11 декабря в полдень я уже в Москве - и сразу в Союз российских писателей. Возвращаясь, подумала, что грешно пройти мимо Центрального Дома Литераторов- а вдруг какие интересны литературные встречи? Заглянула - и первым делом к книжным рядам. Продавец книг-замечательная женщина! Она знает в них толк. мы беседуем, попутно я отбираю себе книги: только вчера мне Ширвани Чалаев рассказывал о книге Л.Аринштейна "Пушкин. Непричесанная биография"- вот она здесь, меня дожидается. Сборник стихов Марии Петровых - отлично, будет мой. Сборник стихов Давида Самойлова - у меня дома сборник с ранними стихами- забираю. Прозу Варгаса Льосы тоже надо бы почитать - моя кипа книг растет и милая женщина за прилавком говорит доверительно: "У меня здесь много хороших книг, но я не выложила, потому что сегодня здесь какое-то мероприятие у дагестанцев, они книги не смотрят". Однако... Тут ее взгляд падает на мою руку с узнаваемыми дагестанскими украшениями и она спохватывается: "Я поняла...". -"Ерунда, - успокаиваю я ее, - но все-таки читающих дагестанцев больше, чем может показаться на первый взгляд". Оказывается, моя собеседница в детстве была в Дагестане с отцом, профессором Бауманки, которого пригласил его аспирант-дагестанец. Впечатления - до сих пор - незабываемые. А браслеты кубачинские до сих пор бережно хранятся у дочерей.
Меня соблазняют сборником Самойлова с его личным автографом.Но я же не для коллекции буду брать, а для чтения - страницы рассыпаются, книга долго со мной не протянет, возьму новый сборник, пусть и без автографа
А что касается мероприятия- как я могла забыть! Сегодня же вечер поэзии Фазу Алиевой! До начала еще два часа.
Пойду в буфет.
Не знаю. буфет знаменит своими посетителями или ресторан, но встречаю Евгения Рейна. Классик для меня памятен тем, что на обсуждении моих стихов по Пиросмани в Коктебеле (мастер класс проводил он сам), вынес оптимистический вердикт: "Категорически надо печатать!"
Неприлично суетиться с фотоаппаратом вокруг отдыхающих, но ненавязчиво щелкнуть можно, пусть и не лучший ракурс
А тем временем вестибюль заполнялся гостями
Все знакомые здесь, только с Борисом Наваховым познакомились здесь.
А это справа - наш доктор Магомед Абдулхабиров, рядом - Тагир Курачев, певец милостью Божьей, как и его сосед слева
Поднимаемся выше, перед входом в зал развернута выставка книг Фазу Гамзатовны
Жаль, что она сама не смогла приехать. Поздравления принимает ее младший сын Махач (мой однокурсник). Свидетельствую: голова светлая, учился блестяще, чувство юмора отменное. Не знаю, как изменили годы, но быть сыном такой мамы весьма приятно:)
Не могу не сфотографировать эту горянку- наших сельских женщин (почему-то мне показалось, что она из села) люблю особенно нежно и бережно.
Народ собирается, но в целом зал был полупустой. Сначала пропускали по пригласительным, потом разрешили всем
Не совсем поняла, какова была цель организаторов. В зале сидели почти все дагестанцы -в основном, московские. Почему нет москвичей? Почему не превратить юбилей в общероссийский праздник поэзии? Весь смысл в том, чтобы бодро отрапортовать о столичном статусе праздника, в котором столица участвует только помещением?
Праздник оставил в целом удручающее впечатление. Наспех подготовленная сборная солянка из концертных номеров не первой свежести и не лучшего приготовления. Но самое ущербное - это сценарий - беспомощно-примитивный, механически наверченный на мысль о разноцветье стихов поэтессы. Зрителям предлагались квадраты разных цветов радуги на стене и цветные шали в руках танцовщиц, которые без гика, но с топотом метались слева направо и наоборот. Когда они пытались потрясти ножками в воздухе и изобразить попытку их разведения в стороны, впору было бежать из зала от этого позора, утешала мысль о том, что все свои, и из патриотических чувств все готовы признать каждую попрыгунью за звезду балета (наш театр оперы и балета еще не совсем мертв, но это тот случай, когда лучше полный покой, чем едва различимые признаки жизни)
"Сотри случайные черты, и ты увидишь - жизнь прекрасна!"- пыталась зажигать зал Зарема Бутаева, но и ее красота не спасала от ощущения неловкости за настойчивые повторы ошибок в блоковских строках. Опять-таки, была надежда, что москвичей мало, и эту приблизительность наших знаний и умений никто не заметит.
Неужели нельзя было сделать попытку как-то осмыслить поэзию Фазу и емко и кратко дать какой-то взгляд на ее творчество в контексте времени- либо прошлого, либо настоящего? Повторы и заклинания о величии поэзии Фазу Алиевой без попыток размышлять вполне сошли бы на школьном утреннике, но не здесь. Впрочем, официальная хроника отпишет. что вечер прошел грандиозно, других масштабов в похвальбе у нас не бывает.
Какая муторная речь, какой текст. особенно когда авторы сценария решили перейти, еще ничего не сказав, к теме войны: пафос неестественный, но ему даже не на что опереться - куцая фраза о том, как "ненависть поднимается... " В общем, это надо видеть и слышать: с зеленым цветом у Ф.А. ассоциируется то-то и то-то.... а с желтым цветом то-то и то-то,..
Я слушала все это час, потом ушла. Самое лучшее воспоминание - пение Тагира Курачева и его группы "Горцы".
Ансамбль "Лезгинка" выглядел бледно. Конечно, он ни в какое сравнение с той "Лезгинкой" эпохи Танхо Израилова не идет.
Но хуже всего то, что под маркой творческого поиска идет превращение искусства танца в искусство шоу. Во-первых, эти костюмы, в которых все меньше и меньше исконно дагестанского . Ленинградские мастера на заказ сделали лет пять назад костюмы в стиле народов Севера- не знаю. почему надо было так далеко заказывать, когда есть у себя в республике уникальный мастер по кавказскому костюму- Вера Агошкина.
Посмотрите, на эти жилетки или кафтаны невообразимого оперения: неужели краски и лепнина"Тысяча и одной ночи" относятся к традиционному дагестанскому костюму?
Конечно, наши парни изумительны в танце, но где их синхронность?
А это был самый смешной танец: попытка поставить драму о матери и сыновьях, войне и мире превратилась в пародию. И эти атласные черные рубашки, и неубедительные страсти, и картинно страдающая мать, и изящно утешающие сыновья, и бойко выскакивающие детки - мир, труд, май! Мать ее...
то есть их - достойна была слез сострадания - патетика не удалась. А музыка нелепая: то ритмы гор, то звон разбитого стекла - эта эклектика казалась, надо полагать, сочинителям, последним словом в современном искусстве
Стихов Фазу почти не было, вклинены в текст сценария неудачно, читала Майорова хотя и старательно, но бледно. Почему не читала Фаина Графченко? Чем она не угодила организаторам? Да если бы Фаина одно стихотворение прочла, весь зал бы встал! А нам дали послушать какой-то-детский лепет
Слушайте, а почему и на празднике "Белые журавли" в Дагестане вот уже много лет, и в Москве выступают одни и те же московские поэты? У них такая монополия на дружбу или такие предпочтения у нашего Союза писателей? Нельзя этот круг поэтов расширить хотя бы раз в 10 лет?
Выступает Бояринов. После информации в интернете об используемых им мерах поддержки литературы и истории с мистификацией по поводу вымышленного поэта, удостоенного награды, как-то я не склонна считать это имя очень авторитетным
Хорошо выступал Голубничий
но дальше я уже не слушала.
Наспех состряпанный концерт, не организованный по сути вечер -ничего нового Все равно напишут, что прошел великолепный вечер поэзии в Москве, Москва чествовала великую поэтессу....
Тяп-ляп под звуки фанфар - нам не привыкать
А вот и официальный отчет
Во вторник, 11 декабря, в Центральном доме литераторов состоялся юбилейный вечер, посвященный 80-летию народной поэтессы Дагестана Фазу Гамзатовны Алиевой. В его подготовке приняли участие Постоянное представительство РД при Президенте Российской Федерации и Министерство культуры РД.
Открыв юбилейный вечер, Постоянный представитель РД при Президенте РФ Гаджи Махачев рассказал о литературном пути поэтессы, ее влиянии на умы и сердца нескольких поколений дагестанцев, о творческих вечерах, проходящих в республике и посвященных юбилею поэтессы.
Трогательным и волнующим было обращение Фазу Гамзатовны к участникам мероприятия. Эти размышления Фазу Гамзатовны еще раз показали глубину творчества, самобытность и уникальность ее поэтического дара. И понятно было желание Фазу Гамзатовны провести это мероприятие в Москве, именно в Центральном доме литераторов - альма-матер поэтов, писателей, интеллектуалов нашей страны.
Министерство культуры РД красочно оформило сцену. На светодиодном экране по ее центру поэтическая символика и художественная надпись «Фазу Алиева». По обе стороны экрана - декоративные кулисы, на сцене - цветочная композиция. Все говорило о торжественности мероприятия.
Со словами приветствия к участникам вечера обратились Государственный секретарь РД Такибат Махмудова, Председатель СП РД, народный поэт Дагестана Магомед Ахмедов, председатель президиума Московской писательской организации Владимир Гусев, председатель правления Московского городского отделения Союза писателей России Владимир Бояринов, исследователь творчества Фазу Алиевой Мариз Магомедова.
Концертная программа порадовала своей новизной и нетрадиционностью подхода. Чувствовалось, что коллектив ансамбля «Лезгинка», возглавляемый сыном Фазу Гамзатовны Джамбулатом Магомедовым, находится в постоянном поиске, обогащая и насыщая традиционные танцы народов Дагестана хореографическими композициями танцев народов мира.
В заключение концерта со словами благодарности от Фазу Гамзатовны обратился ее сын Джамбулат Магомедов. Он поблагодарил руководство РД, Президента РД, Постпредство РД при Президенте РФ за организацию юбилейного вечера, сообщает пресс-центр Постпредства.