Главными причинами потребления изобразительного искусства называют эстетическое наслаждения и возможность испытать сильные эмоции. Оба объяснения сами по себе кажутся мне сомнительными:
При нынешней дешевизне печатания изображений, если бы люди стремились к получению эстетического удовольствия от картин, во всех квартирах стены были бы обвешаны репродукциями картинами - и это явно не так. Репродукции картины у многих весят, но не по десять штук на комнату (повторюсь, что по цене хорошего шкафа можно вполне заказать 30 небольших репродукций картин в рамах).
Чтобы вызвать сильные эмоции (и не предполагается, что они должны быть положительными), нет нужды смотреть на картины или скульптуры. Многие их испытаю, если на них выпустить змею или паука или крысу. Но люди этаких сильнейших эмоция явно не хотят. После того, как я у нас в постеле поймал скорпиона (который загадочным образом вылез из террариума), Наташа убедила меня не держать больше дома скорпионов.
Да и я не представляю себе что бы кроманьонец пошел вырисовывать на стене пещеры бизона для того что бы просто смотреть на него, когда он мог побегать или за бизоном или от бизона в реальности (и даже еще добыть много мяса, в придачу).
Мне представляется, что изображения изначально все таки играли роль или поддержания эмоциональной связи с богами, с царями, или с предками [*] или придания объекту специфичности (ну например, изображение на нем событий какого-нибудь мифа). Без всякого сомнения, более красивые изображения богов и предков ценились больше, чем менее красивые, но все таки эстетичность была вторична (в ресторане нам подают эстетично сделанную еду, но ходим мы все таки в ресторан что бы поесть, а полюбоваться - это уже вторично). Затем картины стали восприниматься вообще как символы престижного места. Если в церкви висят портреты святых, то чем дорогой ресторан хуже церкви? Может, конечно стоит повесить не портрет святых, а картину с рыбой и котлетой, но смысл тот же.
А вот потом, когда изображения начали получать высокий статус, постепенно начало расти количество людей заинтересованных в искусстве как вещи в себе. Мне кажется, это связано с тем что большинство людей умеют как-то рисовать - и могут себя в принципе поставить на место художника [**], и для них увлечение искусством создает эту связь с потенциальными возможностями. Ну, и в самую последнюю очередь, в дело включается азарт, способность угадать будущих успешных художников - ничем в принципе не отличающееся от спортлото.
То есть, на мой взгляд, сегодняшняя популярность изобразительного искусства, обилие художественных музеев, и высокие цены на картины поддерживаются именно комбинацией двух факторов - высокие цены которые люди платили за изображения которые что-то символизировали или создавали с кем-то эмоциональную связь и тот факт, что многие люди могут нарисовать что-то подобное, как минимум технически, хотя сами то люди надеются. что и в других смыслах тоже.
UPD
ymarkov заметил, что сейчас люди покупают за миллионы долларов вообще электронные произведения искусства, которые совершенно ничем кроме особого сертификата подтверждающего собственность не отличаются
https://kapital.expert/poleznoe/chto-takoe-nft-i-pochemu-nuzhno-znat-ob-etom.html *С царями, они играли еще роль альтернативного изображения царей, дающего возможности подданным представлять себе не реального старого и хилого монарха с лысиной и экземой, а молодого сильного красавца. От талантливого портретиста требовалось балансировать на грани, что бы и похож был и красив.
**Собственно, и литература в значительной степени, на мой взгляд, развивается за счет графоманов.