Днясь случайно нашел старый документ собственного сочинения, сочиненный для дня детского самоуправления. Документ тех времен, когда преподавал в лицее :)
Веселился :)
Решил, что сей "важный педагогический труд" не должен пропасть :)
К тому же прошел уже почти месяц со дня последней записи, пора что-нибудь написать.
В связи с этим дальше - много букв.
Как ненавидеть детей и вызывать их ответную ненависть
(практическое пособие)
До сих пор в педагогической науке бытует весьма распространенное заблуждение о том, что учитель и ученики должны испытывать друг к другу теплые чувства. Практика показывает, однако, что процесс учебы становится гораздо интереснее и интенсивнее, если в занятия с детьми ввести разумную долю ненависти. Для осуществления этой (нетривиальной, но весьма эффективной) идеи можно порекомендовать несколько практических советов:
1) Никогда не относитесь к детям как к разумным и взрослым существам. Вы не для того проучились и проработали N-ое количество лет, чтобы какие - то “сопляки” учили Вас жизни.
2) Выберите в классе самого нелюбимого ученика и старайтесь смотреть на него весь урок: вот он разговаривает, ковыряет в носу, списывает контрольную и мешает Вам. Но ни в коем случае не делайте ему замечания, вместо этого сохраните в себе вызванное им чувство раздражения. Это чувство затем станет зародышем правильного отношения к детям.
3) Как можно чаще напоминайте себе и детям, что журнал будете заполнять именно Вы, и именно от Вас (а не от каких - то оценок) зависит, что у ребенка будет стоять в четверти.
4) Держитесь как можно высокомернее. Вы - ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, а они - ученики, и не должны забывать об этом.
5) Никогда не позволяйте им шутить на ваших уроках - на уроке шутить можете только Вы. Причем напоминайте им, что раньше (то есть когда шутили Вы) шутки были отнюдь не такими дебильными и низко интеллектуальными. Если на Ваши шутки в классе абсолютная тишина - Вы на верном пути. Можете слегка улыбнуться и заметить, что вот эта - то фраза не оставит равнодушным ни одного человека с нормальным чувством юмора. В конце концов, Вы должны не только учить, но и воспитывать “будущую интеллектуальную элиту нашего государства”
[1].
6) Во время объяснения материала не забудьте отметить, что вообще - то этот материал прост и понятен, но для этого класса его придется объяснять поподробнее. В особенно сложных местах речь должна изобиловать фразами: “легко заметить”, “из вышеперечисленного становится понятным”, “посредством этого получим” и другими научными фразами. Не упрощайте свою речь, ни один интеллигент не разговаривает фразами типа “любой индюк догадается”, “взяли и просто поделили”, “из первого неравенства следует второе”, “это ясно и ежу”. Дети должны привыкать к нормальной речи.
7) Будьте всегда недовольны внешним видом своих учеников: одну часть класса при этом рекомендуется во всеуслышанье именовать бомжами, а другую - пижонами. Не забудьте напомнить, что еще неизвестно, что хуже.
8) Как можно реже улыбайтесь на своих уроках. В противном случае дети будут относиться к ним легкомысленно, чего ни в коем случае допускать нельзя. Можете также время от времени рассказывать им истории примерно такого плана: “...он шел на медаль, но получил двойку по этому предмету и не попал в ...”. Эта заставит детей внимательнее относится к вашему предмету.
9) Большой проблемой отечественной педагогики является наличие у детей так называемого “чувства собственного достоинства”, которое, однако, является большим препятствием в правильном воспитании детей и прививании им чувства долга. Фактически, это чувство является ложной гордостью и должно искореняться всеми доступными методами. Практическим проявлением этого чувства является отсутствие уважения к взрослым и чинопочитания, критическое отношение к его словам и поступкам. ПОМНИТЕ ! Дети еще не доросли до понимания Ваших поступков, что Вы в меру сил и возможностей и обязаны им втолковывать. При этом не поддавайтесь природному чувству жалости и не жалейте детей; “тяжело в учении - легко в жизни”. При этом Ваша часть работы - “тяжело в учении”.
10) Никогда не держите слова, данного ученику. В конце концов, Вы вовсе не обязаны помнить всякую чепуху. Всеми способами втолковывайте детям (при этом рекомендуется активно пользоваться журналом и почаще проводить родительские собрания), что право на справедливость они еще не заслужили.
11) Постарайтесь не быть предсказуемым, иначе острота детской реакции неизбежно притупится. Все разнообразие Ваших поступков и слов в этом случае обязательно оправдается горячим и искренним, не по детски серьезным чувством к Вам.
12) И последнее: после окончания школы дети вступят во взрослую жизнь, в которой есть и подлость, и жестокость. Поэтому им будет гораздо легче, если первый урок подлости им преподадут близкие им люди - их учителя.
Как Вы видите, этот путь гораздо сложнее, чем традиционное потакание и подлизывание к детям. Он требует гораздо большего искусства владеть собой и чувства долга. Однако результатом этого метода станет неослабное внимание детей на Ваших уроках (и, как следствие, великолепное владение материалом) и долгая память о Вас по окончании школы.
[1] Точное название источника этой цитаты мне восстановить не удалось, но вся статья написана в этом духе.