Когда я начала смотреть трансляцию из Винтерсвейка в 2013 году, мне очень нравилось, как филинята встречают родителей. Если ночью малыш выбежал на отвал гнезда и начал переминаться с ноги на ногу, производя головой круговые движения в вертикальной плоскости, значит, мамка или тятька на подлёте. И верно, обычно после таких плясок в гнездо плюхалась мать, отягощённая злом добычей. Папа являлся редко к подрастающим дочкам - мать отбирала у него еду где-то на дереве, когда перестала проводить всё время в гнезде.
Я думала, что филинята, похожие на каких-то диснеевских танцующих цыплят, своими плясками выражают радость и нетерпение. Вот так, например. На сцене старшая девочка из выводка 2013 года, моя любимица. К ней затем присоединяется сестрёнка:
https://www.youtube.com/watch?v=B5uEXMlzkPk Click to view
А вот совята пускаются в пляс при звуках музыки. Совёнок неведомого мне вида. Был подобран "очень маленьким" (явно не слётком), подрощен и затем выпущен на волю.
https://www.youtube.com/watch?v=MdYyK0SWNbM Click to view
А это "танцующий Бен" - птенец североамериканской совки, выращенный в одном из центров реабилитации диких птиц. Женщина, которая за ним ухаживала, пишет, что он вылетал из клетки и принимался танцевать всякий раз, как слышал музыку. "Радио стояло позади меня, так что вряд ли оно звучало для него слишком громко. Теперь он летает и танцует на воле".
https://www.youtube.com/watch?v=SdSY9NMAOjY Click to view
...Радость радостью, но всё оказалось гораздо проще. Те, кто читали пост от 1 ноября (см. также по тегу "филин евразийский"), помнят
этот ролик. Кажется, что филиниха, слегка скосив глаза в сторону зрителей, внимает пению своего супруга. Внимать-то она действительно внимает, а вот скошенные глаза - это сугубый оптический обман.
Такого совиного взгляда, как на этой прекрасной открыточке, не может быть, потому что не может быть никогда. Почему? Потому что глаза у сов закреплены в глазницах. Иными словами, глазные яблоки у них неподвижны. Глаз целиком заполняет глазницу, и для мышц, которые бы его двигали, места практически не остаётся. Поэтому сова не сможет смерить вас высокомерным взглядом с головы до пят и не окинет окоём от края и до края задумчивым взором. Пишут, что некоторые совы, в частности и виргинский филин, могут чуточку двигать глазами, но эти движения крайне ограничены.
Но именно поэтому у сов такая гибкая и подвижная шея. Она компенсирует неподвижность глазных яблок. Мнения учёных о том, на сколько градусов сова может повернуть голову в горизонтальной и вертикальной плоскости, расходятся. Чаще всего мне доводилось видеть цифру 270° применительно к повороту головы в вертикальной плоскости. Ну а если брать чисто визуальные наблюдения, то мы все знаем, что сова любого вида может посмотреть себе не только за плечо, но и за спину.
Когда человек рассматривает что-то, можно даже не подключать приборы, чтобы заметить, что у него двигаются глазные яблоки. Нередко, чтобы лучше увидеть предмет с разных сторон, мы тоже двигаем шеей и вертим головой. Но основная роль в рассматривании всё-таки отводится движению глаз. А вот совы, которые не могут двигать глазами, чтобы рассмотреть предмет всесторонне, вынуждены принимать вот такие вычурные позы:
(Оригинал) (Оригинал. Авторов не знаю, если кто-то подскажет, непременно укажу. Первое фото - кроличьи сычики, они же пещерные совы, лат. Athene cunicularia. Второе - сипухи, лат. Tyto alba).
Среди учёных существует мнение, что совы, "танцуя", стараются максимально охватить взглядом то, что им необходимо рассмотреть. Если так, то филинята, выходившие танцевать навстречу родителям, желали разглядеть в деталях, что там за ужас несётся к ним на крыльях ночи. Однако вот что писал
Ю.Б. Пукинский ещё в 1977 году:
Тот, кто держал сов дома или имел возможность близко наблюдать их в природе, не мог не обратить внимание на любопытнейшее явление - паясничество этих птиц. Без видимой, казалось бы, причины, обратив взор куда-то вдаль, сова, словно индийская танцовщица, временами начинает методично отклонять голову то в одну, то в другую сторону или перемещать ее в вертикальном направлении. Эти движения производятся в основном шеей при почти неподвижном туловище. Облик паясничающей совы, особенно мелких видов и тех, у которых голова украшена перьевыми ушками, весьма комичен. Иногда просто трудно поверить, что перед вами сидит птица, а не какое-то сказочное существо, самозабвенно стремящееся развеселить вас. Каково же значение такого паясничества?
<...>
Эти загадочные движения сов уже давно привлекали внимание зоологов. Первоначально их связывали исключительно со зрением. Действительно, иногда кажется, что сова при этом к чему-то присматривается. Однако позднее большинство ученых сошлось во мнении, что такие движения способствуют точности локации звуков. Так, после серии экспериментов В. Д. Ильичев и А. Г. Черный пришли к убеждению, что покачивания головой в плоскости лицевого диска в вертикальном и горизонтальном направлениях помогают точнее улавливать звук в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Производные же от этих движений покачивания головы позволяют птице, по-видимому, засекать звуки одновременно в обеих плоскостях, добиваясь ощутимых различий в силе звука, принимаемого одним и другим ухом. При этом смещение головы в сторону на четыре-пять сантиметров равносильно ее повороту на полградуса. Поскольку сова отклоняет голову то в одну, то в другую сторону, можно считать, что угол смещения равняется по крайней мере одному градусу.
У сов наблюдается еще один тип движения головы - наклоны вперед, которые, возможно, ответственны за лоцирование на более или менее значительных расстояниях. Надо сказать, что дистанция, с которой нападают совы на жертву, обычно не превышает четырех-шести метров.
Интересно, что при повышенном общем шуме нередко можно наблюдать описанные выше лоцирующие движения и в отсутствие звукового сигнала, идущего от жертвы. Сова как бы проверяет себя. Тот же факт, что тип движений головы не всегда зависит от степени зашумленности фона и расстояния до жертвы, говорит о несомненном значении этих движений и для зрения. Может быть, рассматривая предмет с разных точек, сова получает о нем и о расстоянии до него более полную информацию, нежели тогда, когда смотрит на него, не двигая головой.
Стало быть, танцы помогают совам и лучше слышать, и лучше видеть, а в конечном счёте - лучше охотиться и кормить себя и своих детей. Для совят танцы - это ещё и игра в будущую охоту. Учись слышать и видеть. Сегодня ты засекаешь полёт родителей, завтра будешь слышать и возможных врагов, и желанную добычу.
Вот почему маленький Бен и другой совёнок при звуках музыки пускаются в пляс. Об этом как раз последний процитированный абзац из монографии Пукинского. Какой-то непонятный шум, и надо понять, откуда он исходит. Издаёт ли его человек, который ухаживает за совёнком, или кто-то другой? Как выглядит источник этого шума? Где он? Вот на какие "вопросы" отвечает себе танцующий совёнок.
Так что для чего тебе, сова, твоя хореография? А это чтобы лучше слышать. И видеть тоже. Танец - это воистину всестороннее восприятие мира.
This entry was originally posted at
http://maria-gorynceva.dreamwidth.org/79124.html. Please comment there using
OpenID.