Литкафе. Советы, которые не будут услышаны.

Jun 23, 2011 12:07

Этот пост - скорее обращение к новичкам. Конечно, до гуру мне еще очень далеко, равно как и до маститого литератора, но все-таки я уже уровня ап-новичок и кое-что в этой жизни понимаю))
Мне очень грустно смотреть на то, как господа и дамы начинающие писатели один за другим совершают ошибки, одинаковые, как две капли воды. Наверное, это такой путь взросления, который должен пройти каждый, но так хочется сделать его чуточку короче!
Вспоминая себя пятилетней давности, а именно тогда я приняла принцип писать, писать и еще раз писать, я понимаю, что послала бы саму себя нафиг в лучшем случае, а скорее всего сказала бы «она мне просто завидует» - универсальный способ отрицания критики.
Но я считаю, что если повторить человеку что-то десять раз, на одиннадцатый он может быть и примет. Так что…

1. Если вы пишете первый роман, он скорее всего плох. Ни в коем случае не стоит писать с чувством, что текст ни на что не годится, НО фразы «мне не нужно ничего редактировать», «я сразу пишу набело», «я написал роман за 2 месяца и он гениален» когда их говорит новичок, звучат смешно. Возможно потом, к роману десятому это будет так, но я не знаю ни одного человека, который бы сразу, с ходу, написал бы первый роман, издал бы его и стал великим писателем.
Уточню: Я не говорю, что первый роман априори никуда не годится. История знает много примеров первого удачного и даже очень удачного романа. Хотя бы тот же «Дом, в котором..» или роман Нелли Мартовой, который вы еще не видели, ха-ха. Но! Такие романы правятся и правятся, пишутся долго и старательно.

Поэтому совет: не стоит отправлять первый роман тут же в издательства, а потом клясть злобных редакторов, которые (сволочи!) только и думают о деньгах, а ваше гениальное творение в грош не ставят (потому, что оно слишком гениально, чтобы эти людишки их поняли!). Лучше перечитайте роман, потом поправьте и еще раз перечитайте. И конечно поправьте еще раз.
Примечание: Никто не говорит, что первый роман - в топку. Только о том, что перед отправкой его нужно править и править. И по хорошему сначала отложить на "отлежаться".

2. Ищите критики. Конечно, в самом начале пути очень хочется, чтобы тебя хвалили. Просто с одной целью - понять, стоит ли вообще продолжать, стоит ли тратить время на рассказы, а уж тем более - романы. Сходите на Прозу.ру, получите толпу хомячков-поклонников, а потом ищите того, кто вам реально поможет, то есть - покритикует.
На самом деле, это великое счастье найти человека, который укажет тебе на хотя бы некоторые ошибки. Да, может быть это будет «у вас отвратительно позитивный текст, добавьте злости!» или «А может быть стоит влить сюда прекрасную линию о запретной любви Марфы и Василисы?»* Где они предадутся страсти прямо на залитой солнцем лестнице?»
Но даже такие лучше, чем похвала. Крики «все гениально» не дадут вам ничего, кроме поглаженного эго. А уж если кто-то даст реальной критики! Господи, какое это счастье =)
* Реальные рецензии на мои зарисовки. Причем Марфа в тексте была старушкой, а Василиса - девочкой.
Примечание: На самом деле, я считаю, что лучший критик - это сам автор. Нужно научиться самому смотреть критично на произведение, тогда никого искать и мучить не придется.

3. Уберите половину прилагательных и причастных оборотов, они лишние. Как только писатель достигает определенного уровня, он начинает писать «красиво». Мне повезло, когда мне было 14, я показала рассказ знакомой редакторше. Она сказала «прореди количество определений», я согласилась и, конечно же, ничего не изменила в тексте. «Это мой авторский стиль!», - гневно думала я. И даже не догадывалась, сколько раз так отмазывались люди до меня и сколько раз я услышу это на предложение убрать одно из 4 прилагательных. Вторая по популярности отмазка: «Я не собираюсь писать сухо, у меня главное душа и стиль! Если я уберу все прилагательные, будет ужасно!» Почему все, хотелось мне возопить! Хотя бы одно из 5!
4. Пишите о том, что вы знаете. Это не значит, что нужно ограничиться школой (институтом, работой.) Но если вы менеджер, а пишите подробно об устройстве космического корабля, хотя бы учебник физики посмотрите!
Еще более нелепо смотрятся описания заграницы людьми, которые там не бывали. Будто читаешь плохой пересказ тупой американской мелодрамы: шаблонно, картинно и глупо. В лучшем случае Мери и Джек чисто русские Маша и Ваня, чаще - Барби и Кен, такие же пластмассовые.

АПД. Будет еще вторая часть, бо все не уместилось + бонус пример как не надо писать) уж очень он хорош, а хорошим надо делиться.)

Другие посты из серии «Литкафе» можно почитать тут

писательские будни

Previous post Next post
Up