Один из уникальных артефактов древних майя - это пара трещоток, хранящихся в Этнографическом музее в Берлине.
Фото трещоток (Этнографический музей, Берлин, 2009)
Как мы знаем, трещотки использовались парами. Они надевались на ручки, внутрь засыпалось что-то мелкое и шумящее, сверху надевалась крышка и все это украшалось перьями.
Два сахаля (наместника) пачанского царя Йашун-Балама IV танцуют танец «грифа и попугая» (прорисовка Б. Ризе)
Трещотки из Берлинского музея уникальны не только тем, что сохранились парой, но еще и тем, что на них нанесена владельческая надпись
Надпись на трещотках (прорисовка Николая Грюбе)
’u-chi ka-ba ’u-BAAH-’AN HUK-CHAPAT-TZ’IKIN / WAK-KAB NAL-WINIK K’UH-SA’ ’AJAW
’u-chikab ’u-baah[il] ’a’n Huk Chapaht Tz’ikin Wak Kabnal winik k’uh[ul] Sa’[il] ’ajaw
"Трещотки имперсонатора Хук-Чапат-Ц’икина, человека из Вак-Кабналя, священного царя Саиля".
Содержание надписи также необычно - в ней говорится, что трещотки принадлежали «священному царю Саиля», правившему в городе Вак-Кабналь, который мы знаем как археологический памятник Наранхо. Но вот имени этого царя не названо, что крайне странно. Не менее примечательно, что в тексте упоминается «имперсонатор Хук-Чапат-Ц’икина». Хук-Чапат-Ц’икин или «Семисколопендровый Орёл» - это один из эпитетов бога солнца К’инич-Ахау. Не следует ли понимать надпись таким образом, что трещотки использовались в ритуале имперсонации этого божества любым саильским царем? Текскеть, общегосударственный ритуальный реквизит.