Троица (по Даниэлю).

Mar 28, 2013 19:57

Христиане верят в ЭЛОhИМ (по-русски БОГ, по-английски GOD) - Творца Мироздания. Он сотворил всю известную нам материальную Вселенную, равно как и все то в мире, что нам пока неизвестно (например, "потусторонний" и другие возможные миры). Попросту, Он сотворил вообще все. Он абсолютен, нет никого предшествующего Ему, более простого или более фундаментального, чем Он. ЭЛОhИМ абсолютно прост, бесструктурен и един во всех смыслах.

В нашем материальном мире творение Им материи началось с того, что ЭЛОhИМ сказал: да будет свет, и произошел Большой Взрыв. С тех пор все, что происходит во Вселенной, происходит по воле ЭЛОhИМ, под управлением ЭЛОhИМ, в соответствии с общим планом ЭЛОhИМ и законами природы, заложенными ЭЛОhИМ - таким образом ЭЛОhИМ продолжает творить Вселенную. В частности, по воле ЭЛОhИМ из сотворенной материи образовались галактики, звезды и планеты, включая Солнечную Систему. ЭЛОhИМ также сотворил жизнь и сотворил наши человеческие души, то, что мы называем словом "я". При этом души людей ("людей" в привычном нам повседневном смысле, т.е. как минимум души всех представителей современного человечества) подобны самому ЭЛОhИМ, и подобие это заключается в разумности: мы, как и ЭЛОhИМ, разумны. В историческое время ЭЛОhИМ открылся Аврааму, Ицхаку, Яакову, позже Моисею, и даровал Тору еврейскому народу на горе Синай - так, как это описано в книгах Бытие и Исход. Дальнейшие книги Библии правдиво описывают деяния ЭЛОhИМ и Его диалог с людьми, с точностью до возможных незначительных ошибок переписчиков. Библия также использует ряд других имен для обозначения ЭЛОhИМ - Тетраграмматон йуд-hей-вав-hей (на русский и английский язык традиционно переводится как "Господь" и "Lord"), Эль, Эль-Эльон, Эль Шаддай, Цеваот; все эти имена являются точными синонимами и обозначают ЭЛОhИМ.

ЭЛОhИМ единственный такой, других таких же ЭЛОhИМ нет. Он, конечно, бесконечно непохож на нас, куда более непохож, чем такие Его творения, как черные дыры или квазары. Но в следующих фундаментальных аспектах мы можем достаточно уверенно описывать Его в привычных нам понятиях. А именно. ЭЛОhИМ живой - это, например, не мертвая материя и не мертвый набор закономерностей. Он жив, причем жив вечно (как сказано выше, Он и есть первопричина и Творец всякой жизни). ЭЛОhИМ разумен (Он и есть первопричина и Творец всякого разума). То есть ЭЛОhИМ не "нечто", а во всех смыслах "Некто". ЭЛОhИМ управляет сотворенной Им Вселенной. И самый важный для нас атрибут ЭЛОhИМ: Он любит нас, людей, как своих детей, и советует нам любить Его. ЭЛОhИМ говорит с нами и слушает, когда мы к Нему обращаемся; поэтому Ему можно и рекомендуется молиться.

В том, что изложено выше, христианская вера достаточно точно совпадает с еврейской верой. Следующая часть является особенностью христианской веры, отличающей христиан от других конфессий.

Христиане верят, что ЭЛОhИМ существует как три A, B, C (см. ниже разъяснение этой формулировки), которые христиане по определению называют ИПОСТАСИ. Согласно христианской традиции, A имеет имя ОТЕЦ или БОГ-ОТЕЦ; B имеет имя СЫН, БОГ-СЫН или ЛОГОС (БОГ-СЛОВО); C имеет имя СВЯТОЙ ДУХ или БОГ - СВЯТОЙ ДУХ; ИПОСТАСИ также называются ЛИЦА; однако, следует иметь в виду, что все это суть специальные термины, не имеющие отношения к привычным нам бытовым понятиям "дети", "родители", "дух" или "лицо человека". (Более того, когда сама Библия использует слово "отец" применительно к Богу, как в Псалмах Давида или в Евангелии, этим словом почти всегда обозначается ЭЛОhИМ, а не конкретная ИПОСТАСЬ A - ибо, действительно, ЭЛОhИМ любит людей, как своих детей, и Библия прямо называет людей сыновьями ЭЛОhИМ в стихе Втор 14:1.) В силу сказанного, христиане также используют для ЭЛОhИМ имена "Троица", "Бог-Троица", "Триединый Бог", которые в христианстве являются точными синонимами "ЭЛОhИМ".

Слова "существует как три A, B, C" имеют следующий смысл.

С одной стороны, всякий раз, когда ЭЛОhИМ что-нибудь делает или как-то проявляет Себя, в частности, когда мы наблюдаем Его действия (но и когда не наблюдаем - не все Его действия мы можем наблюдать даже в принципе), в действительности оказывается, что это действие производят ИПОСТАСИ A, B и C. Более того, ИПОСТАСИ не только являются проявлением ЭЛОhИМ, но и полностью исчерпывают все существование ЭЛОhИМ: нельзя сказать, что ЭЛОhИМ существует и помимо ИПОСТАСЕЙ, что они лишь Его атрибуты, или агенты, или функции, или способы действовать. Иначе говоря, ЭЛОhИМ в полном смысле является своими ИПОСТАСЯМИ А, В, С.

С другой стороны, ЭЛОhИМ - реальность, живой и реальный, любящий нас Бог, живой Творец Вселенной и Автор Торы. ЭЛОhИМ не есть совокупность (тройка, "коллектив") {A, B, C} и не есть сложное образование, состоящее из трех частей (как сказано в первом абзаце, Он абсолютно прост, неделим и бесструктурен).

Иначе говоря, за совокупностью трех ИПОСТАСЕЙ как бы стоит некая высшая реальность, и эта реальность и есть единственный ЭЛОhИМ. Но на следующем уровне реальности тот же самый ЭЛОhИМ предстает в виде трех ИПОСТАСЕЙ, и только на этом уровне мы в принципе можем иметь дело с ЭЛОhИМ. Тем не менее, очень важно понимать, что в христианской вере ЭЛОhИМ не есть совокупность ИПОСТАСЕЙ - ведь совокупность объектов относится к тому же уровню реальности, что и сами эти объекты - нет, ЭЛОhИМ есть Некто один на более высоком уровне реальности. ЭЛОhИМ является каждой из своих ИПОСТАСЕЙ, но не является их совокупностью - таким образом, христиане верят лишь в одного Бога (ЭЛОhИМ).

Количество ИПОСТАСЕЙ - всегда три, не больше и не меньше. Они существуют вечно, так же, как и ЭЛОhИМ, которым они являются; они никогда не превращаются одна в другую - A всегда A, B всегда B, С всегда C. Всякий раз, когда Библия описывает деяния ЭЛОhИМ выражениями "говорил" или "сказал", в частности, когда ЭЛОhИМ творит мир в первой главе ("и сказал Бог...") и когда ЭЛОhИМ говорит с людьми, то речь идет о действии ИПОСТАСИ B: "говорит" всегда B. Те случаи, которые на бытовом языке называется "Божественное вдохновение", обычно являются результатом действия в людях ИПОСТАСИ C. Действия ИПОСТАСИ A на уровне восприятия, доступном человеку, ненаблюдаемы в принципе и абсолютно трансцендентны для нас.

[Читать дальше]ИПОСТАСИ A, B, C, будучи формой существования ЭЛОhИМ (абсолютно простого и неделимого), в определенном смысле неотличимы друг от друга: нельзя, например, обратиться к A, минуя B, или попросить что-то только у C, или любить B, но недолюбливать A. Это невозможно по определению и принципиально, так как во всех случаях человек имеет дело с ЭЛОhИМ, а ЭЛОhИМ, живой и любящий нас Бог, - только один. Христиане описывают эту ситуацию, говоря, что ИПОСТАСИ "имеют одну, общую для них Божественную природу".

Очевидно, отсюда следует, что хотя мы и можем убедиться в существовании ЭЛОhИМ (когда Он являет Себя нам), но у нас нет никаких способов обнаружить наличие трех ИПОСТАСЕЙ. Ведь они тождественны! Но христиане знают об ипостасях из прямого откровения - ЭЛОhИМ рассказал им об этом.
Далее, христиане верят, что человек по имени Иисус, описанный в Евангелиях, был в действительности непосредственно ЭЛОhИМ. Это значит, что ЭЛОhИМ полностью отождествил Себя с конкретной человеческой душой: Иисус одновременно был на 100% человеком и на 100% ЭЛОhИМ. Это величайшее из чудес ЭЛОhИМ - Его присутствие в человеке - христиане называют БОГОВОПЛОЩЕНИЕМ и верят, что это деяние также совершено ИПОСТАСЬЮ B. В отличие от ситуации с ЭЛОhИМ, в Иисусе нет никакой "двоичности" - здесь речь идет о единственной ИПОСТАСИ B, которая одновременно оказалась и ЭЛОhИМ, и человеческой душой во всех смыслах. Христиане описывают эту ситуацию, говоря, что БОГ-СЫН (B) с момента воплощения "имеет две природы: человеческую и Божественную".
В материальном мире нет точных аналогов взаимного сооотношениям ЭЛОhИМ и трех ИПОСТАСЕЙ. Но, благодаря милости Бога, в XXI веке мы знаем два физических явления, которые являются неплохими частичным аналогами.

Первый аналог - поле (например, электромагнитное) и его кванты (фотоны). Поле, создаваемое электрическим зарядом, скажем, электроном - только одно, оно бесструктурно и просто, при этом совершенно реально и не является просто математической абстракцией для описания поведения заряда. В частности, оно будет какое-то время существововать, даже когда сам заряд исчезнет (скажем, аннигилирует) - так, свет далеких звезд является волнами созданных звездами электромагнитых полей, и этот свет будет странствовать во Вселеннной вечно, даже когда эти звезды погаснут. При этом мы знаем, что поле проявляет себя исключительно через свои кванты (в данном случае фотоны). Мы не можем пронаблюдать поле иначе, чем взаимодействуя с его квантами, и это не ограничение нашей техники, а закон природы. Таким образом, кванты суть единственная форма реального существования поля; никакого электромагнитного поля, помимо фотонов, просто не существует. Тем не менее, нельзя сказать, что поле есть совокупность фотонов - электромагнитное поле электрона объективно существует даже тогда, когда электрон ни с чем не взаимодействует и не обменивается фотонами (которые суть единственный способ электромагнитного взаимодействия). При этом разные фотоны, хотя чаще всего бывают отличными друг от друга (отличаются энергией, или координатами, или векторами скорости), тем не менее, поскольку они являются бозонами, то вполне допустима ситуация, когда два фотона абсолютно тождественны - совпадают по координатам, скоростям и всем прочим физическим характеристикам, включая энергию и поляризацию. Для тех, кто недостаточно представляет себе физику микромира, аналогию можно упростить, заменив поле сильно волнующейся водой в ванночке, а кванты - волнами (на самом деле кванты действительно соответствуют волнам изменения поля); однако аналогия из микромира намного точнее.

В этой аналогии поле соответствует ЭЛОhИМ, а кванты ИПОСТАСЯМ. Несовершенство аналогии, в частности, в том, что кванты не вечны, а наоборот, весьма "эфемерны" - они несутся со скоростью света, пока не провзаимодействуют с какими-нибудь веществом (скажем, с нашими глазами), после чего исчезают. Второе несовершенство - кванты по существу не связаны друг с другом (кроме экзотического случая "запутанных фотонов"): один квант, излученный электромагнитным полем электрона в Солнце, может попасть на Землю, а другой на Луну. Третье несовершенство - фотоны обычно отличаются друг от друга различными параметрами, ипостаси же строго тождественны (нет никаких атрибутов, которыми обладала бы одна ипостась, но не обладали бы остальные). Впрочем, это несовершенство снимается, когда мы имеем дело с двумя или несколькими тождественными фотонами - будучи волнами, они могут "накладываться" друг на друга и совпадать во всех аспектах. Но даже тогда, как и ипостаси, они остаются разными фотонами, не сливаясь в одно целое - например, мы можем зарегистрировать в приборе взаимодействие с одним из N тождественных фотонов и даже (если повезет) посчитать их количество, отмечая количество взаимодействий. Так же и ипостаси - хотя СЫН и ОТЕЦ есть одно и то же, тем не менее, мы можем услышать слово, сказанное СЫНОМ (по сути, провзаимодействовать), но слов ОТЦА мы услышать не можем в принципе.
Второй аналог Троицы - адроны, например, всем известные протоны и нейтроны, состоящие из трех кварков, и двухкварковые мезоны. Единство кварков здесь настолько велико, что мы в принципе не можем пронаблюдать отдельный кварк - попытка, например, "разбить" протон на кварки приведет к появлению (рождению) новых адронов, но кварки все равно будут сгруппированы тройками (барионы) или парами (мезоны). Это аналогия помогает понять те аспекты Троицы, которые в предыдущей аналогии не освещаются из-за первых двух ее недостатков (эфемерность и несвязанность). В нормальной ситуации протон, по сути, вечен, и вечно состоит из одних и тех же трех кварков; более того, на практике мы всегда имеем дело с одним-единственным протоном, ибо кварки "действуют" только совместно. К сожалению, у этой аналогии есть принципиальный недостаток - протон все же не прост и не бесструктурен, он действительно состоит из кварков, т.е. попросту является их совокупностью, "коллективом" - хотя обнаружить это оказалось крайне трудно. ЭЛОhИМ же бесструктурен и не является "коллективом" именно по своей сути, а не в силу наших ограниченных возможностей в постижении Творца.

Отдаленным аналогом этой ситуации является физическое поле (например, электромагнитное) и несколько его квантов, находящихся в идентичном квантовом состоянии: поле реально и одно, квантов несколько, поле не существует никак иначе, кроме как через свои кванты, кванты не существуют отдельно от поля, и кванты могут быть строго тождественны, хотя мы при этом можем уверенно назвать их количество и зарегистрировать взаимодействие только с одним из них (и это, разумеется, будет актом взаимодействия с полем в целом).
Previous post Next post
Up