Песах - это, по сути, один из Дней Памяти: памяти, сохраненной среди снегов и весенних половодий Европы, о том, что когда-то в это время поспевала пшеница и жали ячмень, о том, что козленка в Вавилонии можно было купить за две зузы, о том, что на обочинах дорог и тропок Исхода росли горькие травы - тогдашние салаты, заменявшие приправы к сухой маце и жареному барашку. А также и о том, что общая судьба связала тех, кто боролся за Исход, готовился к нему, запасаясь на месяц (см. в мидрашах) харчами (этаких тогдашних "отказников" :-) ) и тех, кто видел в Египте новую Родину, судьбу для них самих и их потомков, и неожиданно получив под зад коленом от египтян, срочно начал собирать чемоданы, не дождавшись пока взойдет замешанное тесто...
Кстати, в древних вариантах Хагады маца упоминалась вовсе не в связи с поспешным бегством, как в более поздних вариантах. В этом плане очень интересны рассуждения рава Гесса в его книге "Эмунот" о различии в истории Исхода группы "ам" и "бней Исраэль".
А еще канун Песаха - это день, напоминающий строчками Хагады, о том, что "во всех поколениях встают чтобы нас уничтожить..." , это - день Решимости восстать против принятия статуса жертвы: и в дни древние и в те,что ближе к нам. Именно в этот день 14 нисана, началось восстание в Варшавском гетто, день памяти которого (День Катастрофы) в Израиле отмечают 27 нисана, чтобы не не омрачать пасхальную неделю. Об этом часто забывают за веселыми пасхальными песнями и четыремя бокалами. А ведь трудно найти что-либо более соответствующее духу Исхода, духу Калева бен Иефуне и Иехошуа бин Нуна, Нахшона бен Аминадава, который первым рванулся в воды моря, духу ушедших в пустыню, во тьму неизвестности...
И еще один день падает на пасхальную неделю. День, который , к нашему общему стыду, как евреев и израильтян, остается на задворках, не удостаивается должного места ни в СМИ ни в школах. Я лет 25 назад удивил 11 класс, посвятив этому дню целый урок, на котором дал послушать что-то из Комитаса, посмотреть его сарьяновский портрет. Тема человека, вытащенного из ямы смерти одним из убийц оказалась такой понятной и близкой на фоне историй нашей Катастрофы... Школа была вполне гибкой и понимающей, воспринято было хорошо. Но моя идея организовать поездку класса в Иерусалим 24 апреля уже показалась администрации слишком нетривиальной... Кстати, и сами армяне тогда весьма настороженно отнеслись к возможным контактам с "поселенчиеской группой": как бы не было истолковано в плане поддержки "экстремистов"... А ведь это был День армянского Геноцида.
На фоне того, что произойдет в Турции через несколько месяцев, события 24 апреля были сравнительно скромны. Однако в этот день Османская империя ударила по сердцу народа - убиты 800 "людей духа". Судьба, так же как и в нашей Катастрофе (и как в Исходе из Египта!) объединила всех : дашнаков, либералов, священников и финансистов, композиторов, писателей и маклеров. Среди убитых в эту ночь были даже "патриоты новой Турции", такие как доктор Тигран Аллахверди, член партии младотурок, собиравший для партии деньги и профессор Тиран Келеджян, который всю жизнь преподавал в турецких учебных заведениях и издавал газету “Сабах”. А потом будут полтора миллиона...
Я понимаю, что совесть политиков пахнет нефтью, оружием и кожей сидений их кресел... От них многого не жду... Но очень хотелось бы верить, что когда-нибудь бело-голубые знамена склонятся в этот день у памятников Цинакерберда в Аремнии, а красно -сине-оранжевые цвета будут развеваться в Яд-ва шем. И наряду с Варшавским восстанием и историями партизан Тувии Бельского, учителя расскажут о героизме бойцов Муса-Дага. Потому что у героизма одно лицо. И у боли и крови - одно. И у убийц - тоже. И именно нам, в Израиле, так важно понять, что фашизм может идти и под красно-черными и под зелеными знаменами...