Во время XXII Европейской конференции майянистов в Мальмё, прошедшей в начале декабря, мы как-то вечером разговорились с Саймоном Мартином. Обычно очень скептичный и осторожный Саймон был настроен на романтический лад и заявил: "Как всё-таки неожиданно получилось с
К'ак'-Ти-Ч'ич'ем! Из дотоле неизвестного никому персонажа он в наших глазах вырос до повелителя всего Петена. Надо и дальше пересматривать уже известные тексты". Сказано это было на фоне обсуждения того, что мой молодой сотрудник Сергей Вепрецкий (не пишущий в ЖЖ
gerald_samuel) обосновал, что в
надписи на Алтаре 21 из Караколя действительно дважды упоминается К'ак'-Ти-Ч'ич' как царь Кануля, современный событиям 550-560-хгг., когда был разгромлен тикальский правитель Вак-Чан-К'авиль.
И вот Саймон съездил в Караколь и сделал новые фотографии Алтаря 21, которые эту идею окончательно подтверждают. Хотя в пассаже, непосредственно сообщающем о победе над Тикалем, блок с именем к сожалению сбит, его остатки действительно являются частью логограммы K'AHK' "ОГОНЬ", входящей в состав именного иероглифа К'ак'-Ти-Ч'ич'а, а не верхним элементом ("усиком") логограммы 'UT "ГЛАЗ". Во втором же случае идентификация этого имени и титула k'uhul Kaan[u'l] 'ajaw ("священный царь Кануля") не вызывает сомнений. Так что это К'ак'-Ти-Ч'ич', а не следующий за ним Йукном-Ут-Чан, ответственен за победу над Тикалем в 562 г., положившую конец тикальской гегемонии. И именно он полноценный создатель канульского великодержавия! Это, правда, поднимает вопрос о хронологии, поскольку мы считали, что К'ак'-Ти-Ч'ич' скончался к 561 г., когда Йукном-Ут-Чан дал инвеституру на воцарение в Бук'е (Лос-Алакранес) местного владыки Сак-Вициль-Баха. Если же именно К'ак'-Ти-Ч'ич' "повелел" победу над Тикалем в 562 г., значит он и Йукном-Ут-Чан какое-то время правили одновременно. В свете
идей Саймона о пересмотре исторической информативности канульского царского списка на "династических вазах" это возражений уже не вызывает. Похоже, что К'ак'-Ти-Ч'ич' был императором-каломте и руководил экспансией на юг, в сторону торговых путей и источников ресурсов, а Йукном-Ут-Чан отвечал за северные дела. Кстати, это подтверждается у упоминанем последнего в Йокопе, далеко на севере.
В общем, наше маленькое наблюдение о новом имени в канульской династии постепенно разрастается до очень важной страницы в истории майя классической эпохи.