Кадр из фильма: Брэндон, Кеннет, Джанет, Филипп
Мне кажется, ни один режиссёр в мире не создал столько фильмов, сколько снял их за свою творческую жизнь легендарный режиссёр Альфред Хичкок: 146! Это была для меня большая неожиданность, ведь, как правило, много фильмов в творчестве есть у актёров, а здесь режиссёр. Естественно, что я не видела и половины его фильмов, но лучшие, культовые фильмы Альфреда Хичкока я всё же видела. Да разве можно было пропустить "Окно во двор", "Головокружение", "Психо", "Птицы", "Марни". Но всё же лучшим фильмом для меня является его "Ребекка".
И вот мне в рамках проекта "Выездная Тематическая КиноРулетка от
dart_maus №1 "Великий и Ужасный Альфред Хичкок" досталось написать своё мнение о триллере "Верёвка", который входит, по мнению кинокритиков, в десятку лучших (звуковых) фильмов режиссёра, который, к тому же, является его первым цветным фильмом (1948 год).
"Верёвка" - экранизация пьесы Патрика Хэмилтона, основанной на реальных событиях.
Триллер начинается с конца, т. е. зритель уже в самом начале знает, кто совершил преступление. Мы видим, как два главных действующих лица, студенты Гарварда Брэндон и Филипп, белым днём задушили верёвкой своего однокурсника Дэвида Кентли и положили его в сундук, который стоял в гостиной квартиры, где они находились.
По словам Брэндона, они совершили "безупречное убийство", поскольку "такие как Дэвид лишь напрасно коптят небо. Потому-то он (Дэвид) - идеальная жертва для идеального убийства." "Свою работу" Брендон решает отметить вечеринкой, в этой же комнате, где стоит сундук с телом задушенного друга. Филипп ужасно нервничает, предлагает отменить вечеринку, но циничный Брэндон в ответ на эти слова отвечает: "Нет, вечеринка - роскошный последний штрих к нашей работе и даже больше. Это подпись художника. Написать полотно и не повесить - я бы сказал, - не оптимальный вариант."
На вечеринку друзья решают пригласить отца убитого Дэвида, невесту Дэвида Джанет Уолкер, их преподавателя Руперта Каделла, а также бывшего друга невесты Дэвида Кеннета Лоуренса.
Обрывок верёвки, которой был задушен Дэвид, они помещают в кухонный шкаф. А дальше зрители будут напряжённо следить за местом преступления, пытаясь угадать, останется ли преступление нераскрытым. Всё остальное им уже известно.
Кадр из фильма: тётя Дэвида миссис Овтер, невеста Дэвида Джанет Уолкер, отец Дэвида мистер Кентли, Брэндон и Филипп
А раскрыть преступление предстоит преподавателю молодых людей Руперту Каделлу в великолепном исполнении Джеймса Стюарта. Преподаватель ранее выражал в своих лекциях идеи Ницше о сверхчеловеке, напоминающие зрителю раскольниковскую дилемму: "Тварь ли я дрожащая или право имею", и вот именно он заподозрил что-то странное в поведении молодых людей и в отсутствии Дэвида. Вначале участники вечеринки удивляются лишь отсутствию Дэвида. Затем, когда любопытство Руперта усиливается, триллер начинает держать в напряжении и зрителей: удастся ли ему раскрыть истинную причину исчезновения Дэвида и удастся ли наказать преступников?
Актёрский состав играет великолепно. Джон Долл, который у нас в стране не был слишком известен, великолепно справляется с ролью Брэндона. Фарли Грейнджер в роли нервного Филиппа тоже убедителен. Джанет Чандлер в роли Джанет Уокер, невесты задушенного Дэвида, тоже хороша. Запомнилась и Констанс Кольер в роли тёти Дэвида, увлекающейся астрологией.
Для Джеймса Стюарта это была первая роль в триллерах А. Хичкока. Позднее он сыграл у Хичкока в фильмах "Окно во двор", "Головокружение", "Человек, который слишком много знал", пожалуй, лучших триллерах режиссёра. Джеймс Стюарт - звезда Голливуда, лауреат премии "Оскар" за лучшую мужскую роль в картине "Филадельфийская история" и, кроме всего прочего, боевой лётчик, ветеран Второй мировой войны и войны во Вьетнаме, бригадный генерал.
Кадр из фильма: Брэндон (Джон Долл) и Руперт (Джеймс Стюарт)
Альфред Хичкок разбирает в триллере психологию фашизма: в центре его внимания - привлекательность идей о собственной исключительности представителей молодого поколения, для которых другие, менее удачливые молодые люди, недостойны существовать.
Для достижения цели триллера Хичкок использует свой излюбленный прием - саспенс, состояние тревожного ожидания, беспокойства. Больше всего саспенс отражается в разговорах между бывшим преподавателем главных героев и обоими преступниками. Молодые друзья слишком нервничают, пьют, перестают нормально разговаривать. Все эти аспекты и дают повод Руперту подозревать, что произошло преступление. И он раскрывает его!
Операторская работа профессиональна. Фильм снят большими кусками, как пишут, девятью склейками плёнки. Действие не выходит за пределы студии, изображающей квартиру, где происходит убийство. А в целом - это приём классицизма: а именно, соблюдение всех трёх единств (единство действия, времени и пространства).
Музыка ненавязчивая, звучит фоном действия. Костюмы отличные, что вообще характерно для фильмов тех лет. Присутствует и юмор в диалогах, особенно в беседах тётушки Дэвида и Руперта. Само действие похоже на театральный спектакль, поскольку "сцена" не меняется. Но оно всё равно привлекает зрителя. Лично я внимательно наблюдала за тем, как и чем помощница по хозяйству в исполнении Эдит Эвансон сервировала стол, затем освобождала сундук, куда переместились все блюда, и уносила остатки трапезы на кухню.
В заключение я посоветовала бы любителям триллеров посмотреть этот фильм. Явных недостатков я не обнаружила.