Ещё об
образовании в России Либерально-рыночный экстремизм
О стратегии развития высшего образования в современной России
В статье анализируются основные проблемы либерального реформирования системы высшего образования в современной России. Отправная точка анализа - положение о том, что основным ориентиром этого реформирования является опыт стран Запада.
©Ещё о
расизме в России Автор рассматривает особенности российской государственной образовательной стратегии, выявляет ее социально-экономическую основу и акцентирует внимание на том, как в этой стратегии отражаются положительные и проблемные стороны развития высшего образования западноевропейских стран. Автор подчеркивает, что в условиях трансформации в странах Запада нравственных патологий в норму необходимо принципиальное усиление ценностно-воспитательной деятельности отечественного высшего образования.
По своей природе образование принадлежит к числу наиболее динамичных общественных явлений. Если оно становится малоподвижным, косным, слабо реагирующим на новые общественные условия и соответствующие им требования, неизбежно происходит снижение темпов развития общества и создаются благоприятные предпосылки застоя и деградации. Эта закономерная связь является всеобщей и охватывает все времена и страны, включая современную Россию, в которой давно объективно назрела проблема существенных корректировок принципов организации системы образования и качественного изменения стратегии его развития. Вместе с тем вектор этих изменений не задан априорно и в сложившейся отечественной традиции всегда является результатом субъективного выбора и предпочтений органов государственной власти.
1.
Бесспорно, объективные общественные законы не реализуются автоматически, независимо от субъективного фактора. Но характер действия последнего может в различной степени соответствовать возникающим перед обществом задачам. В одних случаях стратегия развития образования адекватно отражает новые объективнее условия и потребности общества. В других политика реформирования системы образования приобретает характер произвола и «вкусовых пристрастий» государственных чиновников от образования, и в итоге ориентиром для этой политики становятся ложные цели и ценности.
В образовательном пространстве современной России продолжается активное и настойчивое утверждение такой стратегии развития высшего образования, которая определяется ориентацией на опыт стран, представляющих западноевропейскую цивилизацию. Интересы национальной безопасности страны, перспектива ее успешного развития в условиях усиления мировой конкуренции настоятельно требуют глубокого, не ангажированного узко кастовыми интересами властвующей «элиты» осмысления этой стратегии и критической рефлексии в отношении ее целей. И если ориентация на инонациональные образовательные системы и модели приобрела характер устойчивой государственной политики, то такая философская рефлексия должна способствовать решению, как минимум, трех следующих задач: во-первых, отделению в заимствуемом опыте «зерен» от «плевел», того, что для отечественного образования является несомненно полезным, от того, что окажется балластом или разрушительным фактором; во-вторых, поиску оптимальных форм и технологий перенесения конструктивного опыта на российскую почву; в-третьих, предотвращению маниакальных форм «европейничания», - крайне опасной интеллектуальной и политической болезни, приступы которой с удивительным постоянством и периодичностью (начиная с петровских времен) поражают российскую власть.
Многие направления «реформирования» российского образования сегодня осуществляются на основе автономных от общества решений органов государственной власти, в режиме беспардонного, вызывающе наглого игнорирования общественного мнения и, в первую очередь, позиций российского научно-педагогического сообщества, которое является самым опытным и профессионально самым подготовленным в стране коллективным экспертом по проблемам образования. Такую образовательную «стратегию» можно резюмировать в следующей схеме:
1. Нахрапистое внедрение в отечественную систему высшего образования ряда бесперспективных и тупиковых для России западных общих образовательных моделей и частных характеристик. Такая неадекватная стратегия, по словам М. Г. Делягина, ведет к тому, что «люди, которые сегодня получают у нас стандартизированное западное образование, действительно становятся несовместимыми с российской реальностью» [8. C. 64].
2. Игнорирование тех сторон западноевропейских систем высшего образования, достоинства которых очевидны, или же заимствование некоторых из них, но без предварительного обеспечения соответствующих условий, в результате чего «благие намерения» оборачиваются карикатурой и пошлостью. (Как справедливо утверждал У. Шекспир, «и добродетель стать пороком может, когда ее неправильно приложат…»).
3. Сведение образовательного процесса к «технологиям» при фактической «деконструкции» его ценностно-воспитательной составляющей, что в контексте ускоренно распространяющихся в современных западных странах откровенно гнусных и агрессивных нравственных девиаций и патологий, стремительной трансформации клинического в «прогрессивно-креативную» норму (движение ЛГБТ, педофилия и т.п.) порождает принципиальную угрозу духовного вырождения, «высокотехнологичного» обращения личности в скотское состояние.
Посмотрим на судьбу высшего образования России сквозь эту схему, достаточно объективно отражающую государственную образовательную стратегию.
2.
Обращаясь к первой из выделенных особенностей данной стратегии нельзя не заметить, что в качестве светоча и «Вифлеемской звезды» власть выбрала так называемую Болонскую декларацию, придав этому внешнему, причем ни к чему не обязывающему подписавшие его страны тексту, статус жестко нормативного, юридического документа, тотально регулирующего всю систему отечественного высшего образования. В научной литературе высказывалось и продолжает высказываться множество критических оценок в связи с однозначно культовым отношением власти к «Болонскому процессу» [26; 30]. И есть все основания прислушаться к этим оценкам, поскольку они основаны на убедительных выводах об отрицательных и даже разрушительных последствиях этого нового государственного культа не только для отечественного образования, но и всей российской экономики, точнее, - того, что от нее осталось.
Суть этих выводов заключается в следующем: заявленные в «Болонской декларации» положительные цели - совместимость образовательных систем и взаимное признание дипломов - для России могут быть лишь делом более или менее отдаленной перспективы. Но уже в ближайшее время дадут о себе знать как минимум три разрушительных последствия директивного и форсированного погружения системы высшего образования страны в мутную субстанцию «Болонского процесса»:
1. Резкое и принципиальное сокращение числа выпускников, подготовленных по программам специалитета, и пропорциональное сокращение числа специальностей. В условиях, когда в экономике и науке, наряду с углублением интеграционных процессов, происходит усиление специализации, такая трансформация высшего образования является одним из определяющих факторов полной экономической «деконструкции» страны. По утверждению российского аналитика в области философии образования, профессора В. А. Сухомлина, переход на двухуровневую подготовку будет означать для России сокращение числа специальностей с 535 до 107, а для более чем 300 инженерных специальностей «их редуцирование к бакалаврским направлениям приведет к катастрофическому падению качества образования» [29].
2. Дегуманитаризация образования, принципиальное уменьшение гуманитарной составляющей образовательного процесса. Так, по свидетельству В. А. Сухомлина, если ГОСы второго поколения включали цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин объемом около 2000 часов, т.е. не менее четверти от объема всей учебной программы, то «в ФГОС нового поколения цикл Б1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл) почти уполовинен» [29].
3. Коммерциализация учебного процесса в государственных вузах и соответствующее снижение уровня доступности высшего образования: подготовка специалистов на уровне магистратуры предполагает строго рыночную основу. Поэтому в современной России применительно к образованию «государственное» лишь по незнанию и наивности можно считать синонимом «бюджетного». Как заметили в этой связи М. Г. Делягин и В. В.Чекмарев, «бесплатное образование становится все более прихотливым и проблемным» [9. C. 116].
Окончание