На торжественной церемонии награждения II Региональной премии "Серебряный лучник - Урал", состоявшейся 7 февраля, мне вручили диплом лауреата за проект "Виртуальная инновационная онлайн стратегия развития города". Это произошло благодаря плодотворному сотрудничеству с Ассоциацией развития города Ижевска "АРГО" и ижевским экспертным сообществом в области стратегического конструирования и развития территории. Спасибо коллегам за взаимопонимание и наш общий вклад в развитие науки об управлении социальными коммуникациями!
Ниже - описание проекта, представленного на соискание премии.
Проект «On-line Virtual Innovation Municipal Strategy (OVIMS) - Виртуальная инновационная онлайн-стратегия развития города»
Аннотация
В проекте представлена модель системы интегрированных коммуникаций, способствующей вовлечению городских сообществ в управление развитием территории и повышением качества жизни. Предлагается создание облачной платформы, посредством которой онлайн обсуждаются проблемы города, генерируются идеи, формируются проектные команды и партнерские сети (краудсорсинг) для решения проблем. Экспертным советом отбираются лучшие решения, которые софинансируются и воплощаются в реальности. Использование облачных технологий в стратегическом онлайн конструировании позволяет более эффективно выявлять инновационный потенциал населения, формировать общественно-государственную систему управления муниципальным образованием и осуществлять продвижение территории. Технология OVIMS впервые была представлена автором в г. Ижевске в марте 2013 г., где до настоящего момента проходит ее апробация.
Описание проблемы, на решение которой направлен проект
В марте 2013 г. автору поступило предложение от Ассоциации развития города Ижевска «АРГО» принять участие в обсуждении возможного механизма вовлечения городских сообществ в стратегическое планирование. Обоснованием такого предложения стало понимание того, что стратегия, разрабатываемая узкой группой экспертов, может быть воспринята населением как навязанная «сверху», а потому имеет небольшой шанс на народную поддержку и воплощение. Основываясь на положениях Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) № 131-ФЗ, Администрация г. Ижевска обозначила свою готовность делегировать часть полномочий по развитию территории горожанам и тем самым осуществить переход от государственной к общественно-государственной системе управления городом.
Причинами такого решения явились особенности социально-экономической системы региона, резко проявившиеся в последнее десятилетие:
• значительно сократился горизонт стратегического планирования в связи с динамикой научно-технического и социального прогресса, а также с мировой глобализацией;
• появилось множество, в том числе внешних, хозяйствующих субъектов (вместо одного в лице государства) на территории города, с которыми необходимо выстраивать коммуникации и достигать договоренностей относительно перспектив развития;
• усилилась миграция населения - отток интеллектуальной элиты и молодежи, приезд на ПМЖ людей из сельской местности и из стран ближнего зарубежья;
• многие отрасли промышленности достигли точки насыщения в развитии (металлургия, нефтегазовый комплекс, оборонная промышленность и т.д.), в связи с чем начала претерпевать изменения структура рынка труда с ориентацией на развитие сферы услуг;
• остро возникла потребность в инновациях и предпринимательской активности населения;
• бренд Ижевска как российской столицы оружейников и города Михаила Калашникова исчерпал свой ресурс и потерял актуальность, в связи с чем у населения возникла потребность в новой самоидентификации;
• система профессионального образования перестала успевать отвечать на запросы рынка труда, не говоря о ее опережающем развитии;
• у населения (преимущественно у молодежи) появились новые компетенции социального взаимодействия посредством сети Интернет.
Основными проблемами при вовлечении городских сообществ в стратегическое планирование стали:
• отсутствие компетенций стратегического планирования и управления;
• отсутствие компетенций самоорганизации, кооперации и самоуправления в процессах генерации инициатив и управления территориальным развитием;
• опасение муниципальной власти, что передача полномочий городским сообществам может обернуться не конструктивной деятельностью, а неуправляемой социальной активностью.
Таким образом, заказ на разработку механизма вовлечения населения можно было сформулировать следующим образом:
Разработать мотивационный, максимально экономичный, механизм вовлечения населения в стратегическое планирование и процессы управления территорией и при этом обеспечить управляемость проявленной социальной активностью.
Целевые аудитории
Вместе с АРГО были выбраны основные целевые аудитории, с которыми необходимо было начать работу.
1. Основная целевая аудитория - экспертное сообщество.
Экспертное сообщество Ижевска официально заявило о себе в 2003 г. как активный субъект социально-экономических преобразований. Тогда по инициативе Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа в Ижевске был создан «Ижевский экспертный клуб», в который вошли ижевские и внешние эксперты (представители власти, бизнеса, НКО, ученые, преподаватели вузов и школ, творческие деятели). За 10 лет, с 2003 по 2013 гг., благодаря социальным инициативам экспертов, существенно возрос уровень интеллектуального капитала города. За счет реализации социально значимых и предпринимательских проектов в городе произошли изменения в социальной структуре: появились новые бренды; новые партнерские сети на основе бриджинговых коммуникаций (между разными группами людей), включающие зарубежных партнеров; новые способы установления коммуникаций посредством сети Интернет.
Экспертное сообщество за последнее десятилетие стало драйвером социально-экономических перемен и повышения компетентности населения. Без участия экспертного сообщества в процессах развития территории муниципальной власти не удалось бы провести настолько масштабные и эффективные преобразования.
Ссылка на видеолекцию автора проекта о роли «Ижевского экспертного клуба» в развитии Ижевска, подготовленную для мероприятия АРГО «Стратегический чай» 30.04.13:
http://www.youtube.com/watch?v=9H47OyGEnzoСсылка на презентацию доклада автора:
http://www.slideshare.net/slideshow/embed_code/20168503 2. Вторичные целевые аудитории:
• Интеллектуальная элита («креативный класс»). Наиболее чувствительная к переменам целевая аудитория. Имея высокую степень критичности, эти люди, если поддерживают инициативы по преобразованию жизнеустройства общества, то становятся добровольными агентами влияния, лидерами общественного мнения, активно поддерживают и вовлекаются в реализацию социально значимых проектов. Обладают высокой степенью патриотичности - многие из тех, кто покинул родной город, стараются быть в курсе событий и по мере возможности принимать участие в жизни города.
• Молодежь (20-35 лет). Наиболее активная и мобильная целевая аудитория. Легко мотивируется и вовлекается в социально значимую деятельность, но также легко может переключаться на другие виды деятельности. Является основным потребителем преобразований в жизни города, которые будут восприняты ею как дополнительные возможности, либо как препятствия для собственного развития. Необходимо формирование привлекательного образа города как основного источника материальных и нематериальных благ.
• Представители бизнеса. Учитывая тот факт, что бизнес, особенно крупный, во многом определяет инвестиционный климат, необходимо устанавливать взаимодействие с его представителями.
• СМИ. Заинтересованная в освещении событий целевая аудитория.
Цели проекта
При формулировании целей проекта мы изменили понятие заказчика «стратегическое планирование» на понятие «стратегическое конструирование».
Стратегическое планирование - это результат расчёта плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении (Википедия) или, иначе, оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели.
Учитывая тот факт, что у российских городских сообществ практически нет в управлении материальных и финансовых ресурсов и нет полномочий по управлению ресурсами государства или иных хозяйствующих субъектов, следовало уточнить, каких именно действий ожидает заказчик от населения. Посредством идентификации требований заказчика выявилось, что от городских сообществ требуется:
• помощь в создании нового бренда Ижевска - выявление потенциала и определение вектора развития территории, создание привлекательного образа города будущего, в котором горожанам хотелось бы жить. Создание бренда города послужило бы основой для дальнейшего стратегического планирования и формирования инвестиционной привлекательности.
• реализация социальных инициатив, направленных на активизацию творческого, инновационного и предпринимательского потенциала населения.
Так как от горожан потребовалась помощь в создании нового бренда города, необходимо было ввести более точное понятие - «стратегическое конструирование», которое подразумевает создание чего-то нового (новой системы).
Ссылка на публикацию автора «Геобрендинг. Шпаргалка для ижевских имиджмейкеров»
http://susanin.udm.ru/blog/Driomina/225/ Процесс стратегического конструирования, осуществляемый не малой группой людей, а неограниченным количеством участников, потребовал создания новой системы социальных коммуникаций и новой системы управления этими коммуникациями.
Ставший популярным в последнее время инструмент социального управления для вовлечения неограниченного количества людей в какую-либо деятельность - краудсорсинг - мы решили применить и в области стратегического конструирования.
Для эффективного управления неограниченным количеством участников стратегического конструирования необходимо было разработать систему интегрированных коммуникаций (онлайн и оффлайн). Процессы целеполагания, управляющих воздействий, установления обратной связи, корректирования целей и механизмов достижения целей решено было перенести в виртуальное пространство.
Для переноса идей из онлайн-пространства и реализации их в реальной жизни требовалось сформировать у населения предпринимательские компетенции.
Таким образом, цели проекта были сформулированы следующим образом.
1. Инициирование в г. Ижевске становления и развития системы интегрированных коммуникаций, обеспечивающей управляемый краудсорсинг (добровольное вовлечение городских сообществ) в процессах стратегического конструирования и продвижения территории.
2. Создание условий для формирования у населения компетенций выработки и продвижения социальных инициатив и проектов.
3. Создание условий для формирования нового городского коммьюнити с идеологическим ядром АРГО как точки роста и прототипа нового социального института стратегического конструирования и брендинга.
Достижение этих целей позволит выявить и использовать инновационный и предпринимательский потенциал населения для формирования общественно-государственной системы управления городом, появления новой самоидентификации и разработки, на ее основе, нового бренда и новой стратегии развития столицы Удмуртии.
Задачи
1. Определение особенностей условий и интеллектуального потенциала для реализации проекта.
2. Разработка и экспериментальное внедрение модели системы интегрированных коммуникаций (посредством технологии OVIMS).
3. Обеспечение максимального снижения затрат на разработку, внедрение и функционирование модели.
4. Проведение обучения азам стратегического конструирования с применением управляемого краудсорсинга в существующих социально-экономических условиях.
5. Проведение обучения работе в системе интегрированных коммуникаций.
6. Мониторинг и оценка результативности проекта.
Предлагаемые решения
1. Для реализации проекта нами была разработана технология «On-line Virtual Innovation Municipal Strategy (OVIMS) - Виртуальная инновационная онлайн-стратегия развития города». Краткое описание технологии находится в Приложении 1.
Ссылка на публикацию с описанием технологии OVIMS:
http://kopnov.livejournal.com/8776.html 2. Для выявления и развития творческого, инновационного и предпринимательского потенциала, формирования культуры краудсорсинга и развития способностей к самоорганизации и кооперации с целью генерации инициатив АРГО был разработан и проведен ряд обучающих мероприятий для целевых аудиторий. В настоящее время АРГО систематически проводит подобные обучающие мероприятия, приглашая в качестве преподавателей ведущих российских и зарубежных экспертов.
Ссылка на обучающее мероприятие (Лабораторный практикум), проведенный командой автора на старте проекта:
http://www.youtube.com/watch?v=BwGcKzJLXH8http://www.slideshare.net/vitalykopnov/izhevsk-strategy2025 (1395 просмотров)
3. Для снижения затрат в процессах стратегического конструирования нами было предложено перенести деятельность по генерации и обсуждению инициатив в виртуальное пространство. Изначально предполагалось создание облачной платформы, однако при экспериментальном внедрении было принято решение ограничиться бесплатным интернет-ресурсом - социальной сетью Фэйсбук. В Фэйсбуке была создана группа АРГО, в которую были включены ижевские и внешние эксперты. Также спустя некоторое время у АРГО появился свой сайт.
Перенос активности целевых групп в интернет-пространство объясняется актуальными трендами. Сегодня виртуальное пространство позволяет более эффективно объединять людей вокруг какой-либо идеи, чем это можно осуществлять оффлайн. В виртуальном пространстве у участников онлайн-события нет тех препятствий для вовлечения в дискуссию, которые возникают в реальной жизни (география, временные ресурсы и т.д.). Также в виртуальном пространстве быстрее устанавливается обратная связь и, соответственно, эффективнее осуществляется модерирование и формирование общественного мнения.
Представители экспертного сообщества стали генераторами контента в группе АРГО и активными участниками дискуссий. Активность экспертов в группе привлекла внимание представителей СМИ, интеллектуальной элиты города и молодежи.
Для поддержания активности горожан в группе АРГО в Фэйсбуке, автор проекта совместно с представителями АРГО в течение первых 2-х месяцев создавала контент и осуществляла модерирование дискуссий, в результате чего были определены ключевые проектные линии, ставшие основой для развития деятельности по стратегическому конструированию и генерации социальных инициатив.
Постепенно темы, обсуждаемые в АРГО, стали обсуждаться и в других группах. Также активная деятельность АРГО инициировала создание новых групп по интересам, в которых стали обсуждаться социальные проблемы города и вырабатываться консолидированные решения.
4. Основным инструментом социального управления при достижении целей стало социальное проектирование. Как упоминалось выше, благодаря активной деятельности экспертного сообщества и поддержке социальных инициатив муниципальной властью в 2003-2013 гг., у многих представителей целевых аудиторий сформировались навыки управления социальными или бизнес-проектами, либо появился опыт участия в реализации социально значимых проектов. Таким образом, процесс вовлечения целевых аудиторий в реализацию проектов осуществлялся следующий образом:
• опубликование контента с обозначением проблемы;
• обсуждение проблемы (онлайн);
• выработка консолидированного решения и идеи проекта, распределение обязанностей в проекте среди участников дискуссии (онлайн);
• разработка проектной документации (оффлайн);
• обсуждение проектной документации (онлайн);
• реализация мероприятий в рамках проекта (оффлайн);
• опубликование контента о результатах мероприятия и обсуждение (онлайн);
• взаимодействие со СМИ на всех этапах подготовки и проведения мероприятий в рамках проекта.
5. Существенным препятствием на начальном этапе проекта было взаимное недоверие горожан и представителей бизнеса муниципальной власти, которое тормозило реализацию проектов. Еще на уровне дискуссий многие участники высказывали сомнения о возможности конструктивных взаимодействий. Для повышения уровня доверия горожан активными участниками дискуссий и мероприятий стала команда главы администрации Ижевска Дениса Агашина. Открытость и искренняя вовлеченность представителей муниципальной власти в социально значимые проекты существенно повысила уровень доверия и поддержки власти.
6. На начальном этапе проекта АРГО привлекала для проведения презентаций потенциальных подрядчиков на разработку стратегии - представителей консалтинговых компаний. Консультанты предлагали стандартные технологии стратегического планирования, выполняемые узкой группой специалистов и исключающие краудсорсинг. Такой подход не смог бы обеспечить формирование общественно-государственной системы управления городом, достижение договоренностей между всеми хозяйствующими субъектами относительно вектора развития города и появления новой самоидентификации. В результате бурных дискуссий было принято решение, что самоидентификация возможна посредством активной деятельности горожан в области социальной инноватики, которая сможет проявить особенности общественного сознания.
Ссылка на критическую публикацию автора:
http://susanin.udm.ru/blog/Driomina/1262/ 7. Предложенная нами концепция стратегического онлайн-конструирования содержит идеи о необходимости формирования инновационной предпринимательской экосистемы территории. Есть большая вероятность, что опыт социального проектирования в Ижевске в ближайшее время начнет трансформироваться в социальное и инновационное предпринимательство за счет возникновения конкуренции, которая уже проявлена достаточно ярко.
Результативность проекта
1. К настоящему времени в Ижевске созданы и успешно функционирует несколько интернет-ресурсов, являющихся виртуальными пространствами для социальных взаимодействий городских сообществ и внешних экспертов по проблемам развития столицы Удмуртии. АРГО выступило лидером и интегратором, объединяющим усилия и интеллектуальный потенциал населения.
Вся хронология событий и реализации социально значимых проектов и образовательных мероприятий, начиная от зарождения идеи, заканчивая обсуждением их результатов, отображена на указанных ниже основных интернет-ресурсах:
Сайт АРГО, количество участников - 900, argo18.ru
Ссылки на основные, наиболее посещаемые, интернет-ресурсы в Фэйсбуке:
АРГО, количество участников - 1072, facebook.com/groups/argo18/
«Ижевск - интеркультурный город», количество участников - 637, facebook.com/groups/izhintercult/
«Набережная пруда - Лицо Ижевска», количество участников - 578, facebook.com/groups/257785184360571/
«Открытый регион. Удмуртия», количество участников - 536, facebook.com/groups/open18/
«Сообщество НКО Удмуртии», количество участников - 216, facebook.com/groups/civiludm/
2. В процессы стратегического конструирования и продвижения Ижевска вовлечены известные российские и зарубежные партнеры. Практически все они являются участниками групп в социальных сетях. Это свидетельствует о динамичном развитии краудсорсинга и кооперации в стратегическом конструировании и брендинге территории.
3. Менее чем за 1 год деятельности, с марта по декабрь 2013 г., в Ижевске было реализовано более 100 различных по объему деятельности и масштабности проектов и мероприятий культурного, образовательного, благотворительного, экологического, урбанистического, патриотического направлений.
Результаты проектов отображены в региональных и российских СМИ, в докладах участников на российских и международных конференциях. В настоящий момент очень сложно подсчитать конкретное количество публикаций и упоминаний, т.к. созданная интегрированная система коммуникаций перешла на уровень самоорганизации и самоуправления.
Результаты деятельности также отображены в 5-ти мегапроектах, поданных «АРГО» на Региональную премию «Серебряный Лучник - Приволжье»:
• Проект о деятельности АРГО - в номинации «Лучший проект в области развития и продвижения территорий»;
• «Фестиваль Человека» - номинация «Лучший проект в области социальных коммуникаций и благотворительности»;
• «Школа «Урбанистики» - номинация «Лучший проект в области развития и продвижения территорий»;
• «Университет 55+» - номинация «Лучший проект в области социальных коммуникаций и благотворительности»;
• «Велодорожки» - номинация «Лучший проект по продвижению идей спортивного, здорового образа жизни».
На основании результатов можно сделать вывод, что в г.Ижевске за период с марта по декабрь сформировалась точка роста - новое городское сообщество как прототип нового социального института стратегического конструирования и брендинга.
Уникальность и инновационность технологии OVIMS
1. В ходе реализации проекта удалось преодолеть стереотип, что стратегическое планирование (в форме сценарирования и распределения ресурсов для достижения целей) является единственным инструментом проектирования будущего города и развития территории. Не имея в управлении финансовых и материальных ресурсов, не обладая необходимыми компетенциями, горожане не смогли бы быть активными участниками процесса планирования. Более того, в условиях неопределенности и чрезвычайно ограниченного горизонта планирования, попытки разработки сценариев и их реализации имели бы крайне низкий шанс на осуществление. Это не означает, что стратегическое планирование исключается. Оно остается одним из основных инструментов управления территорией, однако должно использоваться специалистами с целью финансового обеспечения и развития новых трендов в социально-экономическом развитии региона.
2. Деятельность по стратегическому планированию была заменена на стратегическое конструирование - создание новой системы социальных коммуникаций, обеспечивающей генерацию идей и реализацию социальных инициатив горожан. Создание условий для проявления социальных инициатив позволяет более эффективно выявлять инновационный потенциал населения, определять точки роста социальной активности как возможные новые тренды общественного развития. Также это способствует самоидентификации горожан и формированию нового актуального бренда территории.
3. Новая система социальных коммуникаций имеет интегрированный (онлайн и оффлайн) характер. Онлайн коммуникации значительно ускоряют скорость принятия решений по реализации социальных инициатив и существенно снижают материальные, финансовые, логистические затраты. Также онлайн пространство позволяет более эффективно использовать медиационные процедуры в решении конфликтных ситуаций.
4. Впервые в России краудсорсинг (как вовлечение неограниченного количества людей в деятельность) применен в области стратегического конструирования. Управляемость краудсорсингом обеспечивается тем, что обсуждение идей, принятие решений о реализации инициатив, привлечение ресурсов, а также распределение функционала осуществляется в онлайн-пространстве.
5. Благодаря краудсорсингу в стратегическом конструировании город получает безвозмездно (или с очень небольшими затратами) множество креативных идей для своего развития и продвижения территории. Появляются альтернативные, более экономичные инновационные модели социально-экономического развития, генерируемые горожанами.
6. Устойчивость развития проекта обеспечивается тем, что координационным центром и исполнительным комитетом является общественная организация АРГО, созданная по инициативе «снизу». Это существенно снижает риск от влияния на организацию социально-политических факторов.
Вывод
Применение технологии OVIMS позволило изменить существующую парадигму стратегического планирования. Изменение заключается в применении нового дополнительного процесса стратегического онлайн конструирования, предшествующего разработке сценариев развития и распределения ресурсов.