Город Риддер и горы вокруг него малоизвестны не только у нас, но даже в самом Казахстане. Места превзошли наши ожидания более чем, так что сделал фоторепортаж, комментарии как всегда прилагаются. На днях будет еще и минигид по нему.
1. Ближайший крупный город, если ехать со стороны России, - Барнаул, он же на сленге сибиряков - "Барнео". От него примерно 600 км, если ехать через Поспелиху, Саввушки, Змеиногорск и Шемонаиху. Если из НСка, то прибавляем + 2,5-3 часа времени (200 км). Дорога хорошего качества, машин мало, ГАИ почти нет, так что едется по ней по снг-шным меркам довольно быстро, часов 8-11, это с учетом прохождения границы.
Расстояния и времязатраты вполне сопоставимы с дорогой из этих же дестинаций до
Шерегеша (в правом верхнем углу карты, см.поселок Таштагол). Только это попадаешь не в шумный и многолюдный горнолыжный курорт на сопке среди тайги, а в нетронутые горы на краю великой степи...поездка сюда - мероприятие другого ментального масштаба.
2.Три четверти дороги проходит по откровенно однообразной степи (степи в прошлом, нынче, - поля до горизонта). Только два пункта хоть как-то разнообразят путь. Во-первых это село Саввушки, с известными на весь регион прикольными формами выветривания вокруг Колыванского озера. Этих скальных останцев тут многие десятки. Кстати, есть
в Саввушках и пробитые скалолазные дорожки, район считается довольно неплохим скалолазным спотом. Выйти побродить меж них, а заодно поразмять ноги, - обязательный пункт программы)).
Во-вторых, хорошим моментом вносящим разнообразие в путь служит российско-казахская граница... цирк еще тот (особенно с казахской стороны), жаль только сеанс обычно затягивается и занимает часа 2-3.
3.Типичная картинка за бортом машины. По крайне мере зимой)). Каких-либо проявлений человеческой деятельности, - минимум. Лишь изредка небольшие поселки и все. Но и в них особо рассчитывать не на что. Видели лишь пару раз что-то напоминающее придорожные кафе и это на полтысячи километров. Так что перекусы и термоса с кофе и чаем стоит брать с собой однозначно.
4.Всевозможных границ в своей жизни я пересек больше полутора сотен, но казахская - вне конкуренции. Такой низкой эффективности, обилия хамства и шовинизма не встречал больше нигде. Никакие забытые богом КПП Лаоса, Камбоджи, Зимбабве или Венесуэлы даже близко не сравняться с их казахстанскими собратьями... Такое ощущение что казахов туда набирают не с позиций что эти люди "лицо" государства (ведь именно с них начинается знакомство с оным), а напротив, с задачей создать самое негативное впечатление о стране.
В свое время я писал о своем
7-часовом пересечении казахско-китайской границы по дороге в Тибет. Думаю что на днях уделю время и напишу пару мыслей на тему этой страны и ее границ еще пару абзацей, ибо оно стоит того.
Но это не повод отказываться от поездки, тем более что Риддер это не совсем Казахстан.
5.Валюта в суверенном Казахстане - тенге. Нынешние тенге не чета старым, очень красивые деньги, реально. Курс, если грубо, 1:5, то есть за 1000 рублей дают 4700 тенге. Если же быть точным, то 1 тенге - 0,214 рубля.
Обменников не много, но они есть. Хотя при нынешней распространенности банкоматов и мест где можно рассчитаться с помощью банковской карты, в том числе и здесь, вопрос их актульности не стоит.
6.Как я уже говорил, большая часть дороги, - ровная и не очень визуальна насыщенна, но где-то начиная с Шимонаихи слева по курсу начинают виднеться невысокие горы, радующие глаз. А уж после поворота в сторону Риддера, крайние километров 80, так и вовсе идут в горах. И чем ближе к городу, тем они интереснее. Ехать эти самые крайние 80 км приходится часа 1,5, а это говорит само за себя.
7.На подъезде к Риддеру, справа по ходу движения, начинается Ивановский хребет, протяженностью около 50 км. Собственно он и есть главное место интереса с точки зрения ски-тура, беккантри, катания, парапланеризма и т.д.
8.А вот и Риддер.
Риддер - слишком красивое название для города, тем более для рудного и тем более затерянного в горах Русского Казахстана. Аж с 1786-го года и далее, это был рудник Риддерский, по имени открывателя местных руд,
Филиппа Риддера. Но с началом германофобии в начале ВОВ его переименовали в Лениногорск, что ему наверное даже больше шло, учитывая эпоху)). Но вот относительно недавно, в 2002-м город вновь обрел свое исконное название, и это шарман, ибо Лениногорсков на территории бывшего СССР несколько, а вот Риддер по-любому один)).
До сих два топонима этого населенного пункта конкурируют в головах граждан (иногда это и вовсе 2 разных точки на карте) и это вносит некоторую путаницу. Но Риддер постепенно побеждает)).
9.С первых же минут в городе начинаешь чувствовать, что вирус экстрима имеет место быть. Люди со сноубордами прямо на улицах, реклама горнолыжных склонов, сноупарк с рейлами и трамплинами в центре города... В таких далях этого совершенно не ожидаешь, но оно все есть и настраивает сразу на правильный лад)).
10.В городе есть как минимум 4 гостиницы, плюс возможность размещения на обеих горнолыжных склонах, ну и частный сектор, естественно. Цена вопроса - от 150-200 рублей с человека в сутки. Подробнее, опишу в минигиде по Риддеру.
11.Город велик, имеет прямоугольную 4-5-этажную застройку центра и вполне деревенские окраины. В последних мы и жили, волшебно, надо сказать жили. С ежевечерней банькой и радушными хозяевами)). Аркадий, спасибо тебе, дорогой, за подобное! И родителям твоим золотым, также.
12.Но, главное в Риддере, - это то что ты почти ото всюду видишь горы. Они тут идут фоном и заставкой к самой жизни. Именно из-за подобного вида мы и переехали из Москвы в Кировск... )). И поэтому вполне понимаешь людей, которые уехав много лет назад из Лениногорска все время возвращаются в него, хотя бы на погостить или родственников навестить...
13.Горнолыжных склонов непосредственно в Риддере два: ООО СК"Эдельвейс" и т.н."Колхозный" (он же "Совхозный") Первый находится в поселке Ульба, в 15 минутах езды к западу от города, обратно по трассе в сторону Усть-Каменногорска, буквально в 100 метрах от самой дороги. Проехать мимо не заметив очень сложно. На фото именно он.
В "Эдельвейсе" есть несколько трасс разной крутизны и протяженности, их ратрачат и вообще поддерживают во вполне сносном состоянии. Подъемник - тарелочный бугель, цена подъема 250 тенге (50 рЭ), но есть и различные виды абонементов и ски-пассов. Так же в наличии прокат, камера хранения, "отельчик" и т.п. И все бы хорошо, но рельеф не сложный, а народа здесь катает довольно много, в том числе и всякие сборные тренируются. Так что это подходит скорее для раскатки и может быть обучения, но не более.
14.Намного интереснее и богаче рельеф на т.н."Колхозном" ("Совхозном") склоне. Он располагается к югу от Риддера, на ближнем к городу склоне Ивановского хребта, по сути микрорайон города, но выглядит как порядочные выселки. Народу здесь в разы меньше (обычно 10-15 человек на весь склон), а возможностей больше)).
15.Бугель один. Трасс вроде как 3 штуки, но в реальности 1,5, ратрачат почти ежедневно. Перепад оного 330 метров, по горизонтали между станциями 860 м, протяженность трасс до 1,5-1,8 км. Цифры так себе. Но это пока не начинаешь уходить в стороны от трасс и раскатывать лес, особо после снегопада... вот тут и оказывается что все не так и уж плохо, а даже совсем напротив. Если снег ок, то день можно смело потратить только на это, а то и более.. Цена вопроса - 200 тенге за подъем (40 рЭ), или 2000 тенге безлимитка на день.
16.Прокат (лыжный), отельчик и микрокафе, - все так же в наличии. Называется нынче все это уже правда не Колхозный / Совхозный подъемник, а вполне себе
STARDUST CAMP . Даже сайт имеется.
Больше всего порадовал хозяин Стардуст Кемпа, деятельный мужичок в красной куртке, улыбчивый и радеющий за свое дело. Приятно.
17.Вот как это выглядит со стороны. Карманная такая горка, но с большим потенциалом. Почему, - ниже.
18.Проездные талоны. По идее нужно за каждый подъем нужно отдавать работнику на бугеле, но в реальности отдаешь сразу 3-5-10, сколько решил катать и просто говоришь "запомните меня". Он кивает и дальше ездишь сколько отдал талончиков. Народу так мало что запомнить всех действительно не представляет труда)), а даже если проедешь лишний разок-другой, никто и слова не скажет. Горка реально какая-то домашняя и для своих.
19.Бугель довольно крутой, так что через каждые метров 100 от него сквозь лес ведет свороток налево, в сторону трассы. Отстреливаешься на том уровне до которого смог или захотел доехать. Но это для начинающих. Для настоящих же пацанов, - до верху)). Там Солнце (трассы северной экспозиции, так что Солнце там появляется лишь в феврале-марте) и широкие возможности для ухода вне трасс.
20.Встреча первого же дня, - любитель спидфлаинга и парапланеризма из Новокузнецка, облетывающий местные горки. Вообще от РИддера сложилось такое впечатление, что сейчас для него переломное время, когда о нем все больше и больше узнают в среде экстремалов и уже не за горами времена когда сюда поедут... и не одиночки-исследователи, а существенно большее число людей. Ибо место явно того достойно.
21.Бугель ведет с севера наверх одного из отрогов Ивановского хребта, на высоту 1250 м. Пройдя дальше по гребню даже несколько минут уже достигаешь первых кулуаров на другой стороне отрога...
22.Отменных кулуаров! С длинной спуска более 2 км и перепадом метров 400, причем с выкатом прямо на дорогу ведущей вокруг "горы". Если есть машина подбора, то можно сделать спусков 6-8 за день, а то и больше (если здоровье позволит).
23.И это прямо у подъемников.... никто это великолепие даже не думает раскатывать. Пока эта роскошь тут доступна, но что-то подсказывает, что только пока. Пройдет пару лет и все измениться)).
24.Пока же - полнейший кайф от ощущения что можно спокойно раскатывать свой холст, не думая о том что кто-то выедет сбоку и тебя опередит)). Некому выезжать...
25.Другой вопрос, что подобной вкуснятины прямо у подъемников, да еще с выкатом на дорогу или обратно к канатке все же не так много как хотелось бы. Линий 5-6, не больше. Все что дальше, - это уже формат полноценного беккантри, доску в руке не потащишь)).
26.В двух-трехчасовой пешей доступности от подъемника я насчитал полсотни линий спуска... и это лишь небольшая часть Ивановского хребта, примыкающая к Риддеру. Если есть снегоступы, а лучше ски-туры, то открываются еще большие возможности...
27.Простой риддерский парень, следы его лыж наблюдали много где.. Лично меня зацепило то что он поднимался на хребет посмотреть на закат. Было видно что человек приходит на свое насиженное место уже не первый раз...
28.А на верху действительно красота.
29.Несколько дней мы обкатывали возможности рядом с бугелем, но на крайний день с хорошей погодой решили сходить на высшую точку этой части хребта, г.Ивановский Белок (2100 м). Это где-то 3,5 часа ходу по хребту, если от канатки.
30.Роза ветров здесь такова, что южные склоны наветренные и поэтому повсеместно бесснежные. Идешь по желтой травке, среди кедров и лишь изредка куски снега задержавшегося из-за локальных метеоусловий. При этом, тут же, в 5 метрах левее, за перегибом гребня, могут быть снежные надувы, а кое-где и карнизы, с толщиной снега по 2-3 метра.
Понятное дело, идти удобнее и быстрее, как раз, по наветренной, солнечной стороне)).
31.Позади - ущелье реки Громотуха, в которую выводит добрая половина местных линий. Верхняя часть долины реки заповедна и охраняется постом милиции (это водозаборная территория города). Но это как тот нипель, войти нельзя, но выйти, раз ты туда попал, как раз можно)).
Кстати, по ту сторону Громотухи - еще более крупные и интересные кулуары чем-то напоминающие наши хибинские, но при этом они и потенциально лавиноопасней нежели в этой части хребта (лавинные прочесы, характерные денудационные воронки, конусы выносов и т.п.).
32.А вот и сам Ивановский Белок. Куполообразная вершина довольно занятной формы, даром что ли местные называют ее "..опа")). Так что предложение сходить скатиться с Белка тут звучит как "Пошли съедем с Жопы, по центру".
33.Провожу один из многих традицонных мини-семинаров по ходу беккантри-восхождения. Тем миллион, так что проще делать остановки 5-минутки для разбора очередного примера, заодно отдыхать, нежели вставать на час и мерзнуть, проводя полноценное занятие.
34.Не доходя до Белка есть еще 2-3 линии спуска, по северным склонам хребта. Очень симпотичное лесное катание. Не для новичков, и не сложное, самое то. Но это если потом время останется, в другие дни, сейчас же не будем размениваться по мелочам, наша цель - высшая точка.
35.Финишная часть хребта ровная, пологая и довольно медитативная...идешь себе и идешь.
36.Пока не начинается собственно сам склон горы. Крутизна резко возрастает и кажется что взбираешься на вулкан. Финишные полкилометра новичков вполне могут доканать, поскольку классическое "вот за этим перегибом" тут работает в полный рост. Все время кажется что еще чуть-чуть и увидишь заветную трангулу, но фиг тебе)),
37.А вот и она, наконец-то. Северные склоны (на фото слева) в верхней части довольно бодрые. Бровка главного цирка на момент нашего спуска имела крутизну 48-50%, однако. И нельзя сказать чтобы это был свежевыпавший снег. Наст, заструги и прочие радости, как полагается.
38.Приятная 4-часовая прогулка с отменными видами на Ивановский хребет, город Риддер и проч. не только отняла силы, а даже напротив, дала их. Как и должна по-настоящему действовать грамотная аэробная нагрузка, да еще с позитивным настроем)). Так бы каждый день и ходили, как тот самый местный чувак на деревянных лыжах. Жаль что мы тут всего на неделю...
39.Вид на восточную часть Ивановского хребта. Скальные вершины, которые выглядывают, - это т.н. "Три брата". Из города они видны очевидно отдельными и действительно скальными, отсюда и название. Отсюда до них день пути, это если в быстром темпе. Спуски там есть более чем пацанские, для тех у кого сфинктр надежен и крепок, вопрос лишь как этим пацанам туда добраться... но я думаю они скоро решат сию задачу)).
40.Слева на фото, - относительно простой кулуар "У", справа же - наш, с вершины Ивановского Белка, перепад 1000-1200 метров, протяженность спуска 3,5 км. Заверено GPS. Не слабо, как впрочем и сам кулуар.
Верхняя часть довольно крутая, с настом, местами лед, плюс надувы-карнизы над всем этим. Стреляет тут по полной, так что без лавинного комплекта (бипер, щуп, лопата) и знаний как оный использовать сюда лучше не соваться. Свежий (доснегопадный) конус выноса протяженностью более 500 метров и линии обрушения карнизов, более чем красноречиво говорят об этом.
41.Я не поленился и шурфик выкопать.. чуть домой не пошли)). И наверное зря не пошли, ибо именно на выкате этого спуска я себе
связку с мениском и надорвал.. ну да ладно, это тоже зачем-то да нужно.
Кстати, нижние 1,5-2 км по лесу едутся совершенно отлично! И выкатываешь на опушку поля, в 500 метрах от дороги, где тебя либо такси может забрать, либо своя машина подбора, так что до города 5-6 км и не придется идти.
42.В завершении беккантри-недели (получилось 5-6 различных линий) съездили вдоль хребта, по дороге ведущей к заповеднику и далее в сторону российского Алтая. До нашей границы-то тут всего каких-то 50 км. Красота необычайная!
Казахи свою часть дороги построили и даже грейдерят, осталось дождаться того чтобы наши построили ответную часть, тогда можно будет ездить сюда не через степи, делая крюк, а через Горный Алтай. Есть надежда что это дела ближайших лет!
43.
P.S.Потенциал района я оцениваю как большой. И с точки зрения беккантри-фрирайда и ски-тура и сноушуинга и многих других видов активитис, особенно зимних, но не только. Наличие развитой инфраструктуры (жилье-питание-дороги-подъемники) и при этом реальной глуши буквально в километре от этой самой инфраструктуры делает район очень привлекательным.
Лично мы еще туда вернемся, я уверен! Только захватим для кучи купола, чтобы еще и с воздуха обозреть тамошние горы)).
P.S.
Риддер (фоторепортаж Алены Симоновой, про город)