Ещё
Россия и Иран сегодня и
современный Русский мир «Великий железный путь» / Иран
Что мешает построить железную дорогу из России в Иран / Проект «Рубежи "Русской Планеты"» / апрель, 2016
Несмотря на то что в поздний советский период отношения между СССР и Ираном нельзя было назвать доверительными, после распада СССР между нашими странами началась новая эпоха. Ширилось коммерческое и военное сотрудничество, Иран и Россию сближали общие геополитические интересы в регионе: совместное противостояние Турции и США на Ближнем Востоке. Когда на Россию были наложены санкции, по иронии судьбы с Ирана санкции были сняты. Сегодня есть шанс, что Россия и Иран будут не только вместе противостоять общим врагам, но и найдут новые позитивные точки для сотрудничества.
©Ещё об
Иране и ещё в
«Рубежах» ___Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров (слева направо) во время встречи / Фото: Александр Щербак
7 апреля [2016 года] главы МИД России, Азербайджана и Ирана провели встречу в Баку. Главным предметом обсуждения, помимо Карабаха, стал проект транспортного железнодорожного коридора между Россией и Ираном. Однако по чьей территории пойдет дорога - армянской или азербайджанской - еще предстоит решить.
По завершении трехсторонней встречи стороны обсудили ситуацию вокруг Нагорного Карабаха. Сергей Лавров призвал стороны к политическому урегулированию конфликта. Министры обсудили совместную борьбу с организованной преступностью и наркотрафиком, а также проблему Каспия.
Одной из основных тем переговоров стал проект транспортного коридора «Север-Юг». По итогам бакинской встречи Сергей Лавров сообщил, что Россия рассматривает возможность инвестиции в строительство ж/д Казвин-Решт-Астара в Иране. В свою очередь Баку выразил готовность инвестировать в строительство дороги. Главы МИД договорились дать распоряжение соответствующим ведомствам заняться вопросом.
Проект транспортного коридора «Казвин-Решт-Астара» был подписан в 2000 году между Индией, Ираном и Россией. Цель коридора - соединить Юго-Западную Азию с Северо-Восточной Европой. Однако проект по сей день так и не реализован. Причина тому - Карабах.
За роль страны-транзитера в южно-кавказском регионе на протяжении нескольких лет борются Армения и Азербайджан, которые конфликтуют из-за непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Учитывая тот факт, что Азербайджан уже имеет железнодорожное сообщение с Россией, которая в свою очередь связана с Прибалтикой железными путями, а также находится в более благоприятных географических условиях, республика имеет куда большие шансы стать транзитным государством коридора «Север-Юг».
Политические разногласия или высокая стоимость?
Одной из причин задержки реализации проекта являлись экономические санкции по отношению к Ирану, введенные ЕС и США (часть санкций была отменена лишь в январе 2016 года). Другая проблема состоит в том, что между Ираном и Азербайджаном существует ряд принципиальных разногласий по политическим вопросам, таким, как нерешенный правовой статус Каспийского моря, территориальные претензии Азербайджана к северо-западным иранским провинциям Восточный и Западный Азербайджан, религиозный вопрос (Тегеран неоднократно обвинял Баку в поддержке экстремизма). Между тем с Арменией у Ирана противоречий нет. Между Тегераном и Ереваном установлены крепкие, братские отношения. Не случайно бывший посол ИРИ в Армении Фархад Колейни заявлял: «Армяне и иранцы один народ в двух государствах».
Исламская Республика всячески пытается договориться о строительстве коридора именно по территории Армении. Как сообщил в начале 2016 года действующий посол Ирана в Ереване Казем Саджади, в республику прибудут иранские специалисты для изучения и оценки данного вопроса. Однако ИРИ имеет возможность оплатить лишь отрезок пути, проходящий по своей территории до границы с армянской республикой.
Таким образом, на первый план выходит финансовый вопрос. Строительство железной дороги Иран-Армения оценивается в 3,2 млрд долларов, в то время как Иран-Азербайджан - 400 млн долларов. Причиной тому является сложный рельеф Армянского нагорья. Бывший глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин заявлял, что товарооборот, осуществляемый по железной дороге Иран-Армения, не сможет покрыть расходы на ее строительство.
Отрезок транспортного коридора Иран-Азербайджан должен проходить через Астара (Иран)-Астара (Азербайджан). На территории Ирана потребуется строительство путей Казвин-Решт- Астара (Иран). Еще во время визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Тегеран 23-24 февраля текущего года президенты двух стран заявили о том, что до конца 2016 года «все станут свидетелями прорыва» в вопросе реализации проекта транспортного коридора.
Реализация проекта в равной степени необходима, как Ирану с Азербайджаном, так и России. Увеличение товарооборота принесет прибыль не только экспортерам, но и стране-транзитеру. Тем не менее окончательного решения пока не последовало. Конечно, железнодорожное сообщение Иран-Армения- более предпочтительно для РФ, так как Армения - член ЕАЭС. Кроме того, именно Армения имплементировала соглашение с Ираном о сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом. Однако в связи с конфликтом между Грузией и Абхазией армянская железная дорога на сегодняшний день отрезана от российской. И если даже Армения и Иран согласятся использовать имеющуюся ж/д Иран-Нахиджеван-Армения, как советуют армянские эксперты, соединиться с инфраструктурой РФ не никак не получится.
Ида Саркисян
«Русская планета», 7 апреля 2016