Фильм "Левиафан". Рецензия.

Feb 24, 2015 00:57


Фильм "Левиафан" - это недооцененный шедевр. Вокруг него возникло слишком много шума и пены политической, и из-за этого никто почти не заметил его колоссальной притчеобразной мощи. Более того именно за эту притчеобразность его и ругают некоторые далеко неглупые люди (например, Дмитрий Быков).

Разгадать эту многослойную притчу о всепобеждающей любви и человечности, о победе света, который и во тьме светит, и тьме его не обьять - можно только тому, кто знает Библию, Россию и Православие.

Левиафан - символ мирового зла, который создан Богом, чтобы бороться с ним, и в этой борьбе утверждать свою человечность и веру в добро.

Сие море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа, животная малая с велекими, тамо корабли преплавают, тамо левиафан сей, егоже создал еси ругатися ему.
(Пс. 103:25,26)

Фильм показывает это зло в лицах, которые и во власти, и в церкви, и в полиции, и в суде, и в душах людей. Оно поистине выглядит непобедимым и гордым своей силой. Оно сначала крушит старые храмы и бросает их невостановленными. Затем возводит новые на крови и земле своих жертв, которыми оно питается ненасытно. Кажется, ничто не может ему противостоять, самые смелые гибнут и в ужасе бегут от него:

Можешь ли ты удою вытащить левиафана и верёвкою схватить за язык его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою?
Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; Кто может отворить двери лица его? круг зубов его - ужас; Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь - за гнилое дерево. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.
(Иов. 40:20-41:26)

Гулкий фон, как стон, стоит над природой, над городом, в котором кажется нет надежды. Но вдруг в сцене, когда герой фильма привозит сына в школу, мы слышим совершенно другие звуки: звонкие, живые, наполненные радостью и надеждой. Женщины в автобусе сидят, как в ступоре, на фоне останков разрушенных зданий и техники - и вдруг, на проходной, они живо щебечут и работают не в грязных ржавых корытах, а на новеньком конвейере. В разрушенной церквушке, не интересной большому церковному начальству, идет своя жизнь, живой огонь освещает прекрасные старинные лики, и дети, в отличие от подобных сцен в девяностые, не матерятся, не пьют и не колются, а общаются, что-то поют. И во тьме свет светит.

Чекист-епископ, отчитывающий мэра за неверие в "бога", кажется, убивает всякую веру в православие, в истину веры, но в другой сцене простой священник так ясно и точно отвечает на вопрос: "Где твой Бог?" - что каждому понятно, что Бог не в руках епископов и чиновников, а в глазах этих простых батюшек, которые не дают никакой тьме поглотить свой свет, и несут его сквозь лагеря и безверие, безнадегу и лицемерную фарисейскую ложь.

И пожалуй главная мысль фильма, которую тоже мало кто запомнил: "Никто не виноват во ВСЕМ. Каждый виноват в чем-то своем. А во всем виноваты все."

Вот он - приговор и вызов. Не будет побежден этот бессмертный змей, пока каждый не возьмется за свой гуж, за свои грехи, за свою ответственность. И это не утопия. Это уже движется в воздухе. И всесильный мэр трясется от страха. И епископ, произносящий проповедь и, якобы, торжествующий, тоже смотрится, как анахронизм. А люди, которые слушают его казенные слова, явно слышат не то, что он думает, а то, что заложено в этих словах и проходит через него и найдет в душах почву, которая даст плод и в тридцать, и в шестьдесят, и во сто крат.

И в тот день змей, который кажется таким колоссальным и непобедимым, будет сметен с лица земли, как динозавры, которые были и нет их.

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.
(Ис. 27:1)

Левиафан - мощнейшее произведение искусства, снятое русским патриотом (да!) и глубоко верующим православным человеком. Причем, если сработает режиссерский замысел, то у фильма может быть настоящий хэппиэнд. Точки над i должен поствить "Главный Герой". А не поставит, то его очень скоро настигнет участь "интересных мишеней". Так что и в том, и в другом случае фильм даст свой положительный результат, далеко выходящий за рамки любых глобусов.

Страна, снимающая про себя такое кино, отнюдь не издыхающий Левиафан и не его безнадежно несчастная жертва. Если она дерзнет запустить его широким экраном и сумеет взглянуть на этого зверя через зеркало фильма, то она, как Персей сможет отсечь голову этому левиафану, и быть может, даже пережить судьбу воскресшего Иова.
Previous post Next post
Up