Как многие уже знают, в рамках Образовательного центра Belarus Fashion Week by Marko ss14 у меня состоялась лекция. Все так быстро случилось, решение было приятно буквально за несколько минут, что я сама с трудом поняла как это произошло. Я с трудом в это верила, и прибывала в сомнениях до последней минуты, что все состоится в назначенный день. Название лекции появилось мгновенно «Digital Fashion: еще будущее или уже настоящее», а многие материалы к ней уже хранились у меня на компьютере, но все равно работы было уйма. Все надо было проанализировать, систематизировать, сделать подачу яркой и не скучной, но при этом не потерять смысловую нагрузку.
Когда готовишь лекцию с таким названием, то сразу встает вопрос: а что же это за зверек "Digital Fashion"? Поиск в гугле не дает ничего определенного, википедия молчит, а тем не менее, явление уже существует. Оно настолько отличается от всего ранее созданного, что игнорировать это уже нельзя. Каждый день появляются, все новые и новые изделия, которые просто "кричат" о своей принадлежности к миру digital. И что же делать? Как рассказать о том, чему нет определения? В этом случае я решила пойти от обратного: раз есть примеры, значит их что-то должно объединять, а следовательно, есть шанс найти эти закономерности.
Начнем с платья, которое было создано специально для соблазнительной Диты фон Тиз (Dita von Teese). Это платье стало результатом сотрудничества модного дизайнера Майкла Шмидта (Michael Schmidt), который специализируется на адаптировании нетривиальных материалов к человеческому телу, и архитектора Фрэнсиса Битонти (Francis Bitonti), который отвечал за генерирование конечной формы. Их сотрудничество началось со знакомства на симпозиуме "Феномен 3D печати и его применение в модной индустрии" в рамках Нью-Йоркской недели моды осень-зима 12/13.
Click to view
Когда я впервые увидела платье, то совсем ничего не поняла. Мысли были из разряда: "Ну, Дита - как всегда: колготки в сетку до шеи натянула" ))). Однако же, когда начинаешь вникать в детали, в способ производства и во всю подноготную, сразу как-то проникаешься уважением к создателям, смелостью задумки и тем, как сошлись звезды и им все удалось реализовать.
Платье состоит из двух частей: жесткого корсетного верха, повторяющего все изгибы фигуры и гибкой движущейся юбки. Специфическая форма образуется с помощью пересекающихся спиралей. Всего было 77 частей распечатанных на 3D принтере, выкрашенных в черный цвет, покрытых лаком и украшенных 12 000 кристаллов Swarovski. Причем, есть еще один интересный факт, связанный с этим платьем. Авторы в процессе работы ни разу не виделись, находясь на разных побережьях США, а все вопросы решали по Skype и e-mail.
В последствии, такое сотрудничество переросло в летний трехнедельный воркшоп для молодых дизайнеров одежды и украшений, который объединил архитекторов, инженеров и производителя 3D принтеров MakerBot. Суть воркшопа заключалась в стремлении показать молодым "неокрепшим умам" принципы построения формы с помощью специального ПО, кода и алгоритмов, а также преимущества и новые возможности 3D-печати.
Всех участников разбили на две команды, дали задание разработать дизайн платья и устроили соревнование. Как всегда, победила дружба и из двух вариантов, получился один итоговый. Платье-скелет, очень необычной геометрии.
Click to view
И вот на этом этапе, я уже могу отметить одну из основных отличительных черт digital fashion, а именно, коллоборацию между модным дизайнером и архитектором. Все остальные материалы лишь подтверждают это утверждение.
Почему же так происходит? Как мне кажется, это связано прежде всего вот с чем.
Архитекторы, находясь в бесконечном поиске новых форм, а в последнее время - скорее в поиске новых способов их создания, значительно раньше остальных ухватились за потенциал генерирования геометрии с помощью кодов, алгоритмов и программирования. Потому те наработки, которые позволяют технически трансформировать полет фантазии дизайнера в сложную физическую форму, сегодня находятся преимущественно в их руках. Остается еще приплюсовать 3D принтер, который для них уже давно не игрушка, а рабочая лошадка, используемая для прототипирования и макетирования объектов.
Продолжение - в следующих постах
Digital fashion. Часть 2. Digital fashion. Часть 3.