заметно снизить стоимость лечения и повысить качество жизни тысяч людей.
В целом создание консорциума призвано, по словам Евгения Кувайшева, усилить кооперацию между машиностроительным комплексом и наукой и ускорить разработку стандартов и методик в области аддитивного производства. Освоение и внедрение самых современных технологий - единственно верный путь развития промышленного производства в стране.
Автобусы без водителя
В середине августа в Волгограде руководство ГК «Волгабас» продемонстрировало президенту Владимиру Путину и членам Госсовета новейшие достижения современного отечественного машиностроения, в том числе беспилотные автобусы и одновременно грузовые электромобили проекта «Матрешка».
«Матрешка» работает на электричестве, может разгоняться до 30 км/час, заряда батареи хватает на четыре часа. Она может использоваться как экскурсионный транспорт или маршрутное такси, а путем простейшей замены модулей, не более сложной, чем в детском конструкторе, легко превращается в небольшой электромобиль для перевозки грузов.
Производство 8-12-местной модификации «Матрешки» планируется начать уже в 2017 году на полностью роботизированном заводе в Собинском районе Владимирской области. По словам главы «Волгабаса» Алексея Бакулина, принципиально успеть в срок, потому что «Матрешки» должны появиться на улицах российских городов к чемпионату мира по футболу. Бакулин утверждает, что автобеспилотники позволят значительно сэкономить на человеческих ресурсах и идеально организовать схему движения городского транспорта.
К 2018 году свои беспилотные автобусы планирует выпустить и КамАЗ. Проект под названием «Шатл» предусматривает прямое общение пассажира с транспортной системой города. Через специальное приложение в сотовом телефоне человек задает точку назначения, по геоданным телефона система определяет его местоположение, а остальное - дело техники.
Свою новую концепцию городского беспилотного транспорта КамАЗ презентовал, в частности, в рамках Московского автомобильного салона-2016.
Никаких технологических препятствий для создания такого рода футуристических транспортных систем уже не существует. Есть только одно «но»: для них пока никак не подготовлены улицы наших городов, и трудно предположить, что такая подготовка займет год или два. С другой стороны, использование подобного транспорта на отдельных территориях - на выставках, стадионах, в торговых центрах, аэропортах, в заповедниках и т.п. - может быть начато уже сегодня. Кроме того, беспилотный автотранспорт вне конкуренции при перевозке опасных грузов на специальных объектах.
Новый аккумуляторный завод в Жигулевске
27 августа в Жигулевске Самарской области компания «АКОМ» открыла новый завод по производству аккумуляторных батарей. Инвестиции в создание предприятия составили 1,2 млрд рублей, 500 млн в качестве займа предоставил Фонд развития промышленности (ФРП).
Новые жигулевские аккумуляторы будут выпускаться под маркой «АКОМ» и называться AKOM Ultimatum. Гордое название вполне оправдано: по сравнению с зарубежными аналогами российский Ultimatum будет служить почти в три раза дольше и окажется на 30-50% дешевле продукции конкурентов.
Существенно и то, что 90% сырья и компонентов новых аккумуляторов - отечественные.
Новое предприятие позволит «AKOM» увеличить свою долю на рынке аккумуляторов с 14% до 26%, значительно потеснив иностранных конкурентов, занимающих сейчас совокупно почти треть российского рынка.
Грузовые самолеты от «Ильюшина»
Генеральный директор компании «Ильюшин» Сергей Вельможкин сообщил о начале работ над созданием новой серии самолетов для военно-транспортной авиации (ПАК ВТА/ПАК ТА). В настоящее время в «Ильюшине» занимаются анализом имеющихся проектов и испытаниями возможных систем управления, прочности и аэродинамики. В результате исследований должны быть определены основные характеристики базового российского военно-транспортного самолета наступающего десятилетия.
Конструкторы уже практически определились с двигателями новой машины. Если заказчики выберут 100-тонный самолет, то это будет двигатель ПД-23, который находится в стадии опытно-конструкторских разработок. Если решено будет ограничиться 80 тоннами, то, скорее всего, на самолет поставят моторы ПС-90А1.
Генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов рассказал, что новый самолет должен получить имя Ил-106. Такой проект уже существовал в конце прошлого века. В 1987 году он выиграл конкурс ВВС СССР на перспективный военно-транспортный самолет грузоподъемностью 80 тонн. Однако тогда к работам так и не приступили. ПАК ВТА/ПАК ТА, проанонсированный также под кодовым названием «Ермак», продолжает прерванную по не зависящим от авиастроителей причинам работу. Начало серийного выпуска Ил-106 намечено на 2024 год.
Отечественные кристаллизаторы для Нижнего Тагила
Уралвагонзавод закончил сборку и отгрузил входящему в группу «Евраз» Нижнетагильскому металлургическому комбинату новые кристаллизаторы для машин непрерывного литья заготовки (МНЛЗ). Кристаллизаторы - один из основных узлов МНЛЗ, в них из жидкого металла первоначально формируется корочка слитка.
Машины непрерывного литья, которые стоят в Нижнем Тагиле, были изготовлены Уралвагонзаводом совместно с австрийской фирмой VAI еще в 1990-х годах. Тогда поставку кристаллизаторов полностью обеспечивали иностранные партнеры российских металлургов.
В ближайшее время МНЛЗ № 1 и № 3 Нижнетагильского комбината будут остановлены на плановый ремонт, в ходе которого изношенные австрийские кристаллизаторы будут заменены на новые, отечественные.
Трасса «Таврида»
Вице-премьер крымского правительства Виталий Нахлупин сообщил, что маршрут трассы «Таврида» определен окончательно и бесповоротно. Новое четырехполосное шоссе пройдет через весь Крым в обход крупных населенных пунктов и свяжет Керчь с Симферополем и Севастополем. Сдача трассы синхронизирована с вводом в эксплуатацию моста через Керченский пролив.
Общая стоимость проекта - 139 млрд рублей. Федеральное правительство выделяет на дорогу 100 млрд, еще 39 млрд должны дать частные инвестиции. Также власти Крыма рассчитывают привлечь частных инвесторов для создания инфраструктуры новой федеральной трассы - бензиновых и газовых заправок, объектов придорожного сервиса и т.п.
Новая трасса - один из крупнейших инфраструктурных проектов в Крыму, призванный значительно модернизировать всю транспортную систему региона.
Андрей Полонский
«Русская планета», 29 августа 2016