НЭНСИ МЭЛЛОН РАССКАЖЕМ ДЕТЯМ СКАЗКИ (перевод М.Шаскольской)
Рассказ 3 СОЗДАЕМ ТИШИНУ Дети любят устроить возню и шум, но тишины они тоже хотят. В миллионах домов количество децибелов все растет и растет, при этом люди стремятся к большей и большей тишине. Слух страдает от беспрерывного шума и гама повседневной активности, нам не хватает покоя и тишины лесов, деревьев и большинства живых существ. Сегодня требуется большое искусство, если мы хотим дать тишине царить в нашей жизни. Тишина собирает все способности ребенка воедино. Она охватывает мышление, чувства и волю, позволяет нашим ожиданиям свершаться, умам открываться, брюшным мышцам расслабиться. Тишина есть самая добрая и самая могущественная точка для начала сказки. Создать тишину - совсем не то же самое, что добиться от детей, чтобы сидели смирно. Это активная, излучающаяся мощь. В атмосфере тишины наши сердца приходят к мягкому ритму, чувства открываются и даже поры нашей кожи теряют напряжение.[Читайте дальше] Создавая тишину, мы укрепляем терпеливое активное внимание ребенка, на чем строится любое обучение. Войти в эту крепость и силу можно многими способами. Одна бабушка вязала для себя шаль всех цветов радуги и накидывала ее на себя, рассказывая детям сказки. Но ей еще хотелось поделиться с другими тем покоем, что излучала ее шаль. И вот месяцами подряд она вязала такие «сказочные» шали для всех членов семьи и для друзей и дарила их, заворачивая в них любимые сборники сказок. Мама средних лет, сильно замученная своими двумя активными маленькими сыновьями, тоже говорила, как она с благодарностью принимала этот дар тишины, когда сама же рассказывала сказку. Жили они в престижном, деловитом спальном поселке в Америке, и вот однажды эта женщина решила купить старую прялку. Затем она и ее муж отважились загородить часть сада и купить туда тихую спокойную овечку. Много недель подряд вся семья училась, как ухаживать за овечкой и за ее ягнятами, как чесать шерсть. Мама стала пробовать прясть, и легкое жужжанье колеса, особенно в вечернее время, перед отходом ко сну, создавало вокруг атмосферу мира и покоя. Постепенно пальцы у мамы становились все более ловкими, и ей уже удавалось скручивать все более длинные пряди. И как-то вечером, когда она сучила шерсть, а мальчики следили за движениями ее пальцев, мать начала «прясть» для них историю про двух бойких мальчиков-пастушков. К ее удивлению, дети сказку полюбили и с нетерпением ждали новых поступлений. На следующий вечер мать подхватила ту же нить сюжета, дети стали ей увлеченно помогать, потом включился и муж, и эта тянущаяся нить помогла им «спрясть» доверие к себе и своим способностям рассказчиков. Ритм спокойного дыхания немедленно передается ребенку, в том числе и тому ребенку, что живет в нас. Мы усаживаемся, собираясь рассказывать сказку, готовимся произнести первые слова, и каждое полное дыхание становится для детей небесами. У них появляется собственное гармоничное дыхание. Они могут расслабиться и обращаются к нам в полном внимании, от макушки до кончиков пальцев на ногах. Собранный рассказчик, который полностью «здесь», вызывает их доверие. Им легко верится, что сказка даст им чувство добра и целостности. Дети нуждаются в творящем тепле и близости взрослого. Если это чувство не полно, внимание их ослабевает и тяга к подлинным отношениям остается как чувство голода или жажды. Ребенок всегда ждет, что его будет питать родительское дыхание и речь, Он внутренне жаждет теплой дышащей сказки, которую рассказывают именно ему, и эта жажда не умирает до конца наших жизней. Сколько бы ни было книг, телевидения, аудиозаписей или компьютерных сказок, они никогда не удовлетворят нашей глубокой потребности в общении. Одна мама как-то вечером повела своих детей к хорошо известной сказочнице. Большая, шумная толпа ребятишек и их задерганных родителей заполнила всю комнату до предела. Дети разного возраста тормошили сказочницу, и она забыла установить в комнате тишину, прежде чем начать сказку. И чем больше она исхитрялась, пытаясь все привести в порядок, тем больше в комнате возникало шума и перепалок. «Лучше бы я дома осталась, провела бы вечер с детьми сама, - говорила потом женщина по имени Катрина. - Я забыла, как мне нравилось рассказывать им сказки, какое удовольствие они получали и получала я». В конце концов Катрина написала книгу о том, как она решила наслаждаться мирным и творчески богатым временем дома с ее детьми. Другая мама тоже начала рассказывать детям сказки и истории, но она часто оказывалась занята, когда детям пора было ложиться спать. Нехотя, она все-таки позволяла детям смотреть телевизор, при том, что она знала, что там будет множество всяких картинок, в том числе и реклама. Другие члены ее «сказочного кружка» очень сочувствовали, когда она рассказывала, что дети засыпают поздно, а ночью спят неспокойно и часто просыпаются от плохих снов. Мама решила, что их время сказок перед сном будет священно и иеприкосновенно, сколь бы важными ни были ее остальные заботы. Она знала, что это полезно не только детям, но и ей тоже. Когда я каждый день рассказывала истории детям, работая воспитательницей в детском саду, я садилась в кресло-качалку и несколько мгновений прислушивалась к своему дыханию. Дети тоже начинали прислушиваться. Мое ритмичное дыхание и тихое покачивание кресла притягивали их внимание больше, чем мои слова. Для меня это стало открытием. Какими бы буйными они ни приходили, теперь они успокаивались, и по мере того, как мы сплетали мирное, гармоничное окружение, подобно бабушке с вязаньем или маме с прялкой, мои страхи и сомнения исчезали. То тепло, что возникало среди нас, позволяло словам моих сказок течь порой с удивительным вдохновением. Время от времени я прихожу в веселый и шумный детский сад. В одном конце комнаты там стоит большое мягкое кресло. Из-под чехла, закрывающего это кресло до полу, выглядывают два старинных остроносых башмака с золотыми шнурками. На плечи креслу заботливо наброшена большая шаль, а по углам рассажены подушки, маленькие куколки, тряпочки, камушки и вязаный мячик. Если ребенку нужно спокойно посидеть, или он ушибся, или просто нужно больше заботы, чем воспитатели могут сейчас уделить, то ребенку тихонько говорят: «Иди, посиди у мамы на коленках». И дети охотно залезают в кресло, сворачиваются там, прижимаясь к спинке и подушкам, чувствуя теплую защиту и поддержку. В саду заведен ритуал: каждый день, когда наступает время рассказывать сказку, воспитательница сама усаживается в это архетипическое кресло, очень тщательно и неторопливо. Какое-то время она устраивается «у мамы на коленках» поудобнее, затем начинает рассказывать, а куколки, камушки и тряпочки могут иногда стать частью ее сказки. Дети учатся искусству фантазии у своей мудрой, заботливой «сказочной мамы», с помощью ее сказок они учатся получать от этого места утешающий и укрепляющий покой. Можно найти много возможностей привнести покой и тишину в жизнь вашей семьи. Какие-то родители могут поставить в детской или рядом с ней старинные часы. В моем детстве такие часы стояли в доме под лестницей и разговаривали со мной, регулярно отбивая время, хотя я до сих пор не до конца понимаю, что они хотели сказать. Мы с братьями любили смотреть и слушать, как круглый диск маятника ритмично качается и каждые четверть часа раздается звон. Внимательное прислушивание к разным звукам подготавливает к живому вслушиванию в сказку, когда наступает ее время: дует вечерний ветерок, крадется котенок, звук вашего собственного дыхания и дыхания ребенка, шуршание ваших движений, мягкий ритмичный пульс внутри. Молодой отец, веселый балагур и затейник, никогда не лезущий за словом в карман, вдруг открыл для себя величие тишины, рассказывая историю про индейцев. Поначалу он чувствовал себя странно и дискомфортно в этом спокойном дыхании и слушании, но недавно он поделился со мной историей, которую сочинил летом, сидя у вечернего костра. Главная героиня, таинственная индейская женщина, не была ни глухой, ни немой. Она просто не разговаривала. Звуки словно проходили сквозь нее и уходили куда-то, где оставались, ожидая в прекрасном покое. Если она приходила к вечернему костру всего племени, то даже огонь пылал бесшумно. Она навещала людей в разных поселениях, и в тишине, которая ее окружала, у людей вдруг возникали удивительные вопросы, а дети, просыпаясь, помнили песни, которые пели во сне. Отец рассказывал разные истории про эти индейские поселения, а дети спрашивали: «А тихая женщина придет?» И им нравилось слушать о ее могуществе, так же как и их отцу. Еще одна семья решила послушать звуки тишины во время отдыха на озере. Сначала они просто молчали и слушали несколько мгновений. Они помогали друг другу слушать паузы между словами. Под конец они научились жить в безмолвном бодрствовании почти целый день, слушая удивительную музыку природы вокруг. И чем больше становилось тишины вокруг них, тем больше царил мир в их семье, а движения и жесты их становились все более красноречивы. Когда окончился их трехдневный эксперимент, один из детей пожелал так жить до конца каникул. Если вы и ваши дети потратите время на слушание богатства множества разных дыханий тишины в повседневной жизни, отдача будет огромной. Чтобы взрастить внутренний покой сказки или истории, вы сможете включить туда песнь древесной листвы, вздох огромного камня, когда солнце печет ему бок, сладкий выдох розы. Или можно сочинить сказку о деревенском пареньке, который отправляется бродить по миру, чтобы слушать то, что видит - дровосека, корову, пчелу.
(продолжение следует) Рисунок с сайта httpwwwstihi.ru201107066482