я очень за № 1, во всем, не только с новым годом. вижу в нем проблему для тех родителей, которые сами по себе разочаровавшиеся дети из №3. я помню, в детстве, когда бывал подходящий момент для негласного сговорщеческого make belief, мама разочарованно произносила что-то вроде: а дак это же не по-настоящему :)
Спасибо! Классная классификация :о) У нас второй вариант, все-таки в честь св. Николая Колю называли :о) Верим в чудеса, но из духовного мира, как Коля говорит. Т.е. в физические подарки под елку не очень верим :о) В первый вариант Коля в прошлом году играл: колпак, подарки всем :о) Он был Дедом Морозом, этот персонаж у него, почему-то, стоит отдельно от Св. Николая :о)
интересно было бы подробнее узнать про такие моменты: - сделать волшебство вместе с ребенком, но не друг другу, а для начала кому-то другому, может быть кому-то маленькому, но не в семье (это про переход из третьего варианта в первый) - интересны возрастные рамки и возрастные переходы: малыши принимают сказку про Деда мороза как сказку, верят в нее, постарше начинают сомневаться, прилираться к деталям, отыскивать "дырки" в сказке, а еще чуть постарше снова верят в сказку, а сомневаться боятся (это уже ролевая игра?). Обиды возникают в очень запущенных случаях, мне кажется. - иногда бывает проблема как не запутаться в сказках, если их почему-то оказывается несколько. Например, ребенку рассказывают и про Святого Николая, и про деда мороза тоже. Или в семье принят один вариант, а окружение ребенка (друзья самого ребенка) верят в другое.
- "Сделать волшебство кому-то другому" - благотворительность, ага, маленькому, или бедному, или в больнице застрявшему. Обратите внимание, что пассивная роль реципиента волшебства всегда предполагает некоторую слабость твоей позиции, лишённость силы и власти.
- Дети начинают ролевые игры года в два обычно, хотя варианты бывают (у нас в год и три начались). До этого, гм, сказок тоже как-то нет, как и веры в них. Это рамка, по развитию: когда ребёнок начинает притворяться, что палочка - это лошадка, он готов к ролевому волшебству.
- Проблема нескольких разных сказок - та же проблема ГРАНИЦ и их обозначений. Надо обозначить выход из одной сказки и вход в другую. Например, через визуальные символы: "найти десять отличий" между Дедом Морозом и Санта Клаусом. И поговорить с ребёнком о бережном отношении к чужим сказкам и вообще о терпимости к чужой вере.
- пассивная роль принятия волшебства... Может быть поэтому сильные люди иногда не любят подарки-сюрпризы? Но дети обычно любят "быть маленькими" даже когда подрастают.
- вот интересны разные способы обозначить вход в сказку в одном отдельном месте, что-то вроде "окошек в сказку" - что это может быть? Превращающие предметы, магические фразы, заколдованные "места" - в принципе дети сами придумывают такие вещи в большом количестве. Но если взрослый специально хочет устроить сказку - то как создать и обозначить ее границы?
- Дети любят, когда им помогают, конечно. Взрослые тоже любят. Но помогать можно не свысока... Можно помогать ОЧЕНЬ много, но при этом не манипулировать человеком, не ставить его в зависимое, бессильное положение.
- Окошком в сказку может быть предмет-символ, да. Вот когда надел этот плащ чёрный, я Бэтман. Фраза-цитата из игры, книги, фильма: "О элберет гилтониэль" :-) Как находить и устраивать эти входы, ага, целая наука или искусство... Есть такие люди, мастера игры, профессионально занимаются. И каждый родитель для своего ребёнка.
Хорошо сказано. Первый подход очень мудрый. Причём, я бы не сказал этого ещё недавно, так как я тогда не знал, что он, вообще, работает. То есть, я думал, что при "разоблачении фокусов" вся магия пропадает. С удивлением увидел, что ничего не пропадает, остаётся собственное желание ребёнка верить в то, во что он хочет верить. Плюс, действительно, возникают реалистические само-поправки и само-коррекции. Это всё не на опыте Деда-Мороза, а - tooth fairy, которая для нас сейчас, с одной стороны, актуальна (часто приходит :), а с другой - уже далеко не в первый раз, так что мы её всесторонне успели обсудить :)
Вот именно, НИЧЕГО не пропадает, только богаче становится сказка, потому что ребёнок своё творчество в неё вкладывает :-) Я раньше тоже думала, что пропадание волшебства неизбежно, и была готова к этому, потому что обман и разная вера в семье для меня проблематичней. Но тут есть такой вот красивый выход...
Сложно. То есть я как бы принимаю и 1 и 2 и 3 варианты как вполне себе хорошие. Четко помню, что в детстве мне хотелось именно 3 варианта, даже когда я понимала, что его нет, этого Деда, но продолжала в него верить, никакой обиды не было и разочарований, просто я верила во 1) что кто-то прекрасный для меня играет в 3 вариант; 2) что есть вариант 2, только неочевидный. И еще я хотела бы играть вариант 1 и пыталась по мере сил лет с 8. В прошлом году страстно спорила с вальдорфцами (у меня дети в таком саду), что не хотела бы дома создавать домашнюю мифологию, в которую они играют в саду: гномики, приносящие в мешочках угощение в декабре, "сон", обнаруживающий себя в пятницу и еще что-то такое, маленькие чудеса. Но потом заметила, как детям хочется в это верить, вспомнила себя и этот вот декабрь гномы у нас работают почти каждый день:)... С каким интересом уже 5летний вроде большой мальчишка присматривается к этому гному, а вдруг он прямо сейчас начнет кусать яблоко, которое мы ему положили?
в том-т и дело, что я ребенку сказала, что нет Деда, а она мне спокойно отвечает, что к ее подружками Дед Мороз приходил и приносил подарки. И Придумать сказку про волшебство совместно с ребенком - а давай завтра Глеб будет Дед Морозом и принесет тебе подарок - мне кажется на порядок более странным, нежели спрятать подарок под елку
Comments 115
вижу в нем проблему для тех родителей, которые сами по себе разочаровавшиеся дети из №3. я помню, в детстве, когда бывал подходящий момент для негласного сговорщеческого make belief, мама разочарованно произносила что-то вроде: а дак это же не по-настоящему :)
Reply
У нас второй вариант, все-таки в честь св. Николая Колю называли :о) Верим в чудеса, но из духовного мира, как Коля говорит. Т.е. в физические подарки под елку не очень верим :о)
В первый вариант Коля в прошлом году играл: колпак, подарки всем :о) Он был Дедом Морозом, этот персонаж у него, почему-то, стоит отдельно от Св. Николая :о)
Reply
интересно было бы подробнее узнать про такие моменты:
- сделать волшебство вместе с ребенком, но не друг другу, а для начала кому-то другому, может быть кому-то маленькому, но не в семье (это про переход из третьего варианта в первый)
- интересны возрастные рамки и возрастные переходы: малыши принимают сказку про Деда мороза как сказку, верят в нее, постарше начинают сомневаться, прилираться к деталям, отыскивать "дырки" в сказке, а еще чуть постарше снова верят в сказку, а сомневаться боятся (это уже ролевая игра?). Обиды возникают в очень запущенных случаях, мне кажется.
- иногда бывает проблема как не запутаться в сказках, если их почему-то оказывается несколько. Например, ребенку рассказывают и про Святого Николая, и про деда мороза тоже. Или в семье принят один вариант, а окружение ребенка (друзья самого ребенка) верят в другое.
Reply
- Дети начинают ролевые игры года в два обычно, хотя варианты бывают (у нас в год и три начались). До этого, гм, сказок тоже как-то нет, как и веры в них. Это рамка, по развитию: когда ребёнок начинает притворяться, что палочка - это лошадка, он готов к ролевому волшебству.
- Проблема нескольких разных сказок - та же проблема ГРАНИЦ и их обозначений. Надо обозначить выход из одной сказки и вход в другую. Например, через визуальные символы: "найти десять отличий" между Дедом Морозом и Санта Клаусом. И поговорить с ребёнком о бережном отношении к чужим сказкам и вообще о терпимости к чужой вере.
Reply
- вот интересны разные способы обозначить вход в сказку в одном отдельном месте, что-то вроде "окошек в сказку" - что это может быть? Превращающие предметы, магические фразы, заколдованные "места" - в принципе дети сами придумывают такие вещи в большом количестве. Но если взрослый специально хочет устроить сказку - то как создать и обозначить ее границы?
Reply
- Окошком в сказку может быть предмет-символ, да. Вот когда надел этот плащ чёрный, я Бэтман. Фраза-цитата из игры, книги, фильма: "О элберет гилтониэль" :-) Как находить и устраивать эти входы, ага, целая наука или искусство... Есть такие люди, мастера игры, профессионально занимаются. И каждый родитель для своего ребёнка.
Reply
То есть, я думал, что при "разоблачении фокусов" вся магия пропадает. С удивлением увидел, что ничего не пропадает, остаётся собственное желание ребёнка верить в то, во что он хочет верить. Плюс, действительно, возникают реалистические само-поправки и само-коррекции.
Это всё не на опыте Деда-Мороза, а - tooth fairy, которая для нас сейчас, с одной стороны, актуальна (часто приходит :), а с другой - уже далеко не в первый раз, так что мы её всесторонне успели обсудить :)
Reply
Reply
Reply
В прошлом году страстно спорила с вальдорфцами (у меня дети в таком саду), что не хотела бы дома создавать домашнюю мифологию, в которую они играют в саду: гномики, приносящие в мешочках угощение в декабре, "сон", обнаруживающий себя в пятницу и еще что-то такое, маленькие чудеса. Но потом заметила, как детям хочется в это верить, вспомнила себя и этот вот декабрь гномы у нас работают почти каждый день:)... С каким интересом уже 5летний вроде большой мальчишка присматривается к этому гному, а вдруг он прямо сейчас начнет кусать яблоко, которое мы ему положили?
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment