Ещё из
русских идей История русской философии. Лекция №2. Философия Григория Сковороды
Курс «История русской философии»: 14 лекций философа Алексея Козырева о зарождении философии на Руси и ее развитии вплоть до ХХ века
Философ Алексей Козырев о жизненном пути [Григория] Сковороды, проблеме счастья и особенностях мысли философа.
©Ещё в
курсе Каков был жизненный путь Григория Сковороды? Как философ в своих сочинениях поднимает проблему счастья? Каковы были основные особенности его философии? Об этом рассказывает кандидат философских наук Алексей Козырев.
Алексей Козырев - кандидат философских наук, доцент кафедры истории русской философии философского факультета МГУ, заместитель декана философского факультета МГУ.
История русской философии. Философия Григория Сковороды / Алексей Козырев
Click to view
- На могиле Григория Сковороды написано: «Мир ловил меня, но не поймал». Был ли он первым русским или украинским философом? Относительно пальмы первенства можно спорить, но в мифологии русской философии его фигура пересекается с центральной фигурой философии XIX века Владимиром Соловьевым. Мама Соловьева была с Украины, и, по семейным преданиям, Сковорода был ее предком. Хотя, по всей видимости, непрямым, потому что сам Сковорода хранил целибат, был монахом в миру и не имел семьи. Но в доме Сергея Соловьева, отца философа, всегда висел портрет Григория Сковороды. И по темам философы сильно перекликались.
- Диалог Сковороды «Наркисс» напоминает нам миф о юноше, который был настолько красив, что, смотрясь в зеркало вод, влюбился в свое отражение. Сковорода призывает нас влюбиться не в отражение нашей внешности, но в своего внутреннего человека. Следуя дельфийской максиме «познай самого себя», он призывает нас вглядеться в воды нашей внутренней духовной жизни, узреть и полюбить своего внутреннего человека, в котором живет Бог. Когда мы открываем в себе внутреннего человека, понимаем, что мы тень и тлен, а истинное сокровище - внутренний человек, тогда мы, как пишет Сковорода, и станем богами. Прежде всего нужно найти дело, сродное нам, дело, которое будет по душе. Обращаясь к своим одноклассникам по Киевской духовной академии, многие из которых стали архимандритами и епископами, Сковорода как бы в шутку говорит: «О риза, риза! Как немногих ты опреподобила!» Поэтому сам Сковорода никогда не примет священного сана, считая, что таким образом он будет лицемерить перед самим собой.
- Философия Сковороды - это философия барокко. В архитектуре этого времени господствует сначала елизаветинское барокко, потом екатерининское барокко. Это сложный стиль с использованием растительных орнаментов. В мысли Сковороды тоже нет точных терминологических определений. Он пытается исчерпать мысль бесконечным количеством слов. В барочном исчерпании предмета, в уподоблении философии театру и развивается мысль Сковороды.
© ПостНаука, 8 сентября 2014