Оригинал взят у
pro_vladimir в
И с чего люди взяли, что они единственная возможная форма жизни тут?![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-head-660x330.jpg)
Святой Христофор псеглавец. Тайна образа и детали жития
В ризнице Покровского кафедрального собора Рогожской Слободы хранится удивительная икона святого мученика Христофора, традиционно изображаемого с головой пса или лошади. Образ святого настолько интересен, многогранен и в то же время необычен, что неизменно рождает массу вопросов, касающихся своего происхождения.
Данная икона вошла в иллюстрированную энциклопедию «Древности и духовные святыни старообрядчества» как одна из жемчужин Рогожской ризницы. Мы приводим для читателей «Старообрядческой мысли» подробное исследование происхождения традиции изображать святого именно так, благо что в синодальной церкви после никоновских реформ образ попал под немотивированный запрет.
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-00-Rogozhskoe.jpg)
РОГОЖСКАЯ РИЗНИЦА Святой мученик Христофор.
г. Ветка. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 44,9х37,6 см. На тыльной стороне надпись киноварью: «В домъ Алезандра Дими/трiева Шышкина».
Мученик Христофор представлен псоглавым, по пояс, в повороте влево. На левом плече тонкое красное копье, которое он придерживает левой рукой, правая рука поднята в двуперстии. Человеческие глаза смотрят на зрителя, коричневые волосы длинными локонами ниспадают на плечи. Доспех, застежка плаща и наконечник копья золотые, с черневым рисунком по тому же листовому золоту, которое покрывает также нимб святого, фон и поля иконы. Личное письмо исполнено обычным санкирным приемом: на светло-коричневую подложку кладется более светлое красноватое охрение с последующими высветлениями. В результате передается смуглый цвет кожи. Мастеру удается придать звериной личине благостное умильно-доверчивое выражение. В моделировке тканей ощутима зависимость от стилистики барокко и рококо. На плаще рисунок и притенения складок коричнево-малиновые, завершающие высветления исполнены золотопробельным приемом. В верхней части средника надпись: «С(ВЯ)ТЫЙ МУ(ЧЕНИК) ХРИСТОФОРЪ».
Колорит иконы строится на сочетании малинового тона плаща с голубым тоном рубахи святого и с коричневым тоном личного. Плотное желтое золото служит их объединению и созданию условной глубины. Работа мастера цветом, приемы моделировки формы, а также цвет и ритм полосок, составляющих обрамление средника и всей иконы, характерны для иконописи Ветки конца XVIII в. // В.М. Сорокатый.
Редкий кадр
При входе в Покровский храм имеется еще одна практически неизвестная икона с образом св. Христофора.
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2015/05/STAROVE.RU_Sv.Christofor_icon_4607.jpg)
Большая икона у входа в Покровский Собор с образом св. мч. Христофора в числе мучеников
Святой мученик Христофор изображён в числе мучеников
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2015/05/STAROVE.RU_Sv.Christofor_icon_IMG_4601.jpg)
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2015/05/STAROVE.RU_Sv.Christofor_icon_4604.jpg)
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2015/05/STAROVE.RU_Sv.Christofor_icon_4603.jpg)
Последним веским аргументом к организации исследования оказалось письмо читателя сайта STAROVE.RU:
"Вечер добрый! Был сегодня в магазине церковной утвари и икон “Софрино” РПЦ МП. Хотел заказать образ мученика Христофора древнего письма (с пёсьей головой). Мне говорят: “Изображение не каноническое. Запрещено Святейшим Синодом в XVIII веке. Не всё, что есть в интернете, правильно. Истинное изображение - такое…” (и показывают мне на своём компьютере мученика Христофора в образе человека, несущего на плечах Богомладенца). Я отвечаю: “Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды, каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев. Подобное написание Христофора до сих пор используется во многих поместных Православных Церквях”. Мне отвечают: “Это не наше дело. Духовник завода запретил изготавливать. То, что Вы хотите - кощунство. Не знаем, где и как Вы будете такую икону заказывать, кто Вам её будет делать, но истинное изображение только у нас”.
Вот так вот… “Яко не бывшими” стали не клятвы, а постановления Собора 1971 г. и всех последующих Соборов РПЦ. Речь идёт о магазине художественно-производственного предприятия “Софрино” РПЦ МП. В Москве два фирменных магазина: 1) на Кропоткинской (центральный); 2) в Сокольниках (на территории Храма Воскресения Христова), где я и пытался сделать заказ."
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-01.jpg)
Никоново-Петровские “новины” в действии: “исправленный” образ св. мученика Христофора поверх древней фрески в Ярославле
В основу данной заметки легло научное исследование С.К. Черновой - ведущего специалиста Череповецкого музейного объединения.
В Череповце также хранится изображение св. мученика Христофора Псеглавца, датированное 17 веком, однако это не единственное место, где заинтересовались историей необычного образа. Блогер carabaas делится историей появления образа св. мученика Христофора с собачьей головой из коллекции икон Ростовского музея:
В Ростовском музее эта икона эта находится изначально, и попала туда по распоряжению новообрядческого Архиепископа Ионафана (благословением которого был создан сам музей в 1883 г.). Предыстория появления иконы была описана в Епархиальных Ведомостях так:
“При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села “Богородского в Осеку” усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма”…
Христофор - святой мученик, почитаемый Православной и Католической церквями, живший, по преданию, в 3 веке н.э. Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность. Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-03-1024x773.jpg)
Примеры традиционного изображения св. муч. Христофора
Восточная традиция почитания св. мч. Христофора
Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея - Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.
Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-10.jpg)
Святой Христофор. Греческая икона. Константинополь
Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор». Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. (см.: Жития святых, на русском языке. С.290). Одним из чудеммученико было то, что он остался невредимым после того, как император приказал поместить его в раскалённый медный ящик.
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-11.jpg)
Святой Христофор. Греческая икона. 18 век
В Антиохии память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием Христоносец (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х - XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).
И тд. и тп. остальное тут:
http://starove.ru/obychai/tajna-svyatogo-muchenika-hristofora-s-golovoyu-pyosej-psa/ ![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-09.jpg)
Святой Христофор. Греческая икона
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-15.jpg)
Икона из Егорьевского историко-художественного музея
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-05.jpg)
Святые Христофор и Георгий поражают змей. Терракота. Виника. Македония. 6-7 вв
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-04.jpg)
Святой Христофор и Ярославские чудотворцы. Русская икона. 18 век. ГИМ
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-23.jpg)
Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-25.jpg)
Современный образ св.Христофора, созданный под влиянием католических легенд
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-21.jpg)
Старообрядческая житийная икона святого Христофора.
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-20.jpg)
Святой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинка.
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-04k-1024x875.jpg)
Поздние варианты написания главы св. мученика Христофора на Руси
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-07.jpg)
Святые Флор, Лавр и Христофор. Пермская икона.1888
![](http://starove.ru/wp-content/uploads/2014/12/sv_muchenik_Cristophor-18.jpg)
Современная икона св. Христофора Псеглавца
В России же почитание Святого Христофора не столь распространенное, и на иконах, продающихся в церковных лавках РПЦ МП можно встретить лишь изображение Святого в человеческом обличье с Божественным Младенцем на плечах. Образ Христофора-Киноцефал в неизменном виде почитается лишь в среде старообрядческой Церкви и остался лишь на тех редких иконах и храмовых росписях, которые не успели «отмодерировать» новообрядцы.
![](http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2015-05/1431023210_sv.hristofor-rospis-na-stene-bogorodice-uspenskom-monastyrya.jpg)
Со святыми на Русях, оказывается, всё не так однозначно...