Начало
тут. Стихотворение М. Волошина, посвященное Редону:
Одилону Рэдону
Я шел сквозь ночь. И бледной смерти пламя
Лизнуло мне лицо и скрылось без следа..
Лишь вечность зыблется ритмичными волнами.
И с грустью, как во сне, я помню иногда
Угасший метеор в пустынях мирозданья,
Седой кристалл в сверкающей пыли,
Где Ангел, проклятый проклятием всезнанья,
Живет меж складками морщинистой земли.
В литературе, посвященной Редону, существует мнение, что подлинно символистским, наполненным мистическими и спиритуалистическими мотивами, был первый период его творчества, до 90-х гг. - время создания его «Черных». Затем в искусстве мастера возобладал объективный интерес к природе, эстетическое отношение к окружающему миру, выразившиеся, например, в многочисленных натюрмортах с цветами (см. предыдущий пост). Однако подобная оценка кажется поверхностной, учитывающей лишь внешние обстоятельства, не раскрывающей ни внутреннее духовное состояние художника, ни художественный строй его произведений.
Будущего художника с детства охватывали частые приступы тревоги и тоски. В 1865-1870 Редон работает, в основном, углем, затем в черно-белой литографии, создавая большие листы, которые называет «черными» или"чернотами". В «чёрный» период Редон, увлечённый человеческим подсознательным с его страхами и кошмарами, создавал навязчивые и
местами жутковатые рисунки углём и печатную графику. «Черное, - говорил Редон, - рождается в самых потаённых глубинах души». Современник и ровесник импрессионистов, Редон независим от их исканий и открытий, столь же далек он и от академической живописи. Художник создает свой особый мир образов, он не стремится подражать природе с ее многоцветием.
Особую известность получил его рисунок чёрного ворона - посланника смерти, а также изображение огромного волосатого паука с человеческим лицом. Ворон, сидящий в проёме распахнутого окна, пронзительно чёрный на фоне сверкающего дня, возможно, иллюстрация к строкам из стихотворения Эдгара Аллана По «Ворон»:
Только приоткрыл я ставни -
вышел Ворон стародавний,
Шумно оправляя траур оперенья своего.
Ворон, 1882, уголь, Национальная галерея Канады, Оттава.
Черный цвет и мыслился художником как адекватное визуальное воплощение сокровенной духовной субстанции в человеке: «Нужно с уважением относиться к черному. Ничто не может его опошлить. Он не радует глаз и не возбуждает чувственность. Он - посланник духа в гораздо большей степени, чем красивые цвета палитры или призмы». На этом этапе, по-видимому, важнейшее значение для формирования его творческого почерка и, в еще большей степени, для сложения его концепций о самой сути графики, о высшем предназначении графического искусства иадекватных этому предназначению средствах его достижения имела графика Рембрандта.
Crying Spider 1881 Уголь Частная коллекция, Нидерланды
На листах бумаги возникают странные существа: Улыбающийся паук (1881, Париж, Лувр, Кабинет рисунков) - мохнатое насекомое, на тонких паучьих ножках, с темным шаром тела, на котором проступают черты человеческого лица, с гнусно поблескивающими хитрыми глазами, приплюснутым носом и омерзительной улыбкой, приоткрывающей ряд мелких зубов - некий жуткий мутант. Метафора, заключающаяся в произведении, многозначна: перед нами и олицетворение порока, злой силы, и чувство отвращения, которое вызывает у многих вид паука, и в то же время сам "паук" как бы издевается над
нашим испугом и, ухмыляясь, радуется ему.
Улыбающийся паук 1881 Уголь Музей Лувр, Париж
Путь Редона к тайнам черного цвета, выхватывающего из небытия формы предметов, тени и светотени, из которых соткано пространство вокруг них и которые, сгущаясь и разрежаясь, заставляют ощутить его пульсацию - этот путь во многом похож на рембрандтовский и в чем-то существенном подсказан им.
Редон полагает, что стиль Рембрандта естественно и органично «вытекает из видения мистериального мира теней, и, благодаря этому стилю, таинственный мир "обретает слово"»
Впечатление от работ Редона усиливается при совмещении в одном образе несовместимого, наделенного в то же время чертами натуральной реальности - словно в ночном кошмаре. Эта особенность в дальнейшем привлекла к творчеству Редона внимание сюрреалистов.
Химера (Головастик), 1883
"Головастик" продолжает серию "летающих голов", начатую альбомом "В мире мечты". Сам автор говорил, что странные создания, которых он изображает, - это "воображаемые существа с отдельными человеческими чертами, поскольку присутствие человека должно прослеживаться на всех ступенях эволюционной лестницы".
Идеалом мастера было нарочито-смутная и трепетная визуальная лирика, с образами-галлюцинациями, всплывающими из мглы подсознания. Черному цвету, теням и светотени придается креативная сила, заставляющая зрителя ощутить подлинность мира, сотворенного на листе бумаги, острее, чем реальность материального мира.
Яйцо.
Другой важной темой были огромные глаза, рассматривающие зрителя. Например, рисунок, изображающий один глаз, который является одновременно гондолой воздушного шара, или яйцо с лицом на подставке, символизирующее кошмар клаустрофоба.
Eye-шар 1878 Уголь Музей современного искусства, Нью-Йорк
Глаз, превращаясь в воздушный шар, взлетает к небу (1885, цикл "В честь Гойи"); в "Гении" над водами взгляд больших печальных глаз устремлен на землю, подобно взгляду Бога. Некоторые листы Редон вместо названия сопровождает текстами: "Глаз, как странный шар, направляется в бесконечность"; "Возможно, первая попытка зрения осуществилась в цветке" (1883) (названия многих цветов подтверждают эту идею автора, например, "анютины глазки"); "Глаз с головкой мака" (1892, Париж, собрание К. Роже-Маркса) и т. д.
Глава мученика, 1877, уголь, Rijksmuseum Креллер-Мюллер.
Первые десять лет жизни в столице Франции прошли в познании окружающего мира и собственной души. Композиция «Дух. Хранитель вод» (1878 г.) отражает искания Редона в то время. Над далёким пейзажем нависает огромная голова почти шарообразной формы с большими выпуклыми глазами. Дух созерцает маленький парусник, скользящий по поверхности воды. Чёрный контур головы резко выделяется на фоне бездонного белого неба и одновременно отбрасывает тень на воду, усиливая эффект столкновения двух миров - реального и фантастического.
Guardian Дух Воды 1878 Уголь Институт искусств
1879 год: Редон решается, наконец, выпустить альбом своих рисунков, воспроизведенных литографским способом.
Этот альбом, называвшийся «В грёзе» («В мире мечты»), привлек к себе внимание лишь некоторых знатоков живописи и коллекционеров.Работы, выполненные в этой технике, кажутся сделанными углем: мягкие тональные переходы, расплывчатые пятна и живописные линии.
Падший ангел, 1871
Лист «Игрок» (1879 г.) из этой серии отражает тщетность человеческих усилий в борьбе с пороками, овладевающими душой. Маленькая человеческая фигурка с широко расставленными ногами - тёмное пятно, контур которого вспыхивает белым свечением, - несёт на плечах гигантский игральный кубик. В воображении Редона кубик увеличивается до размеров огромного каменного блока, а человек превращается в маленькую песчинку, ничтожную рядом с устремлёнными ввысь деревьями.
В след за этим циклом последовали и другие: «Эдгару По» (1882), «Истоки» (1883), «В честь Гойи» (1885), «Искушение святого Антония» (1888, 1889, 1896), «Гюставу Флоберу» (1889), «Цветы зла» (1890), «Апокалипсис» (1899).
Эльф Калибан (ок. 1870)
Едва ли не самое грустное чудище из всех "грустных чудищ" Редона. Эльф сидит на дереве (согласно народным поверьям, если в дереве живет эльф, его нельзя рубить) и смотрит на зрителя бесконечно-печальным взором. Калибан является одним из персонажей шекспировской "Бури", и, возможно, Редон имел в виду эту пьесу, когда создавал своего "Калибана".
"Образы Редона - это образы не из земного мира. Только в готическом искусстве французского XIII века можно найти формы, подобные формам Редона. Потом источник иссяк. Графические впечатления оборвались. Видеть последние концы нитей своего искусства на расстоянии семи земных столетий и ничего впереди - это предел одиночества. Человеческое
сознание не может вынести такого одиночества. Поэтому Одилон Редон в его земном воплощении - только иссохшие уста, через которые Вечность шепчет свои воспоминания. Его чувства так тонки, что впечатления жизни переходят предел боли, предел ощущаемого - у него нет вкуса к действительности. Он видит сквозь ощущаемую эпидерму природы". Максимилиан Волошин
В 1881 году Редон впервые выставляет в помещении «Ви модерн» все свои«чёрные» рисунки. На второй выставке
молодой французский критик Эмиль Эннекен взял у Редона интервью и в своей статье дал оценку его творчеству: «Где-то на грани между реальностью и фантазией художник нашёл необитаемую область и населил её грозными призраками, чудовищами... сложными существами, сотканными из всех возможных видов человеческого порока, животной низости, ужаса и скверны...».
«Вся моя оригинальность, - пишет Редон, - состоит в том, чтобы заставить неправдоподобные существа жить человеческой жизнью, по законам правдоподобия, ставя, насколько это возможно, логику видимого на службу невидимого».
В 1886 принимает участие в восьмой и последней выставке импрессионистов. Все работы этих циклов населены странными существами, наполнены причудливыми образами.
Гравюра «Парсифаль» (1891 г.) - графическая реплика на одноимённую оперу Рихарда Вагнера, потрясшую
Париж в середине 80-х гг. Чистые линии литографии Редона и её мягкие, обволакивающие формы вторят ясной красоте музыки Вагнера.
Кактус человек 1881 Уголь Коллекция Woodner семьи, Нью-Йорк
В его работах есть что-то от Босха, что-то от позднейшего сюрреализма. Символы художника, подчас можно только прочувствовать, но не разгадать.
Редон, в суровой черно-белой гамме представляет нам как бы чудовищную изнанку этого мира, наполненную ленивыми толстыми гусеницами, перекошенными лицами, «воздушными шарами глаз».
В 1922 году дневник художника был издан. Из его записей: «Заниматься живописью значит создавать красивую субстанцию, прибегая к особому, внутреннему чувству. Точно таким же образом природа создаёт алмаз, золото, сапфир... Это врождённый дар чувственности. Его нельзя приобрести».
Начало 90-х гг. - новый период в творчестве мастера. К нему пришло признание, Поль Гоген и члены группы «Наби» восхищались им. Однако Редон постепенно оставил графику (окончание жизни мастера в том же посте, где и начало).