Если славянин презирает реальность.., или Польский гонор vs. Четвёртый Рейх (ЕС)

Mar 14, 2017 15:25

Ещё единство Европы, в т.ч. о (Br)Nexit

2017-й - последний в истории ЕС?
Что обнажил конфликт вокруг избрания Д. Туска председателем Европейского совета / Политика

Пока украинские майданеры скакали с кастрюлями на головах в ожидании безвиза от Европы, пока обезумевшие украинские граждане помогали своим экстремистам разваливать страну в надежде на туманный «европейский выбор», резко возросла вероятность коллизии, о которой вдумчивые аналитики предупреждали изначально: когда Украина доползет до Евросоюза, он развалится. ©Ещё национализм в Европе сегодня, в т.ч. Польша и Германия



Дональд Туск
И в самом деле, уже слышен громкий треск «Соединенных Штатов Европы».
Сначала Британия приняла решение выйти из ЕС, теперь вот Нидерланды качаются на этой же грани - выхода-невыхода, к тому же растягивая как резину окончательное решение вопроса об Ассоциации Евросоюза с Украиной. Громко о выходе Франции из ЕС говорят серьезные кандидаты французской президентской гонки. И вот - новая «ласточка» в тему развала: неожиданное напряжение возникло между Евросоюзом и Польшей.

Казалось бы, «восточники», не играющие первую скрипку в содружестве европейских государств, а получающие гигантские денежные вливания, должны молчать, есть глазами начальство и смиренно принимать всё, чем их пичкают. Так поступают все - и румыны, и прибалты, и болгары. Но - не «пыхати» поляки, с их «гоноровостью», а также, как ни крути, с их фантомными болями и рецидивами Речи Посполитой, с особым местом политического лидера («самоназначенного смотрящего») среди государств Восточной Европы, встроенных в систему НATO после развала СССР и Варшавского Договора.

Как известно, председателем Европейского совета снова избран 59-летний экс-премьер-министр Польши Дональд Туск, лидеры стран ЕС продлили 9 марта с.г. на два с половиной года его мандат на этом посту, и, казалось бы, этот факт должен поляков радовать и усиливать их позиции в ЕС. Однако возникли разногласия между нынешними правящими элитами Польши и их «брюссельским земляком»; Варшава даже требовала перенесения выборов.

Стороннему наблюдателю может показаться странным и неожиданным, что Варшава осталась недовольна переизбранием пана Туска на пост главы Евросовета, который теперь будет оставаться на посту и с 1 июня 2017 г. до 30 ноября 2019 г.

Президент Польши Анджей Дуда поздравил земляка с новым назначением, однако нынешний польский премьер Беата Шидло позволила себе обвинить страны ЕС в шантаже Польши, обвинила Евросоюз во вмешательстве во внутренние дела Варшавы и отметила, что не позволит другим странам себя шантажировать. «Если лидеры ЕС думают, что можно шантажировать деньгами, то у Евросоюза печальные перспективы. Не может быть так, чтобы государства нашего региона рассматривались как страны, которые должны благодарить за членство в ЕС. Мы сражались за это, строим потенциал сообщества, развиваемся быстрее всех и пользуемся своими привилегиями на общих основаниях», - заявила пани Шидло.

Это был гордый ответ на заявление г-на Олланда, дескать, члены Европейского совета распоряжаются средствами союза, а следовательно - и его политическим будущим. Пани Беата утверждает, что такие формулировки усугубляют конфликт, что Польша шантажа не боится, что за деньги нельзя купить всё.
И вообще, Варшава не считает прошедший в четверг саммит состоявшимся, поскольку итоговая декларация принята не была. И именно Польша не стала подписывать итоговый документ по причине игнорирования ее позиции по кандидатуре Д. Туска. Пани Шидло считает, что принятие декларации другими странами, без учета позиции Польши, создает опасный прецедент в Евросоюзе, и ситуация игнорирования чьей-то позиции завтра может коснутся и других стран.

Итоговый документ, который, по регламенту, требует поддержки всеми участниками голосования, Евросовет не принял на саммите именно из-за позиции Польши. Тогда как заключения Евросовета принимают единогласно 28 членов. Как сообщил официальный представитель Туска Пребен Ааманн, кандидатуру Туска на должность председателя одобрили представители 27 стран.

Беата Шидло настойчива: «Я заявила, что не приму итоговый документ этого саммита. Я не приму заключение, а значит, саммит не будет действительным. Несмотря на это, в настоящее время председатель Туск вместе с 27 премьерами продолжает искать какую-либо иную правовую форму, чтобы принять документ. Если 27 глав государств не в состоянии понять, что нельзя идти на компромиссы за счет нарушения норм, я готова одна бороться за соблюдение правил».

Польша уже предупредила партнеров по ЕС, что не примет концепцию «Европы разных скоростей», тем самым усилив обстановку напряженности во время брюссельского саммита.

Кстати, о том, что надгосударственные структуры Евросоюза живут для себя, причем, понятно, что за счет прочих, свидетельствует и строительство новой штаб-квартиры в Брюсселе, здание которой уже успели окрестить «Космическим яйцом» из-за необычного внешнего вида.
«Яйцо» обошлось странам ЕС в кругленькую сумму 325 млн евро, что выглядит странновато - на фоне декларируемой Брюсселем политики жесткой экономии.
* * *

Польский политолог Станислав Бышок считает, что заявление пани Шидло демонстрирует наличие в Евросоюзе определенных центробежных сил. С одной стороны, Польша в последние годы является евроскептической страной, и в то же время сейчас одна из ключевых фигур в Брюсселе - представитель Польши, однако Туск оппозиционен по отношению к нынешнему правительству страны, и выбор Брюсселем Туска на второй срок является попыткой «сбалансирования» Польши. Суть в том, по мнению эксперта, что «Варшава негативно относится к ряду европейских предписаний, в частности тех, которые касаются приема беженцев».

Работу Туска на посту главы Евросовета польский премьер раскритиковала за то, что он якобы вмешивался во внутренние дела Польши. Польским же кандидатом на должность главы Евросовета в этот раз был евродепутат Яцек Сариуш-Вольский от польской оппозиционной партии «Гражданская платформа», которую прежде возглавлял Туск.

Глава польского МИДа Витольд Ващиковский заявил, что Туск выступает против родной страны, и это впервые, и «это трудный случай», и «действительно невероятное событие».

Туск не раз критиковал власти своей страны по части ее бюджета и соблюдения конституционных норм, на фоне того, что, скажем, в конце 2016 г. в польской столице проходили многотысячные акции протеста у президентского дворца против вводящихся ограничений для работы СМИ; тогда депутаты оппозиции блокировали трибуну парламента, возник парламентский кризис. Протесты оппозиционных депутатов в Сейме продолжались до 11 января. Оппозиция обвиняла правящую партию «Право и справедливость» в подрыве конституционных основ, ужесточении цензуры и ущемлении интересов жителей страны. Фактически - это была изнанка претензий, предъявляемых польским властям Евросоюзом: курс на авторитаризм, подавление прав и свобод граждан, ограничение демократии в стране.

Известно, что Евросовет является институтом, занимающимся определением основных стратегических направлений развития Евросоюза, а также, в случае нарушений «демократических ценностей» одной из стран-членов, имеет возможность наказывать временным приостановлением некоторых прав и привилегий. Сегодня Брюссель оказался перед вызовом, «имеющим потенциал стать катализатором нового кризиса».

Д. Туск из Брюсселя поддержал польскую оппозицию. В этом есть логика: пан Туск на крупной европейской должности, которую занимает с 1 декабря 2014 г., перестал быть представителем польской элиты, а стал выразителем интересов транснациональной структуры, сказав, что неприязнь к ЕС приобрела в Польше «государственное измерение».

В своей риторике пан Туск подчеркнуто комплиментарен в отношении двух главных европейских центров силы - Берлина и Парижа. А в недоверии польских властей к Германии и порче ими же отношении с Францией он видит «серьезную проблему Польши».

Действительно: новая исполнительная власть Польши заняла жесткую позицию в части политики Евросоюза относительно новых беженцев. Поляки не хотят получить у себя миграционную катастрофу, которую наблюдают сейчас в Германии, Франции и других странах Западной Европы.
* * *

Польский молодой аналитик Томаш Мацейчук, который нередко появляется в политических ток-шоу российских телеканалов, в своей статье «Польский удар по кандидату Ангелы Меркель», опубликованной на русской языке на известном аналитико-информационном ресурсе, утверждает, что вопреки теориям многих экспертов, главными причинами польского «нет» при голосовании против кандидатуры Д. Туска на саммите ЕС не были ни личная неприязнь к кандидату со стороны Ярослава Качиньского, лидера правящей партии «Право и Справедливость» и главной персоны польской политики, ни борьба за рейтинг в польском обществе, которое в настоящий момент поделилось на два почти равных лагеря - единый провластный и раздробленный оппозиционный (последний до сих пор не справляется с задачей выдвижения из своих рядов лидера, способного бросить вызов Качиньскому).

Аналитик перечисляет три официально названные причины польского «нет» кандидатуре Туска: вмешательство его во внутреннюю политику Польши во время работы на посту главы Евросовета; защита им интересов Берлина на международной арене вместо защиты интересов Варшавы; кандидатура этого поляка на пост главы Евросовета была названа не Варшавой, вопреки регламенту выборов.

Эксперт настаивает, и с ним нельзя не согласиться, что речь идет о накопившихся фундаментальных проблемах европейского политического строительства: жизненно важные интересы национальных государств всё чаще не совпадают с желаниями брюссельских бюрократов. И это - главная и реальная причина конфликта, глубинная, касающаяся стратегических целей существования Евросоюза.

На внешнем плане конфликт выглядит как проявление чуть ли не «гражданской» внутрипольской войны за важнейший пост в европейской администрации (глава оппозиционной партии «Кукиз-15» Павел Кукиз заявил, что сложившаяся в польском сейме ситуация свидетельствует об угрозе гражданской войны в Польше), однако следует понимать: это была первая попытка так называемых младоевропейцев выступить против ставленников Германии и немецкой гегемонии в структурах Евросоюза.

«Польский удар по кандидату Ангелы Меркель, а таковым, бесспорно, является Дональд Туск, - пишет Т. Мацейчук, - должен был стать символом протеста против политики открытых дверей для беженцев и мигрантов из мусульманских стран, против снижающегося уровня прозрачности, справедливости и демократии в европейских институтах, а также против растущего давления Брюсселя на правительства государств, не желающих подчиняться решениям Берлина».

Пока что, на внешнем же плане, Польша остается в одиночестве, несмотря на недовольство многих стран Евросоюза, вызванное безответственной миграционной политикой Меркель. Из голосования по кандидатуре Туска видно: польский демарш против «меркель-кандидата» на пост главы Евросовета поддержан не был. А, казалось бы, можно было ожидать солидарности по столь животрепещущему вопросу со стороны, в первую очередь, Венгрии, Чехия, Словакии и даже Литвы. Общественности хорошо известна внятная нелиберальная, если не сказать «противобрюссельская» политика венгерского премьера Орбана, союзника и, как утверждают, друга Качиньского.

В этой ситуации пан Качиньский был весьма строг и взыскующ: «ЕС сегодня руководится одной страной. Нечего скрывать: этой страной является Германия... Мы разочарованы позицией господина Орбана, но мы осознаем, настолько сильным было давление, и как сильно нынешний Евросоюз идет путем, который ведет к распаду».
* * *

Будут ли Польшу выдворять из ЕС? Пока это звучит диковато, хотя именно этот вариант развития событий парадоксальным образом по нутру польскому экс-президенту Леху Валенсе, уверенному, что польское правительство нарушает демократические правила и конституцию и должно быть сурово наказано. Нобелиант совпадает со ставленником наднациональных европейских элит Туском, твердящим заученную схему: «Если людям перекрывают доступ к информации или предлагают одностороннюю модель событий, демократия становится столь же невыносимой, как и диктатура», с Туском, поблагодарившим польских оппозиционных демонстрантов, на протяжении месяцев выступавших «за европейские стандарты демократии».

«В прошлом году Еврокомиссия предложила наказывать членов Евросоюза штрафом в размере 250 тыс. евро за каждого беженца, которому не предоставлены помощь и убежище, - утверждает аналитик Т. Мацейчук. - В этом году, согласно докладу Европарламента по реформе политики по беженцам, предлагается ввести более жесткие методы борьбы с сопротивлением, в основном стран Восточной Европы и Балканского полуострова. Главным рычагом влияния должна стать возможность лишения страны-члена миллиардов евро из структурных фондов ЕС. Такой шаг со стороны Брюсселя может привести к значительному снижению экономического роста стран так называемой Новой Европы. Не будет удивительным, если вслед за снижением прогнозов роста наступят и иные последствия, например снижение кредитных рейтингов и болезненный рост обслуживания долгов этих стран. Короче говоря, богатые страны Евросоюза решили создать пугало для “младших братьев” с востока и юга, которое позволит решать спорные вопросы не демократическим путем, а путем давления и прямых угроз».

Нелишним будет напомнить: Польша в действительности является крупнейшим получателем финансов ЕС. За десять лет членства в Евросоюзе с 2004 по 2014 г. страна получила от ЕС 101,3 млрд евро, а с 2014 по 2020 гг. предусмотрено еще 105,8 млрд евро. Только в 2015 г. Брюссель выделил Варшаве 13 млрд евро.

Растет вероятность того, что Варшава поплатится санкциями и сокращением потока европейских дотаций за отказ принимать беженцев и за конфликт вокруг реформы Конституционного суда Польши, которая, по мнению Венецианской комиссии, нарушает принципы разделения властей и верховенства права.

Евросоюз быстро меняется, и эти изменения провоцируют его на излом. «Члены-доноры начинают требовать от членов-реципиентов вести политику, выгодную с точки зрения богатых и сильных. Требуют больше интеграции и больше подчинения, требуют выбрать путь, ведущий к Европейской федерации, что поддерживает пан Туск и на что никогда не даст согласия не только пан Качиньский, но и миллионы простых европейцев».

Аналитики сходятся во мнении, что 2017 год будет самым сложным за историю Европейского союза.
И, «возможно, даже последним, если конфликт на линии Берлин-Варшава не завершится в скором будущем и если к власти во Франции и Нидерландах придут Ле Пен и Вилдерс. Все они выступают против глубокой и тесной евроинтеграции, предлагаемой главой Евросовета Дональдом Туском и главным игроком Евросоюза Ангелой Меркель».

Чем закончится конфликт? Пока неизвестно. Однако некоторые уравновешенные наблюдатели не без оснований полагают, что чем больше внутренних проблем у Евросоюза, тем легче дышать России.

Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.

Петр Маслюженко
специально для «Столетия», 13 марта 2017

геополитика и территории, идеология и власть, русский мир, санкции, съезды и форумы, партии и депутаты, общество и население, версии и прогнозы, германия, нравы и мораль, национализм, мировая политика, выборы и референдум, двойные стандарты, внешняя политика и мид, демократия, протесты и бунты, независимость и суверенитет, развал страны, европа, миграция и беженцы, мнения и аналитика, экономфинбиз, страны и столицы, политтехнологии, колониализм, запад, правители, скандалы и сенсации, политика и политики, противостояние, единство и община, диктатура и тоталитаризм, современность, дискуссии, диссида и оппозиция, оккупация и интервенция, польша, кризис, империализм

Previous post Next post
Up