(no subject)

Sep 02, 2010 00:33



"Скептики будут посрамлены", или высокие технологии в России

Теги: Александр Гурнов, автопром, Марат Гельман, «Ваш час», технологии, Путин, Силиконовая долина, Сколково, премьер-министр, Дальний Восток, Русская служба, «Коммерсантъ», «Лада Калина», В России, Общество

Александр Гурнов
1.09.2010, 19:54


Инновационный путь развития России - героизм или безнадежная попытка "выпрыгнуть из штанов"? Способно ли путешествие Путина на "Ладе" продвинуть отечественный автопром? Есть ли шанс у российских технологических брендов завоевать мировое признание?

Гость программы - Марат Александрович Гельман, российский политолог, искусствовед, публицист.
Ведущий - Александр Гурнов.

Гурнов: Здравствуйте. У нас в студии гость Марат Гельман. Как обычно, мы будем обсуждать события, которые произошли и происходят в минувшие семь дней, отвечать на ваши вопросы. Звоните нам.

Поговорим о новостях прошедшей недели. Я позвал Марата Гельмана, потому что новости-то политические происходят. И мы с ним сейчас сидели перед эфиром, обсуждали. У нас президент Путин официально находится как бы в отпуске. Премьер Путин, прошу прощения. В интервью Андрею Колесникову, такое шумное интервью "Коммерсанте", он сказал: "Я впервые за десять лет нахожусь в отпуске". И тем не менее, отпуск очень активный. Президент каждый день на экране, он постоянно встречается, ездит на этой самой "Ладе". Кстати, что это такое? Давайте с этого начнем. Эта поездка на Дальний Восток президента прочно ассоциируется с "Ладой Калиной Спорт".

Гельман: Рекламная акция.

Гурнов: Мне рассказывали люди, они видели это на Youtube. Я уверен, наши зрители и слушатели знают. Картинка такая: президент едет на одной "Ладе", сзади едет еще одна такая же. Естественно, кортеж, ГАИ, реанимация, спецсвязь, охрана - как обычно должен ехать премьер. А сзади едет автопогрузчик, и на нем стоит еще третья. Это же надо!

Что это - рекламная акция? Президент бесплатно рекламирует завод? Что происходит? Я не понимаю.

Гельман: Я хочу сказать, что премьер - хозяйственник. Условно говоря, если ему так или иначе удастся продвинуть какой-то российский бренд...Так он, видимо, понимает свои функции. Он выполняет много несвойственных ему функций: рекламирует машины, заливает пожары. То есть, он такой универсальный солдат, человек эпохи Возрождения, который может делать все.

С моей точки зрения, явно снимается какой-то фильм. Я имею в виду, нам каждый вечер показывают серию из него. И этот фильм, собственно говоря, задевает всех. Он в другом жанре. До этого снимали кино на производственную тему, как мой папа Александр Гельман. А здесь снимается какой-то другой фильм: красивая, немножко гламурная история про успешного человека, который очень хорош в работе, отдыхе, доволен собой, щедро раздается. Ему не жалко, он щедро дает интервью, рекламу. То есть, формируется образ Путина.

Гурнов: То есть, Марат, вы считаете, что делается фильм, который снимут, смонтируют и покажут когда-то? Или то, что мы сейчас видим, это и есть фильм, и он рождается у нас на глазах?

Гельман: Это новое медиа. Это фильм, который показывают нам по мере съемок. Но, кстати, вполне возможно, что кадры, не вошедшие в то, что нам сейчас показывают, потом сделают отдельно. Как бывает, сначала идет сериал по телевидению, а потом из него склеивают и пускают один двухчасовой блокбастер.

Гурнов: Премьер-министр пытается рекламировать промышленность отечественного легкового автопрома - "Ладу". Флаг ему в руки, очень хорошо. Он разумный и успешный человек. Как разумный и успешный человек он понимает, что отечественный автопром ни на что не годится, что автомобиль "Лада" никогда не будет ничем кроме того, что он есть уже много лет.

Какое-то время он был хорошим, когда его купили у итальянцев. Был прорыв, когда появилась первая модель, вторая, третья. Сейчас он не выдерживает никакой конкуренции даже внутри страны, тем более, за рубежом. Никакие запретительные пошлины не помогают.

Что же, президент занят безнадежным делом? Или он этого не понимает? Или делает вид, что не понимает?

Гельман: Я, скорее бы, с тобой поспорил. Дело в том, что в современной экономике бренд является мощной производительной, коммерческой силой. Условно, если ты оцениваешь кока-колу, там 90 процентов стоимости - слово "Соса-Cola".

"Лада" - это бренд. Ты можешь поменять модель, можешь производить где угодно, на любом западном оборудовании, если есть некая пробивная сила у самого слова "Лада". Грех не воспользоваться. Я считаю, что эти попытки сделать свою машину очень важны. Они, действительно, почти безнадежны...

/////

Гурнов: Я не случайно прицепился к этой несчастной путинской "Ладе" как к некоему символу того, что наше руководство с упорством, достойным лучшего применения, пытается...

Понятно, что в таких странах, как Россия, Монголия, Китай и близких к этому региону, все эти вещи возможны сверху. Революция сверху, демократия сверху, инновации сверху. Но этот желтый автомобиль как символ чего-то несбыточного - создать под Москвой Силиконовую долину. Взять и создать Клондайк, свои США, куда выедут все лучшие умы.

Гельман: Я могу сказать, что у меня последние два года такой девиз: "Скептики будут посрамлены".

Гурнов: Но Силиконовая долина, какие-то нанотехнологии, это бред какой-то.

Гельман: Смотри, культурная жизнь в России сотни лет происходила в Москве и чуть-чуть в Петербурге. В общем-то, когда мы начали пермский проект, никто не верил в то, что это возможно. Сегодня Пермь - мировая. Она во всех мировых медиа, это культурный город. В нем насыщенная культурная жизнь. Мы преодолели скептицизм. Я не будут говорить, за счет каких ресурсов. Это было тяжело. Но после того как это было сделано, люди начинают двигаться во всех регионах. Очень важны флагманы, позитивные примеры.

О чем здесь идет речь? Конечно, это очень большой риск. Сколково - это фантастический риск. Там вероятность того, что что-то получится, очень небольшая. Но, в принципе, мне нравится, что они пытаются выпрыгнуть из штанов. Я не вижу другого выхода...

Слушайте полную версию программы


Скачать

Previous post Next post
Up